на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

    Письма Репина 

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Письма Репина:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   


Конечно, бывали гениальные люди вроде Шекспира, Гете, Толстого и других, которые соединяли все, т.е. многое, но эти редкие исключения не могут быть правилом вообще. Мы немножко сбиты с толку, от картины требуем поучений, от философии картинных кунштюков, от романиста пластичности и пейзажей, от музыки решений социальных вопросов. В своем первом письме я и признался откровенно, что занят теперь искусством в его существенном смысле, что я и не смею соваться в мир философии, ибо у меня на это никакого пороху нет. Боже! Ведь кто хочет философии - милости просим. Шопенгауэр, если не угодно старых, Ницше, если угодно анархии и демонической независимости ума. Смешно же было бы, если бы человек, не получивший тех, едва доступных знаний человеческому уму, которыми располагает современная философия, пустился бы тоже, вроде Нотовича, подпускать «немножко философии». Ох, уже не довольно ли - надоел? Признайтесь?
А знаете, что меня больно и неприятно колет в Ваших письмах - это что Вы еще чего-то ждете от меня. «Ах, оставьте Ваши руки холодные». Увы, я уже старею и кажется кончил свою художественную стезю. Все, что ни затею, ничего не выходит, ничего не удается. Какая-то отсталость, грубость, безвкусица; а вместе и упадок сил за работой следует необыкновенно быстро и приводит весь мой организм в болезненное состояние. При том же при всяком самом малейшем поползновении к выполнению я встречаю вдруг массу неудач и препятствий. Брошу и чувствую себя хорошо, бодр и здоров, точно заколдовал кто. Верно, пора бросать живопись и идти в деревню заниматься хозяйством. Что ж худого! Хотя бы и пастухом быть, лишь бы не даром хлеб есть. Так-то, Вы не ждите больше ничего от меня, таков, вероятно, мой предел. Спасибо Вам за письма.
Ваш И.Репин
Сценическим талантом Веры Вы меня очень удивили, от меня она скрывает, я не имею понятия о ее игре. Если увидите Софию Александровну Стахович, то передайте ей мой сердечный привет. Я ее очень часто вспоминаю, посещая здесь те места, в которых она была в прошлом году; встречаю даже лица англичанок, похожие на нее, и волнуюсь очень.
Ах Бурешка, как вывертывается. Ведь Стасов доказал ему, что рисунок Брюллова «Распятие» совсем другой эпохи. А для него какой-то малосведущий московский редактор авторитет! И еще лезет об искусстве! Вот невежа-то! Разумеется, Вы знаете брюлловское «Распятие» в Лютеранской церкви? Оно не похоже на этот рисунок. Там руки Христа по кресту в таком виде в этом месте письма помещено схематическое изображение рук распластаны, а в рисунке потянуты вниз, и предстоящие фигуры это совсем другое.
Эта брюлловская икона распятия самая неудачная и казенная из всех его работ.
Но какие возмутительные опечатки и в последнем письме: вместо Гелиоса - Генихса какого-то, вместо Maria novella - Мария norela.

