на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


Рядом с такими гениальными художниками, как Веласкез, Рембрандт, они, в простоте сердца, ставят фра-Беато Анджелико, этого простого, безграмотного иконописца, который , конечно, культивировал ремесло, но до искусства он дойти не мог - у него не было художественной школы, художественного образования. Его раскраска розовенькой и голубенькой краской с золотцем...
Искусство начинается только тогда, когда оно соприкоснулось с гением науки ...

К. К. СЛУЧЕВСКОМУ

22 октября 1897 г.
Милостивый государь Константин Константинович, неожиданная честь, которую вчера Вы мне оказали Вашим посещением, совсем вскружила мне голову, и я забыл, что круг, в который Вы меня приглашаете баллотироваться, состоит главным образом из деятелей газеты «Нового времени». Я же, к сожалению, уже давно нахожусь с ними в таких отношениях, при которых неудобно встречаться.
А потому покорнейше прошу считать недействительными все мои легкомысленные обещания, данные Вам вчера. Прошу Вас, глубокоуважаемый Константин Константинович, простить мне великодушно причиненное Вам беспокойство и верить искренности чувства глубокого почтения к Вам.
И. Репин

Константин Константинович Случевский (1837-1904) - поэт и общественный деятель. С 1891 по 1902 год был редактором газеты «Правительственный вестник». Письмо является откликом на приглашение Случевского принять участие в общественно-политическом предприятии, далеком от прогрессивных устремлений художника.

В. В. СТАСОВУ

Ноябрь 1885 г.
Дорогой Владимир Васильевич.
Посылаю Вам офорт с портрета Мусоргского - вышло весьма гладко и нисколько не похоже. Я бы с удовольствием попробовал еще раз, но не ручаюсь, что выйдет лучше; не вижу ничего по черному.
И.Репин. Черкните, что Вы теперь предпримете.

М. А. СТАХОВИЧУ

Суббота 1891 г.
Многоуважаемый Михаил Александрович.
Для такого гениального таланта артистки! В страну искусств, где так облагорожен вкус даже простого работника! И наконец, для гения Шекспира, имя которого с портрета будет при неразборчиво здесь!
Воля Ваша - у меня рука не подымается...
Мне кажется, такое приношение может обидеть или вызвать улыбку сожаления у Дузе. Актрисы на этот счет очень избалованы.
Какие приношения например получает наша Савина. Простите, но я не могу поступить иначе: по-моему, лучше ничего не подносить. Она довольна успехом, любовью к ней. К чему эти вещественные знаки...
Это опасные вещи; их надо показывать всем; они должны быть очень хороши. С совершенным почтением Ваш покорнейший слуга
И. Репин. Вы, вероятно, не видали этого панно - понадеялись на исполнителей - удивитесь, какая это безвкусица и ординарность.

В. М. ФЕДОРОВУ

3 сентября 1923 г. «Пенаты»
В.М.Федорову для» библиотеки музея техникума точной механики и оптики.
К вам, молодые товарищи, обращается на 80-м году старик, посвятивший всю свою долгую жизнь искусству. Подражая великому нашему гению Дмитрию Ивановичу Менделееву, я называю свое слово «заветной мыслью».
Искусство я ценил выше всего; в нем было: мое счастье, отрада и глубокое страдание...
Искусство я разумею как таковое, безо всякого господства над ним других идей. Искус - как можно лучше - вот принцип искусства. Во всякой деятельности искусство вносит свою любовь к достижению совершенства.
Тут не должно быть ни равенства, ни большинства. Всякий мастер проникает в прогресс своего дела настолько, сколько бог вложил в его натуру специальной способности. Труд по любви - вот наслаждение мастера художника, тут его независимость и значение. Молодым инженерам советую ехать в Италию, там вы найдете перлы Вашего искусства: набережная в г. Бари, туннели по берегу морей и ст. Готард ... . А железные решетки (Верона), рынки (Флоренция), пассажи в Неаполе и др. городах. Эти художники по страсти и великой традиции гениальных предков внесли столько художественности, красоты и вечной несокрушимости в прозаическое дело, что нельзя де преклоняться перед их гением...
Дружески жму руку Вам, Владимир Михайлович. Прошу передать мой сердечный привет Николаю Ивановичу Кравченко, Ю.Ю.Клеверу, А.А.Рылову и М.П.Бобышову, которого я хорошо помню еще Мишей Бобышовым.
Так трудна теперь пересылка: не знаю, дойдет ли это письмо. Портрет откладываю до другого раза. Пришлю Вам очень интересное письмо моего учителя Ивана Николаевича Крамского 5 (не напечатанное еще). Исторически глубоко оно.
С сочувствием и желанием быть Вам полезным
Илья Репин. Но ради бога - пишите мне по старой орфографии, новой я не разбираю.

Владимир Михайлович Федоров - инженер, любитель искусства, был дружен со многими художниками.

А. И. ФЮКУ

1920-е гг.
Дорогой Алексей Иванович. Радуюсь за Вас и поздравляю Вас. Вы попали в хорошее общество преподавателей-профессоров. Старайтесь использовать это время. Очень хорошо, что Вы сознаете свои пропуски в живописи и рисунке. По составу художников в студии всякое имя говорит о себе: И.Г.Дроздов уже художник с именем, Чепцов тоже, я его помню по работам, он вышел из мастерской В.Е.Маковского. Авилов очень талантлив и хорошо рисует лошадь, он превосходно компонует картины, и в будущем он еще себя покажет, человек со вкусом и темпераментом. А Эберлинга я давно знаю: я думаю, это хороший руководитель мастерской.


продолжение ...


"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100