Относительно поправки в моей биографии Вы совершенно правы. И я прошу Вас ничего не предпринимать теперь. Это уже после моей смерти, когда, может быть, некоторые журналы будут просить: у кого есть мои письма, когда всякие разъяснения, в интересе правды, указания на ошибки, по незнанию, биографам будут интересны.
Очень, очень благодарен Вам, что Вы не забываете думать о моем внуке Дие. Совершенно верно: с этим спешить невозможно. Да, Вы так умно обдумываете и как истинно добрый человек глубоко понимаете пользу дела.
Еще: племянник мой Илья Васильевич недавно сообщил мне, что Вы могли бы взять на комиссию мои акварели - я очень рад, и как только будет подходящая, я Вам пришлю.
Я с удовольствием платил бы 15 процентов с продажной цены.
С пожеланием Вам всего лучшего и с полным уважением к Вам
Илья Репин
2
10 мая 1926 г.
Дорогой Василий Иванович.
Благодарю Вас за письмо и обстоятельную копию с моей записки, которую Вы приложили. Действительно, это облегчило мою подпись, которую я всегда с удовольствием готов повторить.
Относительно оценки «Зуава» я затрудняюсь: не умею ценить своих вещей.
Для меня все оценки делает Василий Филиппович Леви. Сейчас он в Ницце, но, вероятно, скоро вернется в Куоккала.
С совершенным уважением и большой симпатией к Вам пребываю преданный
Илья Репин
Василий Иванович Памелла - владелец художественного салона в Хельсинках.
Л. О. ПАСТЕРНАКУ
1927-1928 гг.
Дорогой Леонид Осипович.
Двадцать семь лет прошло; и передо мною как сейчас - на парижской выставке - целая серия ваших великолепных иллюстраций к «Воскресению» Л. Толстого. Случилось, что я был в обществе Юры, мы стояли перед вашими иллюстрациями и все-все хвалили, с неподдельным восхищением, ваши труды... дивная коллекция. Ах, хотелось бы повидать Вас и пожать вашу руку. Будьте здоровы.
И. Репин
Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) - известный живописец и рисовальщик. Иллюстратор произведений Л.Н.Толстого.
Г. С. ПЕТРОВУ
1920-е гг.
Дорогой Григорий Спиридонович.
Большую радость принес мне последний № «Отечества» - Ваша статья. Как всегда, Вы верный гражданин нашего рухнувшего Отечества, неизменно преданы его положительным интересам. Так невольно вспоминается, как здесь, в Куоккала, Вы в моей мастерской, окруженный художественной молодежью, стоите твердо на гражданских началах в искусстве и жарко спорите с эстетами, погруженными до макушек в заливе чистого искусства. Так было...
Как осиротело с тех пор наше Куоккала! Пустота, развал, убыль во всем ... А я желал бы получить от Вас хотя бы самое краткое известие: как Вы теперь живете, как себя чувствуете, с кем встречаетесь? На кого надеетесь в будущем из всей многочисленной теперь эмигрантской среды? Что наши: Родичев, Маклаков, М.Стахович и другие люди, внушавшие нам еще так недавно столько веры в успех перемены к лучшему. А теперь я все еще не забываю Вашего образного выражения - из прорвавшейся плотины несутся старые, брошеные резиновые калоши и прочая дрянь ... Дружески приветствую Вас Ил. Репин
Ф. Ф. ПЕТРУШЕВСКОМУ
После 1901 г.
Милостивый государь Федор Фомич.
Наши ученики в Академии художеств больше всего работают красками Мевеса из Берлина. Лавочка кассы учеников имеет и других фабрик краски, в ходу у нас также и досекинские (которые очень недурны) из Москвы. У нас из положительных руководств к живописи до сих пор я считаю Вашу книгу. О красках Муссини как-то замолчали, и они не в ходу. Наставление по предмету техники от профессоров ученики не считают предметом особенно важным, и если ими интересуются, то скорее между собою, небольшими кружками. Пробуют краски эмалевые, много неразборчиво , а темпера и даже восковыми пробовали (пробовал и я). Кружок Киплика увлекался эмалевыми, Кардовский, Грабарь и другие русские художники в Мюнхене очень усердно занимались техникой красок. Лично я порекомендовал бы Вашему вниманию краски Карманского из Кракова. Это самые превосходные по моему впечатлению краски и масляные и акварельные; их можно сравнить только с английскими, и то, мне кажется, преимущество будет на стороне краковских.
Жидкость для живописи между учениками в большом ходу «Специал». Вам она, вероятно, известна. По запаху это нефтяное масло. Оно очень скоро сохнет, мало жухнет и очень приятно и легко в работе. Я его очень полюбил. Вообще надо признаться, что наши художники мало заинтересовались технической частью живописи.
Федор Фомич Петрушевский (1828-1904) - известный физик, автор ряда работ по цветоведению и оптике.
Д. БЕКХЭМУ
11 октября 1913 г. Куоккала. «Пенаты»
Дорогой сэр.
Портрет Плеве является собственностью его самого. У меня даже не осталось фотографии, и мне неизвестен адрес г-жи Плеве. «Толстой под деревом» находится в Москве в Третьяковской галерее (около храма Спасителя). Фотографии также не осталось. Портрет Рубинштейна у меня, но я его переделываю, и снять с него фотографии невозможно. «Запорожская вольница» тоже неокончена, и сфотографировать ее нельзя. Несколько лет тому назад многие русские художники были совсем разорены продажей картин за пошлины. (Я сам потерял картину стоимостью свыше 3000 рублей.). После такого урока я дал себе обещание не входить в сношения с американцами во всем, что связано с искусством и художниками.
Ваш Репин
Вильям Пекхэм - английский футболист, художественный критик и журналист. В 1913 году посетил Россию с целью популяризации футбола и написании статьи о русском футболе.
П. Е. РЕЙНБОТУ
5 июля 1910 г.
Глубокоуважаемый Павел Евгеньевич.
Я даже сконфужен. Да ведь это целое дело с большими затратами и времени, и денег, и труда! Какая предупредительность: и подробный план, и Бедекер, и книга расписания!! Ах, Павел Евгеньевич, можно ли так баловать людей! Зазнаются...
продолжение ...
|