на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


Гуго Ганс - немецкий историк и публицист, автор книги «Перед катастрофой. Обзор царского государства. Очерки и интервью из русских столиц» («Vor der Katastrophe- Em Blick ins Zarenreich. Skizzen und Interviews aus den russischen Hauptstadten». Frankfurt am Main, 1904). Одна глава этой книги, посвященная Репину, публиковалась отдельно. В ней дается высокая оценка творчества художника и особенно выделяются его картины, посвященные революционным темам- Книга проникнута глубокой верой в час освобождения для «всех благородных и бедных, которым Репин и Толстой посвящают свои произведения».

Г. Г. ГЕ

4 февраля 1906 г.
1
Дорогой Григорий Григорьевич.
Ввиду эвакуации академической квартиры я на днях пришлю Ваш портрет. Повесьте и посмотрите, может быть, Вы разочаруетесь и отдадите его мне обратно. Вообще обсудите всесторонне. А мне он показался нарядной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи.
Ах, извините - сорвался-таки: это не мое дело - самохвальство.
Вчера случайно встретил Вейнберга - комедия наша «Возмутительно» еще у него? Черкните, когда ему написать. А от Гнедича никакого слуха. Писать ли Батюшкову? Отдали ли Вы комедию в печать? Отошлите, если это Вам нетрудно - все равно, это время глухое. Если еще черкнете мне, то нельзя ли сообщить, кто будет на чтении из актеров.
Ваш И. Репин

2
После февраля 1906 г.
Дорогой Григорий Григорьевич. По мере того как строится моя мастерская, я мысленно украшаю ее. Скоро буду перевозить сюда свои вещи. Вспомнил и о Вашем портрете (моей работы маслом). Если он Вам уже прискучил, то я за ним пришлю! А если Вы к нему привыкли, то я согласен уступить его Вам за 300 р. Постройка так дорого стоит, что это теперь пригодится. Если соберетесь к нам в Куоккала, помните среду (наш день).
С праздником - всего лучшего
Ваш И.Репин

3
21 ноября 1906 г.
Дорогой Григорий Григорьевич.
Спасибо, спасибо, сто раз за Ваше горячее, вдохновенное и очень дорогое для меня письмо. Вы меня так подняли и помогли взлететь на крутую гору, на которую я, спотыкаясь, карабкался". Конечно и несомненно Вы правы во взгляде на идею картины - это и не должно быть иначе. Но я должен признаться, что былину перед картиной мне пришла в голову мысль рассказать Вам вовсе не с тем, что моя картина ее иллюстрирует. Я только хотел оправдать некоторых казаков в религиозном настроении и оправдать, что это настроение было свойственно душам лыцарей. и многие из них кончали схимой после всех варварских подвигов.
Относительно носового платка (хустка) могу показать Вам документ: именно, на галере, в костюме моряков, почти у каждого казака за пояс, с левого бока, заткнута хустка
Но Ваше письмо - это такой вдохновенный гимн моей картине! Я буду счастлив, если моя картина произведет на кого-нибудь такое восторженное настроение, какое мне дает Ваше письмо.
Жму крепко Вашу руку
И. Репин

4
13 октября 1911 г. Куоккала
Дорогой Григорий Григорьевич.
Ваша «Пляска мертвецов»7 на меня произвела впечатление. И страшно и не без поэзии. Оригинальный сюжет. Я опасался за публику, но она выдержала с захватывающим интересом... Актеры Ваши молодцы: у них много жизни, страсти и уже большое умение играть. Но есть очень много унисонов - все одинаково скоро спешат, без оглядки, не считаясь со сценой и публикой... Особенно «Ласточка» Натальи Борисовны пострадала от излишней бойкости - торопни; а главное, от упущенных, проглоченных и брошенных - очень важных фраз, из-за чего пьеса осталась малопонятной и гораздо слабее, чем эта вещь в действительности: она обработана строго и с большим смыслом. Чем серьезнее будет сыграна, тем впечатление от нее будет комичнее и неотразимее. А театр Ваш мне очень нравится. Дай бог Вам успеха!
Ваш И. Репин.

Григорий Григорьевич Ге (1867-1942) - артист Александрийского театра и драматург. Репин написал два портрета Ге, в 1895 и пастель в 1899 году (собранно музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты»).

ПИСЬМО от Г.Г.ГЕ к И.Е.РЕПИНУ

Ноябрь 1906 г.
Дорогой Илья Ефимович.
Вы дали мне лестное право высказаться относительно Вашей новой картины. Я должен был пережить новое ощущение и теперь, на бумаге, могу сделать это добросовестно. Прежде всего я должен сказать, что ни одна Ваша картина, включая Грозного и «Дуэль», не произвела на меня такого ошеломляющего впечатления, как «Запорожцы» в новом варианте, с умирающим юношей. Это лицо меня преследует. Взмах волны, гладко взлетевшей на гребень, эта гармония могучего порыва природы с могучим порывом могучих, вольных людей - и на фоне их согласного, буйного полета бледное лицо умирающего с тихим угасанием жизни в глазах, во всем лице - это нечто поразительное, мною никогда еще невиданное... Вы не чувствуете, до какой Высшей степени поднялся Ваш гений, и, как мне кажется, хотите навязать этой чудной вещи что-то рассудочное, резонерское, елейно-благообразное. Так я чувствовал, когда Вы объясняли мне сюжет по-своему. Это уже не лирика в трагедии, это... это что-то мейерхольдовское... пришедшее позже того, как Ваша вдохновенная кисть безумно смело набросала правду жизни, ее трагедию. Вы объясняли, а впечатление во мне гасло... Я не решался тогда протестовать, т.к. не понимал своих ощущений. Буря стонет, вольница поет, она мчится в одном полете с волнами, ветром, она упоена своей победой, среди награбленного добра, упоена своей волей - это гимн свободы... и на фоне его бледное лицо умирающего юноши... Разве это не жизнь, не правда, правда современная, а потому страшная, захватывающая... И вдруг мне говорят, что эти люди с циклопическими голыми спинами, эти отважные богатыри умилились, услыхав отходную... под бандуру... умилились до покаяния... И вот тот - перед награбленным добром, даже руки развел... дескать: «Что же это я наделал?».


продолжение ...


   Реклама:
   » 

"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100