Валерьян Яковлевич Светлов (1860-1934) - писатель, редактор журнала «Нива». Воспоминания Репина о В.А.Серове напечатаны в ежемесячных приложениях к «Ниве» (1912, № 11, 12).
А. И. СВИРСКОМУ
9 декабря 1909 г. «Пенаты»
Дорогой Алексей Иванович.
Захотелось даже написать Вам, как я восхищен Вашим святочным «сюжетом».
Не говоря уже о литературной стороне, - как жив и страстен язык захватывающего рассказа - меня радует принципиальная сторона писателя. Он всей кровью сердца горит за самые животрепещущие раны поруганного общества.
Он бредит страшными картинами еще дымящейся бойни несчастных сумасшедших юношей, потерявших все от полной безнадежности торжества правды...
Живая действительность явлений выше всяких выдумок...
Я просто отдыхаю угнетенной душой при этом героизме сочувствия писателя высшему его призванию - вот его рыцарство!
Как гнусны и жалки животные - свиньи, копошащиеся в вонючих ямах и там забавляющиеся все тем же своим «чудочтением» в мечтах о насилии...
О, импотенты: Дон-Кихоты полового героизма!..
И это защита, это те вожаки, что поведут к правде ограбленных, обделенных, униженных и оскорбленных?!
Да, понятны самоубийства уже малышей - они быстрее нас знакомятся с последними словами современных светил литературы!
Как тяжело!..
Ваш И. Репин.
В. И. СЕМЕВСКОМУ
1
8 октября 1908 г. Куоккала
Глубокоуважаемый Василий Иванович!
Очень радуюсь, что издание 7-ми повешенных складывается благоприятно.
Я непременно постараюсь исполнить свой рисунок к 1 ноября. Я буду приспособлять к тексту (внутри книжки); но легко было бы обратить его также и в виньетку, поместив посредине картинки вверху надпись: «Семь повешенных».
Это - на Ваше попечение: как найдете лучше и выгоднее.
Альманахи 5-я книга у меня, конечно, давно есть. С форматом, кажется, затруднений не встретится: при настоящей фотографической технике редактору полная свобода уменьшать и компоновать как удобнее для издания рисунки.
Если мой рисунок поспеет раньше, я тотчас доставлю его Вам.
С искренним желанием Вам всего лучшего.
И. Репин
2
21 ноября 1908 г. Куоккала
Глубокоуважаемый Василий Иванович!
Очень сожалею, что так затрудняется издание с рисунком. Я, разумеется, во всяком случае рисунок отдаю в полное распоряжение Шлиссельбургского комитета - каким заблагорассудится способом использовать его в пользу шлиссельбуржцев.
Очень обрадован щедрым даром Мины Карловны и выручкой от лекций проф. Погодина.
С искренним желанием Вам всего лучшего
Илья Репин
Не сделать ли Вам из этого рисунка открыток-писем?
Василий Иванович Семевский (1848-1916) - историк народнического направления, председатель негласного Шлиссельбургского комитета, ставившего целью помощь узникам крепости. Репин также был членом этого комитета. В доме Семевского художник познакомился с Н.А.Морозовым, бывшим узником Шлиссельбургской крепости, и написал его портрет.
П. А. СЕРГЕЕНКО
12 августа 1905 г.
Благодарю Вас, Петр Алексеевич, за присланные снимки - очень, очень.
Но ответить на Ваши вопросы не могу, забыл; да, мне кажется, и к лучшему - это скучно. Лучше я попробую описать Вам, как мы работали в Ясной Поляне, рядом со скульптором Гинцбургом.
Я писал внизу сводчатый кабинет Льва Николаевича и его у письменного стола, сидящим на низеньком ящике, в профиль ко мне. Гинцбург работал стоя у станка, подальше, и лепил статуэтку. Ему Л.Н. приходился со спины. Надо было видеть смешную фигурку самого Элиаса, как он поминутно на цыпочках подкрадывался издали к лицу Льва Николаевича и, постояв секунду (ну, точно делал стойку с расширенными глазами, широко открытым ртом), быстро прыгал к своей работе - нельзя было удержаться от хохота - такие гримасы и увертки он делал, до полного самозабвения углубляясь в свой труд.
Петр Алексеевич Сергеенко (1854-1930) - писатель, друг Л.Н.Толстого, автор воспоминаний о нем, редактор и издатель трех томов его писем.
СЕРГЕЮ ПАВЛОВИЧУ
Милостивый государь Сергей Павлович.
Да, декадентство в лучших образцах, как искренние проявления индивидуальности, увенчается лаврами, если оно выльется в художественной форме; а над подражательным упражнением дилетантизма сдвинут плечами и покивают головами - это так просто и неизбежно в критической оценке явлений в мире искусства, только ограниченные люди могут повторять всегда одно и то же, так как они всегда и на все смотрят только с одной точки зрения. А точек множество. Академия 100 лет назад и Академия теперь, наша академия - большая разница. Прежде она давила самобытность, теперь она помогает ей. Но она всегда была на высоте понимания художественной формы, потому что она всегда изучала ее и была консерваторией формы.
Для дилетантов и для торговцев, как для публики, совершенство формы всегда останется неразрешимой загадкой. Самый талантливый дилетант здесь спасует перед самым бездарным академистом, протрубившим 7-8 лет над изучением формы. Вот ахиллесова пята дилетанта - ибо никакое знание фуксом не дается. Форма - область знания. Недоучка не может быть рисовальщиком. Дилетант не может быть судьей в высоком художественном произведении - тут необходимо специальное образование. Легко говорить о вещах, установленных вековой критикой; но и тут дилетанты попадаются впросак.
продолжение ...
|