Рядом с такими гениальными художниками, как Веласкез, Рембрандт, они, в простоте сердца, ставят фра-Беато Анджелико, этого простого, безграмотного иконописца, который , конечно, культивировал ремесло, но до искусства он дойти не мог - у него не было художественной школы, художественного образования. Его раскраска розовенькой и голубенькой краской с золотцем...
Искусство начинается только тогда, когда оно соприкоснулось с гением науки ...
К. К. СЛУЧЕВСКОМУ
22 октября 1897 г.
Милостивый государь Константин Константинович, неожиданная честь, которую вчера Вы мне оказали Вашим посещением, совсем вскружила мне голову, и я забыл, что круг, в который Вы меня приглашаете баллотироваться, состоит главным образом из деятелей газеты «Нового времени». Я же, к сожалению, уже давно нахожусь с ними в таких отношениях, при которых неудобно встречаться.
А потому покорнейше прошу считать недействительными все мои легкомысленные обещания, данные Вам вчера.
Прошу Вас, глубокоуважаемый Константин Константинович, простить мне великодушно причиненное Вам беспокойство и верить искренности чувства глубокого почтения к Вам.
И. Репин
Константин Константинович Случевский (1837-1904) - поэт и общественный деятель. С 1891 по 1902 год был редактором газеты «Правительственный вестник». Письмо является откликом на приглашение Случевского принять участие в общественно-политическом предприятии, далеком от прогрессивных устремлений художника.
В. В. СТАСОВУ
Ноябрь 1885 г.
Дорогой Владимир Васильевич.
Посылаю Вам офорт с портрета Мусоргского - вышло весьма гладко и нисколько не похоже. Я бы с удовольствием попробовал еще раз, но не ручаюсь, что выйдет лучше; не вижу ничего по черному.
И.Репин. Черкните, что Вы теперь предпримете.
М. А. СТАХОВИЧУ
Суббота 1891 г.
Многоуважаемый Михаил Александрович.
Для такого гениального таланта артистки! В страну искусств, где так облагорожен вкус даже простого работника! И наконец, для гения Шекспира, имя которого с портрета будет при неразборчиво здесь!
Воля Ваша - у меня рука не подымается...
Мне кажется, такое приношение может обидеть или вызвать улыбку сожаления у Дузе.
Актрисы на этот счет очень избалованы.
Какие приношения например получает наша Савина.
Простите, но я не могу поступить иначе: по-моему, лучше ничего не подносить. Она довольна успехом, любовью к ней. К чему эти вещественные знаки...
Это опасные вещи; их надо показывать всем; они должны быть очень хороши.
С совершенным почтением Ваш покорнейший слуга
И. Репин. Вы, вероятно, не видали этого панно - понадеялись на исполнителей - удивитесь, какая это безвкусица и ординарность.
В. М. ФЕДОРОВУ
3 сентября 1923 г. «Пенаты»
В.М.Федорову для» библиотеки музея техникума точной механики и оптики.
К вам, молодые товарищи, обращается на 80-м году старик, посвятивший всю свою долгую жизнь искусству.
Подражая великому нашему гению Дмитрию Ивановичу Менделееву, я называю свое слово «заветной мыслью».
Искусство я ценил выше всего; в нем было: мое счастье, отрада и глубокое страдание...
Искусство я разумею как таковое, безо всякого господства над ним других идей.
Искус - как можно лучше - вот принцип искусства.
Во всякой деятельности искусство вносит свою любовь к достижению совершенства.
Тут не должно быть ни равенства, ни большинства. Всякий мастер проникает в прогресс своего дела настолько, сколько бог вложил в его натуру специальной способности. Труд по любви - вот наслаждение мастера художника, тут его независимость и значение.
Молодым инженерам советую ехать в Италию, там вы найдете перлы Вашего искусства: набережная в г. Бари, туннели по берегу морей и ст. Готард ... . А железные решетки (Верона), рынки (Флоренция), пассажи в Неаполе и др. городах. Эти художники по страсти и великой традиции гениальных предков внесли столько художественности, красоты и вечной несокрушимости в прозаическое дело, что нельзя де преклоняться перед их гением...
Дружески жму руку Вам, Владимир Михайлович.
Прошу передать мой сердечный привет Николаю Ивановичу Кравченко, Ю.Ю.Клеверу, А.А.Рылову и М.П.Бобышову, которого я хорошо помню еще Мишей Бобышовым.
Так трудна теперь пересылка: не знаю, дойдет ли это письмо. Портрет откладываю до другого раза.
Пришлю Вам очень интересное письмо моего учителя Ивана Николаевича Крамского 5 (не напечатанное еще). Исторически глубоко оно.
С сочувствием и желанием быть Вам полезным
Илья Репин.
Но ради бога - пишите мне по старой орфографии, новой я не разбираю.
Владимир Михайлович Федоров - инженер, любитель искусства, был дружен со многими художниками.
А. И. ФЮКУ
1920-е гг.
Дорогой Алексей Иванович.
Радуюсь за Вас и поздравляю Вас. Вы попали в хорошее общество преподавателей-профессоров. Старайтесь использовать это время. Очень хорошо, что Вы сознаете свои пропуски в живописи и рисунке. По составу художников в студии всякое имя говорит о себе: И.Г.Дроздов уже художник с именем, Чепцов тоже, я его помню по работам, он вышел из мастерской В.Е.Маковского. Авилов очень талантлив и хорошо рисует лошадь, он превосходно компонует картины, и в будущем он еще себя покажет, человек со вкусом и темпераментом. А Эберлинга я давно знаю: я думаю, это хороший руководитель мастерской.
продолжение ...
|