на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


Вот и достигли исполнения - они показали свою беззаветную храбрость!..
Жертвы, жертвы, жертвы... Да ведь какие жертвы!.. Мне кажется, еще никогда в истории наших войн не группировалось таких дорогих, таких благородных, таких могучих жертв!.. Боже, когда же это кончится! Вечная память героям - Макарову, Михаилу Павловичу и многим, многим... 800 или больше их было на «Петропавловске».
Но как бы я желал мира! Даже плохой мне представляется гораздо лучше этой драгоценной для нас войны... Целую Вас и руку Александры Николаевны. Да подкрепит Вас бог! Сколько Вам послано невозвратных утрат. Будьте здоровы.
Ваш И.Репин.

Николай Павлович Молас (1843-1917) - муж А.П.Молас. Заведовал типографией императорских театров. Художник-любитель.

NATIONAL ART GALLERY OF N. S. W. SYDNEY

20 марта 1911 г. Рим
Милостивый государь
Ваш вопрос по поводу моей картины я получил перед самым выездом из России в Рим. Картины мои идут также в Рим и здесь будут устроены на Всемирной выставке, в Русском отделе (где мне отвели целую комнату). Картина может быть видима только недели через две. Я не имею фотографий с нее и поэтому не могу исполнить Вашего желания - послать ее Вам. Ограничусь описанием картины: сюжета, размера и цены.
1. Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества в Октябрьские дни 1905 года. (В натуральную величину, главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие, с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен. На первом плане подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпой движутся по площади большого города в экстазе общего ликования.) Размер картины, приблизительный, 2 метра х 4 1/2 метра.
Ценность - 20 000 руб. = 50 000 франков. Картина только что мною написана и нигде выставлена не была.
Если по цене, размеру, или по сюжету Вам эта картина не подойдет, то прошу уведомить, чтобы не посылать напрасно фотографии и считать картину свободной для продажи.

НЕИЗВЕСТНОЙ

1920-е гг.
Милостивая государыня.
Картины Ваши, полученные мною от В.Ф.Леви, представляют такой огромный интерес, что я решаюсь отписать Вам, что мне о них подлинно известно.
№ 1 - Голова Христа Ивана Николаевича Крамского. Зимой 1863 г. я познакомился с И.Н.Крамским; и тогда уже он работал над этой головой (я уже напечатал однажды об этом, и еще есть эта книга у меня). Это редкое явление в искусстве, и особенно потому, что Христос не удавался другим художникам.
Я считаю эту голову драгоценнейшим произведением. И только по необходимости продать ее - самая меньшая цена этой картины - сто тысяч финских марок. Не продешевите, не торопитесь продавать - это драгоценность. Я знаю, как и сколько времени работал над этой головой художник. И главное, я довольно изучил этот сюжет. Много есть сторон этого предмета, и далеко не всякому возможно изучить этот вопрос... Начиная с 1858 г., об этом писались целые трактаты... И Крамской, повидав картину Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу», долго изучал ее и писал много писем своим друзьям в разные места России. И, наконец, в журналистике и литературе установилось мнение о картине Иванова, как о вещи с гениальной головой Христа. Крамской все работал над своей картиной и все расширял ее рамы, и все углублял свою картину и переходил в другие, более сложные композиции; в то же время увеличивались и размеры холстов.
Но голова - эта первоначальная голова - все так же была значительна и требовала внимания к себе и посейчас остается непревзойденным произведением в искусстве. И давно уже остается всеобщим приговором, что русский художник Крамской разрешил мировую задачу: он создал тип Христа. Чем больше на нее глядишь, тем глубже создание художника кажется нам.
№ 2-й - Бобров. На дворе, в претории, у костра, воины: отречение апостола Петра; он вверху, по лестницам Христа ведут к Анне и Канафе. Леви сказал, что эта картина Ге, но это неверно: это картина Боброва. Я знаю, когда эта картина появилась в Академии на экзамене.
Бобров служил гравером в Экспедиции заготовления государственных бумаг и тоже гравировал императора Александра II. У меня есть экземпляр той гравюры «Император А. П-й», в большую величину.
№ 3-й - Васнецов этюд мужика, с руками - превосходная вещь. Это этюд для его картины «Богатыри» - это для средней фигуры Ильи Муромца.

НЕИЗВЕСТНОМУ

После 1897 г.
Милостивый государь
Очень рад услужить Вашему благому намерению учредить в Самаре музей из копий русской школы живописи. К сожалению, Вы не определяете характер музея: в каком направлении будет он создаваться. Это может быть весьма существенно. Исподволь на маленькие средства, но неуклонно и неразборчиво при руководящей общей идее музея, чтобы не сделать его случайным и бесхарактерным и малоинтересным. Попытаюсь предложить Вам несколько соображений в виде программы различных взглядов на искусство.
1) Желаете ли Вы собрать в Вашем музее самые лучшие художественные образцы нашего искусства за последнее время? Без отношения к каким бы то ни было соображениям, кроме художественности?
2) Может быть, Вы желаете собрать копии с картин народного, патриотического характера, с идеей национальности?
3) Есть также целый отдел гражданского направления - воспроизведение драматизма повседневной жизни в типичных образах. В Музее Александра III собрано искусство во всяком роде: исторический, портретный, пейзажный, декоративный жанры - все они имеют значение как выражение национального духа и вкуса.


продолжение ...


   Реклама:
   » 

"В России за последние сто лет было немало чудных портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Перов и Серов - вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах особенно сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны." (Н.А.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100