Но прежде этого, если помещение не будет сырое, пусть они сделают подставы под картины и тогда уже раскупорят картины и ставят на приготовленные передвижные станки. Они купят лесу на эти приспособления, а также и дров для отопления помещения выставки.
Будьте милостивы, укажите им или поручите их Вашему опытному человеку, чтобы он научил их, как со всем этим устроиться в новом для них месте без ошибок. Я буду там через неделю.
Примите мое извинение за все хлопоты Ваши и глубокую благодарность за содействие.
Искренно уважающий Вас И. Репин
Иван Егорович Забелин (1820-1908) - видный русский историк, автор многих трудов, не утративших своего значения до настоящего времени. Был одним из основателей Исторического музея в Москве, научным руководителем которого он оставался до смерти. В 1877 году Репин написал портрет Забелина.
ИНСТИТУТУ КАРНЕДЖИ
Милостивый государь.
Америка, со своими пошлинами на художественные произведения, сделалась нам, художникам, страшна как кошмар. Верещагин, Ге, а затем целая группа художников, в числе которых и я (картиной-портретом на 3000 р.), так жестоко поплатилась своими большими ценностями в Сан-Луи в Америке, что я дал себе слово - пока живу - никогда ни одной вещи не отсылать в Америку.
Там, при всей ее высокой культуре, на художественные произведения еще варварский взгляд. После выставки картин и статуй помещения и пошлины на них возрастают в цене выше стоимости выставленных художественных произведений; насчитываются колоссальные долги и начинается по нашим здесь понятиям почти грабеж; собственность авторов арестовывается и продается за бесценок с аукциона.
Вы мне любезно оговариваете, что институт Карнеджи все примет на свой счет; но ведь еще с большими любезностями г. Гринберг обещал мне много разных благ, а кончилось тем, что мою вещь арестовали в Сан-Луи за какие-то долги и продали за бесценок, как варвары.
Благодарю, благодарю: избави нас боже от Ваших премий.
И. Р.
Пост Скриптум. Недосягаемой для нас, великой по своим богатствам и культуре стране я желаю всей душой изменить варварский закон пошлин на художественные произведения.
П. Ф. ИСЕЕВУ
1
24 марта 1875 г. Париж
Его Превосходительству Петру Федоровичу Исееву.
Препровождая при сем донесение мое с резолюцией Его Императорского Высочества Товарища Президента, честь имею уведомить Ваше Превосходительство, что, к несчастью, до получения циркуляра, запрещающего нам выставлять свои вещи, я отправил уже на Парижскую выставку вещь, еще не вполне оконченную. Получить назад уже было невозможно; но недели через три последует приговор жюри, и если картина не будет принята, то я постараюсь с возможной скоростью прислать ее в Совет Академии.
Пенсионер Академии Илья Репин
2
27 октября 1875 г. Париж
Его Превосходительству Петру Федоровичу Исееву.
Честь имею уведомить сим Ваше Превосходительство, что предписание Ваше от 10 октября мною получено к исполнению.
Присовокупляю при этом, с прискорбием, что картину мою «Парижское кафе» не могу еще послать в Академию: на здешней выставке я увидел в ней много недостатков, которые, между делом, исправляю до сих пор, так как, главным образом, занят теперь большой картиной «Садко».
Честь имею пребыть к Вашему Превосходительству в совершенном почтении и преданности.
Пенсионер Академии
Илья Репин.
3
3 марта 1876 г. Париж
Милостивый государь Петр Федорович!
Сегодня же ответил я и Александру Ивановичу, что работы этой принять не могу. Возможно ли написать в полтора года четыре огромных картины?!, которых размер даже не определен точно. Уже не говорю о ценах, за эти цены может исполнить только провинциальный живописец. Нет уж, бог с ними. «Еще работы в жизни много».
Вы пишете, чтобы я не офранцузился, помилуйте, только и мечтаю поскорее вернуться и начать уже серьезно работать. Но Париж мне принес огромную пользу, нельзя отрицать.
Дни сделались светлее, и работа пошла ходче; а когда устанешь, то в виде прогулки бежишь в керамическую мастерскую (занятно). Я сделал несколько русских исторических типов (на блюдах) и народных, раскупаются нарасхват, недавно чуть не подрались из-за одного чухонца, которого я изобразил на тарелке (Маковский оттягал). А теперь Егоров (хозяин мастерской) 4 вот уже третий день ходит как помешанный от одной тарелочки, на которой мне пришло в голову сделать дурачка Иванушку, какими изобилуют наши деревни и города. Чудак предлагает за нее 300 руб., да ведь она работана всего 2 часа, и то вечером, при лампе.
Количество и качество работ растет с неимоверной силою, от первого у нас ломятся полки; а последнему и французы начали отдавать уважение. Несмотря на то, что много раскупают, много дарят, - все-таки девать некуда. У Боголюбова вышло несколько вещей замечательной ценности; надо отдать ему справедливость, что его вещи украшают мастерскую и подымают высоко керамику. Особенно «Ночь с луною» и пейзаж с лодочкой просто замечательны. Поленов сделал чудесную голову герцоговинки и очень симпатичных котов. Добровольский пишет кур и гусей, очень хорошо.
Дмитриев-Оренбургский также делает премилые вещи - сценки из русской жизни. Но как эта мастерская заняла дам! Просто удивленье! Самые ленивицы оказались неустанными работницами: они изобрели свой жанр, расписывают тарелки и блюда русскими орнаментами, плодами и цветами; иногда это выходит преинтересно; особенно эффектны в русских узорах петухи, кони, барыни и проч.
продолжение ...
|