15
8 апреля 1894 г. Перуджия
Начал было Вам писать вчера в Ассизи, но не удалось. Вернувшись в Рим из Альбано и Фраскати, я получил Ваше письмо и фотографию. Я подумал, что фотогр афия с Вашей картины «Жидов», и я так настроился видеть ее; особенно мне хотелось проверить свою догадку, что, вероятно, Вы и не думали исправлять тех ошибок, которые я видел в картине и говорил Вам про них. Распечатав пакет, увидел «Распятие» Ге. Слабый рисунок, как всегда у него, подействовал в первый момент жалко; но чем дальше я вглядывался, тем более ценил эту вещь. Голова и вся фигура Христа необыкновенно выразительна и глубока. Разбойник мне совсем не нравится: и глуп, и карикатурен, и не выражает ничего подходящего случаю. Ваше описание общего картины, ее колорита высоко подымает ее в моем воображении. Браво Ге! Какой молодец. Да, это вещь незаурядная, не цеховая - тут лежит душа художника, и это всегда большая редкость, и это всегда бессмертно, и никогда не устареет... Я, признаюсь, подосадовал на Вас, па Ваше легкомыслие. Можно ли перед такой реальной агонией человеческого страдания думать о том, иметь или не иметь эту картину, и сравнивать ее с женщиной! Ах, Вы греховодница; вспоминать о лесбийских празднествах... о жизни в мясе Рубенса... Ах Рубенс - вчера я так хохотал в читальной комнате отеля Subosio: превосходное изящное издание о св. Франциске Ассизском. Его жизнь, чудеса, его время, его страна - все это превосходно воспроизведено и тщательно издано. И под конец статья «Св. Франциск в искусстве». Его воспроизводила масса европейских художников, есть вещи чудесные, высокохудожественные - там же и Рубенс. Все художники, изображая этого подвижника-аскета, увлекались его изумительной худобой; а Рубенс и этого постника наделил мускулами Геркулеса и мясом жирным, как и у Бахуса!! О, боже, шевельнулось у меня, да не был ли он глуп?..
Зачем Вы говорите, что мы с Вами проповедуем. Я в искусстве проповедей не признаю, проповедничество особая специальность. А я еще и враг всякой тенденции - в какую бы то ни было сторону. Слава богу, что есть Ге, таков, каков есть, с его тщедушными формами и с его глубокой и сильной душой артиста. И Рубенс хорош с жирными, полными сатирами и налитыми молочными блондинками; но он смешон во Франциске Ассизском... Художник не проповедник, он скорее сфинкс, которого надо разгадать. Он воплощает глубокие идеи мира, и часто нужны комментарии к его идеям, если он идеалист. Но он может быть и реалист и т.д. Ах какие новости? И к чему это я завел... Я хотел сказать, что надо как можно больше свободы деятелям и как можно разнообразнее желать проявлений человеческих деяний. Прощайте, поздно; а завтра надо рано вставать. Какой прелестный наивный Доното в Ассизи у Чимабуе - задумчивый младенец, как Рафаэля в Сикстинской мадонне. Какой восторг Италия 12 и 13 вв. Вот архитектура!!!! Спасибо Вам.
И.Репин
Мы теперь будем подвигаться к Парижу, к салонам. Если захотите обрадовать: Paris, poste-restante. Мне очень досадно, что Ваша вещь не принята; но на академической все то же фатальное общество (откуда же взяться еще другому). Судьба хорошо сделала, что отстранила Вас. И не надо менять лагеря. Но чего я никак понять не могу: за что картину Ге не допустили на выставку? Какой идиотизм насилия держиморды! Какое подлое царство Холопово, денщиков, палачей!!! Далеко нам до Европы. Нет, Россия - гнусней всякой Азии!! Ну что в этой картине нового?! Ведь этих картин за 500 лет, на эту тему, не счесть!.. Тупая, невежественная злоба.
Прошу Вас передать прилагаемую записку Ге. Я не знаю его адреса.

16
8 июля 1895 г. Здравнево
Дорогая Мариамна Владимировна. Если бы я знал, что В.В.Абегг так болтлива, я бы ей ни за что не проболтался о ходе своей работы. Теперь я понимаю свои неудачи - безысходные, горькие, убийственные - они начались с тех пор, как я разболтал, что нечто работаю. Мне теперь остается только бросить; так скверно идет. Да, пора мне бросить занятие, которое, по справедливому замечанию англичанина, налагает проклятие на художника; лучше поселиться навсегда в деревне и жить себе попиваючи чаек из двинской воды, которая сама по себе после дождей наполовину уже чай по цвету и по вкусу - настой со всех трав в лесах и на холмах, с которых все это стекает в большом изобилии это лето, совсем как в половодь.


продолжение ...


   Реклама:
   »  Что нужно знать о наращивании ресниц.

"Ну, знаете, что я вам скажу - если какому-нибудь художнику или просто человеку не нравится Репин, то это не художник, а просто балда!" (Крымов Н.П.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100