на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 -  9  - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

У Репина навсегда осталось самое теплое чувство к Прахову. «Наш просветитель» - называет он его в «Далеком близком». Тяжело переживал Репин смерть Прахова в 1879 году. Мстислав Викторович всегда оставался для Репина образцом чистоты и благородства и, уже в «Пенатах», работая над картиной «Манифест 17 октября» и обольщаясь его широковещательностью, именно фигуру Мстислава Прахова помещает Репин среди демонстрантов. Зато отношения с Адрианом Праховым уже через несколько лет приняли совсем иной характер. Ни старая дружба, ни воспоминания о годах ранней молодости не повлияли на решение Репина порвать с ним, как только он понял, что Прахов изменил прежнему взгляду на задачи искусства. Фронда Прахова быстро кончилась. Заняв в Петербургском университете кафедру теории искусства, он Е весь погрузился в классику, в историю. Его перестали интересовать вопросы современного искусства.

Репина стали раздражать начетнические рассуждения Прахова, отсутствие ясной позиции. Ученик перерос своего наставника... В дальнейшем, если Репин и пишет Прахову, то в основном деловые письма. Воскресные дни Репин обычно проводил в семье Шевцовых. Здесь по-прежнему царила атмосфера дружбы, домашнего уюта, того, что так не хватало Репину, тосковавшему по дому. Девочки уже подросли, превратились в подростков. Пышная, белокурая Сонечка и худенькая, с толстой каштановой косой Верочка, учившаяся в пансионе, с радостью встречали Репина. Нередко он приводил с собой своих товарищей по Академии. Здесь собирались все, кто любил попеть и потанцевать. Кто-нибудь садился за рояль, остальные танцевали. А Репин был большим охотником до танцев. Еще в Чугуеве он любил навещать своих двоюродных братьев Бочаровых, в саду которых устраивались танцы. Любил Репин и петь, особенно украинские песни. Часто, когда веселье было в самом разгаре, он усаживался в уголок и рисовал. Быстрые карандашные наброски, нередко шаржированные, - но мы узнаем всех присутствующих. Иногда он рисовал и себя. Вот за роялем Соня Шевцова. Склонившись к ней, стоит Репин. По другую сторону - улыбающийся Антокольский.

А вот еще один рисунок, датированный Репиным 17 апреля 1867 года. Большая комната. За роялем юноша, с чувством исполняющий какую-то пьесу. Его слушают девушка в длинном платье и двое юношей. В одном из них, сидящем на валике дивана, мы узнаем Репина. А среди девочек, усевшихся рядком на диване, самая крайняя - не Вера ли Шевцова? Не чужды Репину в эти годы и пейзажные мотивы. Если этюд с видом Адмиралтейства был в какой-то мере случайным в его творчестве, то многочисленные пейзажи дальних окраин Петербурга говорят о явной симпатии автора именно к таким сюжетам. Внимание Репина привлекают окрестности города с их неприхотливыми строениями и чахлой растительностью. Так, он пишет маслом обрыв на Ижоре, зарисовывает пустынные берега залива на Лахте... Иногда пейзаж оживляется сценкой, где действующими лицами являются сам Репин и его друзья. Вот они возвращаются с этюдов, бредут по берегу залива с Петровского острова. Впереди хохочущий Федор Васильев, далее, с этюдником в руках, Репин под руку с Евгением Макаровым. Вдали виднеется долговязая фигура Виктора Васнецова - он что-то высматривает. Под впечатлением наводнения в конце мая 1865 года Репин пишет маслом этюд окраины Васильевского острова.
Но излюбленным жанром Репина остается портрет. Уже в 1865 году он пишет портрет А.Ф.Симоновой, портреты врача Калинковского морского госпиталя Константина Францевича Яницкого и его жены, в 1867-1868 годах - портреты своих соучеников, товарищей по Академии художеств - И.С.Панова, Ф.Д.Хлобощина, С.А.Маринича, П.Н.Кривковича. Если в портретах супругов Яницких кисть еще сдержанна, композиция традиционна, то в портрете Хлобощина Репин, не выходя за рамки академической живописи, свободнее строит композицию. В том, что Репин изображает Хлобощина полулежащим, может быть повинно болезненное состояние юноши. Ведь Репин писал его за два года до смерти - Ф.Д.Хлобощин умер в 26 лет. Какое измученное лицо глядит на нас с портрета! Глаза юноши огромны, а его горб не может скрыть специально задуманная поза. В портрете Панова Репин ищет уже и красоту цветовых соотношений - красной рубахи и белых листов книги.

Но еще большую свободу решения обнаруживает Репин в портретах двух самых близких ему людей - брата Василия и Веры Шевцовой, которая через три года станет женой художника. Вася намного моложе Репина. Ему было всего четырнадцать лет, когда Репин, приехав на каникулы в Чугуев в 1867 году, написал его портрет. Все продумано в этом портрете, и в то же время здесь нет ничего нарочитого. Репин схватил какой-то миг в жизни брата. Мальчик на минуту присел на край кресла. Волосы взлохмачены. На живом лице минутная задумчивость. Но ему уже не терпится вскочить с места. В этой позе, в сочетании тонов одежды и кресла возникает ощущение живой, как ртуть, натуры, раскрывается характер юноши. А вот его сверстница - четырнадцатилетняя Вера Шевцова (портрет написан в 1869 году). Она сидит на банкетке, но уже совсем по-другому; это - иной характер. Откинувшись на спинку и слегка втянув голову в плечи, она вся несколько напряжена, эта девочка - подросток с серьезным, тяжелым взглядом исподлобья.
Получив в 1867 году за этюды и рисунок серебряную медаль 1-й степени, Репин уже имел право приступить к работе над программой на 2-ю золотую медаль. Однако по существовавшим в Академии правилам к конкурсу на 2-ю золотую медаль допускались лишь те ученики Академии, у которых были сданы экзамены по всем общеобразовательным предметам, то есть те, кто закончил весь академический курс. И Репину, запустившему многие научные предметы, было отказано в праве конкурировать.

продолжение...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100