на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


Но несмотря на все эти приятные развлечения, на всю кипучую, парижскую жизнь, которая давно выгнала даже понятие о хандре и скуке, - все-таки хочется вернуться домой, даже несмотря на разочарование Харламова.
Ваш покорнейший слуга Илья Репин.

4
25 марта 1876 г. Париж
Милостивый государь Петр Федорович!
Ваше последнее письмо меня очень растрогало, и я считаю себя большим грешником перед Вами (уже который раз?). За Ваше великодушие, Ваши добрые хлопоты обо мне Вам пришлось получить очень небрежный отказ, каковой я послал отсюда наскоро. Простите мне эту рассеянность и позвольте хоть сколько-нибудь оправдать себя, почему я не принял этого заказа. В полтора года исполнить четыре больших картины для меня лично нет никакой возможности. Особенно же меня испугала мысль, что, заторопившись, пришлось бы сделать что-нибудь заурядное и вместо того, чтобы блеснуть в таком замечательном памятнике, пришлось бы увековечить себя на вечный укор современников и потомков. Вы припомнили мне картину портретов композиторов, которых я исполнил скоро - а ведь я не успел ее к сроку, и мне два раза прибавляли времени. Вот почему я боюсь закабалить себя таким невозможным сроком; я наверное не успею, и дело это может рассорить меня с заказчиком .
Плату за труд, конечно, можно бы и отодвинуть на второй план, но для этого надобно быть богатым человеком. Нет, воля Ваша, а заказ этот принимать страшно, бог с ним.
Еще раз прошу Вас, добрый Петр Федорович, простите меня.
Преданный Вам Ваш покорнейший слуга Илья Репин. Жена моя очень благодарит Вас за внимание и кланяется Вам по-русски. А «Садко» мой все еще не готов, более трудной картины у меня еще не было.

5
15 апреля 1876 г. Париж
Христос воскресе, дорогой Петр Федорович!
Поздравляю Вас с праздником и желаю Вам здоровия и благоденствия на многие лета. Ничто так не напомнит о родине отсутствующим, как этот великий праздник, так торжественно и свято празднуемый в России. Очень жалею, что я теперь уже не в России, но это заставляет меня торопиться к отъезду усерднее. Сегодня я уже сдал квартиру и мастерскую, так как здесь правило предупреждать хозяев за три месяца вперед; 15-го июля я должен очистить. Предстоят очень неприятные хлопоты с разным житейским хламом; накопилось много, особенно принадлежностей мастерской, которые я хочу перевезти в Россию. Кроме того, я желал бы еще прикупить кое-чего из старинной мебели, ваз, гобеленов и проч. необходимых вещей для мастерской, чтобы устроиться порядочно в России. И вот эти-то обстоятельства заставляют меня обратиться к Вам со всепокорнейшей просьбой, не можете ли Вы выхлопотать мне подъемные деньги и вместе с майской третью прислать их сюда? Какое это было бы подспорье уехать отсюда не с пустыми руками; в здешних многочисленных брикобраках за бесценок можно купить много редких вещей, которые очень украсят мастерскую и которых у нас не достать ни за какие деньги.
Будьте так добры, Петр Федорович, похлопочите, если это возможно, я утешаюсь надеждой, что мне удастся же наконец поблагодарить Вас за все добро, которое Вы мне сделали. Во всяком случае, ответьте мне поскорее, могу ли я на это рассчитывать, будьте благожелательны, ибо очень важно знать наперед и предпринять меры возможные. Скажите, пожалуйста, что это значит, я получаю уже второе письмо из Питера, в которых говорят, что меня лишили пенсии? Неужели это правда? За что бы это?
В нынешнем году очень посчастливилось русским художникам (пожалуйста, не говорите этого никому, а то еще, пожалуй, кто-нибудь из любопытства выпишет каталог, и тогда мы погибли) в салоне (выставке) - все 10 чел. приняты, ни одной русской картины не попало в рефюзе. 1-го мая откроется - интересно всячески.
Преданный Вам Ваш покорнейший слуга Илья Репин. Жена моя очень усердно Вам кланяется и поздравляет Вас с Великим днем.
Здесь уже более полумесяца стояла чудесная погода, цвели деревья и леса почти совершенно оделись зеленью, как вдруг в среду на страстной к вечеру подул такой холодный ветер, потом пошел такой густой снег, большими хлопьями, что в продолжение получаса нельзя было узнать ничего - зима. И даже до другого утра снег почти на вершок покрывал крыши и сучья дерев и листья и еще и сегодня довольно свежо.

6
10 июня 1876 г. Париж
Милостивый государь Петр Федорович!
Вчера я получил вексель на майскую треть; рассчитывал, что получу вместе и подъемные деньги, я нахожусь теперь в очень неопределенном и даже затруднительном состоянии, а потому обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой, устройте это дело и, если возможно, скорей, ибо 1 июля нового стиля я должен выехать отсюда. Умоляю Вас, mon general, уведомьте меня поскорее и кстати сообщите, могу ли я рассчитывать на мастерскую в Академии, чтобы привести в порядок свою картину.
Преданный Вам Ваш покорнейншй слуга Илья Репин.

7
19 октября 1876 г. Чугуев
Милостивый государь Петр Федорович!
Спешу уведомить Вас, что я остановился на зиму в г. Чугуеве, Харьковской губ., место моей родины. Лет шесть назад я приезжал сюда на короткое время, словом, давно уже не видал родимых мест, и потому теперь они производят на меня особенно отрадное впечатление. Жизнь дешева, квартира бесплатная, тишина и спокойствие, чего же еще при этих чудесных, во всяком роде внешних картинах. Чугуевцы относятся ко мне с большим уважением, они читали обо мне в «газетах», и это их конечно удивляло. Мне передавали даже, что купцы собирают рублей 200, чтобы заказать мне что-нибудь для церковного собора; они воображают, что цифра эта превзойдет все мои гонорары (зачем их разочаровывать). Я сделаю для них удовольствие, оставлю на память.


продолжение ...


"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100