Я живу за городом, у моря, и езжу в Питер на работу и к ученикам. Семья наша почти вся в Крыму. Таня с ребенком, по нездоровью, уехала туда; к ней поехали мать, Вера и Надя. Теперь в академической квартире только Юра и Язев - муж Тани. Юра уже конкурент, и я ему уступил свою академическую мастерскую. Он стал большим чудаком, но самостоятелен до юродства.
Всего Вам лучшего.
Ваш И.Репин
Лидия Федоровна Веревкина - родственница М.В.Веревкиной, позировавшая Репину в 1888 году для картины «Дон Жуан и донна Анна».
В.Н.ВЕРЕВКИНУ
17 октября 1893 г. Уцяны
Глубокоуважаемый Владимир Николаевич.
Несмотря на скверную погоду, «Благодать» Ваша произвела на меня самое благодатное впечатление. Прекрасное, симпатичное местоположение, изящная планировка сквера, капитальные постройки, все говорит, что тут царит разум и порядок. Мы осмотрели все.
Но самый главный гвоздь, сидящий теперь в моей голове, это новая картина Мариамны Владимировны. Вот наконец вполне мастерская вещь; тут виден большой художественный талант, в приеме чувствуется традиция великих мастеров Италии, Испании. Композиция картины - большого стиля. Краски подчинены общему выражению сюжета. Эти евреи со священной книгой на молитве воспроизведены живо, без всякого шаржа. Разнообразные типы переданы пластично и с экспрессией. Настроение в общем глубоко поэтичное.
Картина еще не кончена, и следует многим удовольствием личным и семейным пожертвовать для окончания этого крупного художественного произведения.
В Петербурге я предоставляю свою мастерскую в полное распоряжение Мариамны Владимировны - теперь она совсем свободна, и я буду рад, что художник воспользуется прекрасными условиями света и пространства для работы. Только прошу Мариамну Владимировну не пускать посторонних, исключая моделей.
Явленский сделал большой успех в живописи, хотя ничего еще не закончил.
На площади перед домом Мариамны Владимировны мне показали место, на котором Вы предположили строить большой дом. Эта площадь восхитительна! Но, прошу Вас, не ставьте там дома - лучше его построить правее, пониже, а на месте предполагаемого дома поставьте бронзовую статую (ну хоть бюст) знаменитому севастопольскому герою и устроителю этой образцовой усадьбы по своей рациональности.
Простите за этот непрошенный совет, но я не мог сдержать своего желания.
Для мастерской здесь Мариамны Владимировны я передам все, что я думаю на эту тему, из моей практики.
Искренно Вас уважающий,
Ваш покорнейший слуга И.Репин
ПИСЬМА И.Е.РЕПИНА В.Н. и М.В.ВЕРЕВКИНЫМ
В 1959 году Государственная республиканская библиотека Литовской ССР приобрела в составе ценного собрания книг и рукописей Витаутаса Степонайтиса, известного литовского библиографа и библиофила, свыше сорока писем И.Е.Репина художнице М.В.Веревкиной. Ранее, в 1958 году, при разборе и научном описании архива Веревкиных были обнаружены среди большой переписки М.В.Веревкиной несколько писем к ней И. Е. Репина.
Всего собрано сорок девять неопубликованных писем И.Е.Репина, охватывающих период с 1886 по 1903 год.
Веревкины обосновались в Литве в шестидесятых годах прошлого века. Владимир Николаевич Веревкин, участник обороны Севастополя, был назначен после Крымской войны начальником Виленского военного округа. Здесь, в Литве, после подавления восстания 1863 года, Владимир Веревкин получил близ местечка Утяна крупное поместье Вижонеляй, которое назвал Влагодать. Дочь его, Мариамна Владимировна Веревкина (1860-1936), окончила в 1876 году Виленское Марипнское высшее женское училище. Рано проявляются ее художественные способности; в детстве, живя в имении отца, Мариамна занимается рисованием и живописью, пишет типы литовских крестьян.
Командующий дивизией в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, позднее командир расположенного в Болгарии армейского корпуса, генерал от инфантерии В.Н.Веревкин в 1885 году переводится в Петербург и в 1887 году назначается комендантом Петропавловской крепости.
В Петербурге Мариамна Веревкина учится живописи у И.Е.Репина. Первые записки Репина М.В.Веревкиной датированы мартом 1886 года. В 1888 году Репин пишет портрет М.В.Веревкиной. В 1892 году М.В.Веревкина была экспоненткой 20-й передвижной выставки.
Весной 1892 года Репин купил в Белоруссии, близ Витебска, небольшое имение Здравнево. В письмах М.В.Веревкиной из Здравнева Репин описывает свои хлопоты по устройству усадьбы и жизнь в деревне, ту «почти чуждую среду», которая отвлекает его от искусства. Осенью 1893 года Репин собирается в Италию и приглашает принять участие в этой поездке М.В.Веревкину и А.Г.Явленского. Алексей Георгиевич Явленский (1867-1941), молодой гвардейский офицер, художник, вскоре муж М.В.Веревкиной, был тогда учеником Репина и впоследствии учеником его академической мастерской. Лето 1892 года, которое Репин провел в Здравневе со старшими дочерьми, Верой и Надей, Явленский гостил у них в деревне.
По пути из Петербурга за границу Репин посетил М.В.Веревкину в Благодати. Здесь он дает ей пииты об устройстве мастерской в имении, а также знакомится с заканчиваемой ею большой картиной и с работами Явленского. Репин предлагает М.Веревкиной работать зимой, в его отсутствие, в его мастерской в Петербурге.
Из Благодати Репин едет в Вильну к А.В.Жиркевичу, которого заранее просил «...подзаняться немного городом, этой старой столицей Литвы... и показать мне ее... Мне бы очень хотелось собрать в Вильне медку в свою ячейку». Посещение Вильны Репиным А.В.Жиркевич описывает в своем дневнике: «Утром... повел я Репина осматривать Вильну. Вид, открывшийся с Замковой горы на окрестности и самый город, привел Репина в такой восторг, что по неоднократному его признанию он не мог оторвать от него глаз. Он говорил о картине, которую можно было бы написать оттуда, и сам сознавал всю трудность ее исполнения». О Вильне Репин упоминает и в своих «Письмах об искусстве». Эти «Письма», присылаемые Репиным из-за границы, печатались в «Театральной газете».
продолжение ...
|