на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


Когда здесь был Станислав Юлианович Жуковский, я просил его: нельзя ли поставить этот вариант «Гибель царевича Иоанна», который исполнен был мною по Вашему заказу, на нашу московскую передвижную выставку; а буде, невозбранно, - привезти его и сюда?! Если Станислав Юлианович забыл мою просьбу, то я обращаюсь к Вам: посодействуйте, мой милый, поставьте его хорошенько; можно в том зале (со входа 1-й), где стоял в прошлом году мой Л.Толстой. Можно?
Искренно Вас любящий Илья Репин
Наталья Борисовна Вам и Ольге Ивановне очень кланяется (и я, конечно). А Любочку она целует, и вместе дружно поздравляем ее гимназисткой! Браво!
Ваш Илья Репин
А насчет моего питания - я дошел до идеала (конечно, это не одинаково всякому): еще никогда не чувствовал себя таким бодрым, молодым и работоспособным. Да, травы в моем организме производят чудеса оздоровления. Вот дезинфекторы и реставраторы!!! Я всякую минуту благодарю бога и готов петь аллилуйя зелени (всякой). А яйца? Это уж для меня вредно, угнетали меня, старили и повергали в отчаяние от бессилья. А мясо - даже мясной бульон - мне отрава; я несколько дней страдаю, когда ем в городе в каком-нибудь ресторане. Мы у знакомых теперь из-за этого совсем не бываем. Сейчас же начинается процесс умирания: угнетение в почках, «нет сил заснуть», как жаловался покойный Писемский, умирая... И с невероятной быстротой восстановляют меня мои травяные бульоны, маслины, орехи и салаты.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957) - известный художник-пейзажист, народный художник РСФСР и БССР, действительный член Академии художеств СССР. Теплая, сердечная дружба связывала Репина с Бялыницким-Бируля. Работы молодого художника неизменно вызывали у него восторг, о чем свидетельствуют публикуемые письма. Среди черновых записей, сделанных Бялыницким-Бируля в пятидесятых годах для памяти, чтобы воскресить дорогие ему встречи, есть листки, посвященные Репину. Бялыницкий-Бируля не успел закончить своих «Записок художника», но то, что им написано, помогает понять, как плодотворно для него было влияние Репина.
«В жизни у каждого из пас, художников, бывают большие переживания, в которых мы иногда только сами повинны. Жизнь художников сложна! Все мы много читали о жизни художников, и я не ошибусь, если с уверенностью скажу, что многое зависит от индивидуальности художника. Ведь несомненно для всех, что в большинстве случаев путь художника труден и тернист. Сколько творческой энергии уходит на одни очарования и разочарования, и когда остается у художника пустота, опустошенность, то ведь не так просто ее чем-то заполнить. Разве мы не имеем ярких примеров, когда художник, растерявшись, потеряв всякое самообладание, падает духом и незаметно для него самого разделяется, отделяется от своего искусства, которым он только жил. Вот тут-то и нужна нам поддержка тех людей, которых мы ценим, которым мы верим, и, конечно, что совсем хорошо, если мы их любим! Вот такой для меня было радостью, моральной поддержкой получить 5 октября 1909 года письмо от Ильи Ефимовича Репина в те трудные девятисотые годы, страшные годы для нашей страны и нашего народа.
В дни моих раздумий, отчаяния моего письмо принесло мне утешение и радость. Я счастлив тем, что был порою около него, слышал его и переписывался с ним. Разве это не послужило мне той поддержкой, что вновь повернула меня к искусству, к жизни?!
Чуткому, большому сердцу Репина, всегда трепетавшему в своих исканиях, удалось найти правду лишь в своем искусстве (ибо в жизни он ее не нашел), которая всегда чувствовалась в каждом его произведении. В них даны те образы, которые он вынашивал, порой бесконечно переделывал. Можно взять любые его произведения, даже созданные в конце жизни, как, например, «Гоголь, сжигающий рукопись «Мертвые души», «Пушкин в лицее на экзамене». Нашлись люди, которые высказывались, что в картине «Пушкин в лицее на экзамене» у Репина чувствуется усталость! Как хорошо помню его и словно вижу и слышу его приглушенный голос в то время, когда он взволнованно говорил, стоя среди картин своих товарищей-художников. Достаточно было ему войти, как все говорящие, затихая, умолкали - так велико было обаяние нашего художника-великана!» В.К.Бялыницкий-Бируля всю жизнь бережно хранил «письма, коих бумага пожелтела», как самую дорогую реликвию. Уже на склоне лет он писал: «Они (письма) мне всегда были радостью и служили утешением в те годы, дни моей жизни, когда я терял веру... в жизнь как человек и художник! Они написаны величайшим, проникновенным художником, всеми любимым, много прожившим, много выстрадавшим и лишь потому много создавшим в своем искусстве - Ильей Ефимовичем Репиным» (ЦГАЛИ, ф. 2318, оп. 2, ед. хр. 1).

М. В. ВЕРЕВКИНОЙ

Пятница, 5 февраля 1S88 г.

Простите, многоуважаемая Мариамна Владимировна. Вчера, по своей всегдашней забывчивости, я условился с Вами на среду. А сегодня вспомнил - несколько дней назад - ко мне напросилась приехать некоторая компания, кое-что посмотреть в мастерской... Не лучше ли нам переложить на четверг и пятницу будущей недели наш сеанс? Можно ли Вам и Лидии Федоровне?

1
Если Вам все равно, черкните одно слово, вроде например: «ничего», «пусть» или «конечно», «разумеется», «ну, да»; ах, это уж два слова. Ну так: «ништо»... Да что я пишу. Вы лучше сами придумаете. И я не обижусь за одно слово на белой бумаге. Я рад за Вас: Вы отдохнете хорошенько от Вашей геройской стойкости на ногах. А донна Анна от ее исторического «сидения». Вы будете с большим удовольствием наслаждаться звуками тончайших струн русской... мандолины. А донна будет выслушивать те бесконечные и страстные комплименты, к которым она так привыкла и так равнодушна...
А я за это время буду придумывать новые любезности, чтоб в четверг пустить их в ход; но осторожно, понемногу - чтобы хватило и на пятницу. Рыцарь больной головы и красного нормандского берета


продолжение ...


   Реклама:
   » 

"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100