Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
У Репина навсегда осталось самое теплое чувство к Прахову. «Наш просветитель» - называет он его в «Далеком близком».
Тяжело переживал Репин смерть Прахова в 1879 году. Мстислав Викторович всегда оставался для Репина образцом чистоты и благородства и, уже в «Пенатах», работая над картиной «Манифест 17 октября» и обольщаясь его широковещательностью, именно фигуру Мстислава Прахова помещает Репин среди демонстрантов.
Зато отношения с Адрианом Праховым уже через несколько лет приняли совсем иной характер. Ни старая дружба, ни воспоминания о годах ранней молодости не повлияли на решение Репина порвать с ним, как только он понял, что Прахов изменил прежнему взгляду на задачи искусства. Фронда Прахова быстро кончилась. Заняв в Петербургском университете кафедру теории искусства, он Е весь погрузился в классику, в историю. Его перестали интересовать вопросы современного искусства.
Репина стали раздражать начетнические рассуждения Прахова, отсутствие ясной позиции. Ученик перерос своего наставника...
В дальнейшем, если Репин и пишет Прахову, то в основном деловые письма.
Воскресные дни Репин обычно проводил в семье Шевцовых. Здесь по-прежнему царила атмосфера дружбы, домашнего уюта, того, что так не хватало Репину, тосковавшему по дому. Девочки уже подросли, превратились в подростков. Пышная, белокурая Сонечка и худенькая, с толстой каштановой косой Верочка, учившаяся в пансионе, с радостью встречали Репина. Нередко он приводил с собой своих товарищей по Академии. Здесь собирались все, кто любил попеть и потанцевать.
Кто-нибудь садился за рояль, остальные танцевали. А Репин был большим охотником до танцев. Еще в Чугуеве он любил навещать своих двоюродных братьев Бочаровых, в саду которых устраивались танцы. Любил Репин и петь, особенно украинские песни.
Часто, когда веселье было в самом разгаре, он усаживался в уголок и рисовал. Быстрые карандашные наброски, нередко шаржированные, - но мы узнаем всех присутствующих. Иногда он рисовал и себя. Вот за роялем Соня Шевцова. Склонившись к ней, стоит Репин. По другую сторону - улыбающийся Антокольский.
А вот еще один рисунок, датированный Репиным 17 апреля 1867 года. Большая комната. За роялем юноша, с чувством исполняющий какую-то пьесу. Его слушают девушка в длинном платье и двое юношей. В одном из них, сидящем на валике дивана, мы узнаем Репина. А среди девочек, усевшихся рядком на диване, самая крайняя - не Вера ли Шевцова?
Не чужды Репину в эти годы и пейзажные мотивы. Если этюд с видом Адмиралтейства был в какой-то мере случайным в его творчестве, то многочисленные пейзажи дальних окраин Петербурга говорят о явной симпатии автора именно к таким сюжетам. Внимание Репина привлекают окрестности города с их неприхотливыми строениями и чахлой растительностью. Так, он пишет маслом обрыв на Ижоре, зарисовывает пустынные берега залива на Лахте...
Иногда пейзаж оживляется сценкой, где действующими лицами являются сам Репин и его друзья. Вот они возвращаются с этюдов, бредут по берегу залива с Петровского острова. Впереди хохочущий Федор Васильев, далее, с этюдником в руках, Репин под руку с Евгением Макаровым. Вдали виднеется долговязая фигура Виктора Васнецова - он что-то высматривает.
Под впечатлением наводнения в конце мая 1865 года Репин пишет маслом этюд окраины Васильевского острова.
Но излюбленным жанром Репина остается портрет. Уже в 1865 году он пишет портрет А.Ф.Симоновой, портреты врача Калинковского морского госпиталя Константина Францевича Яницкого и его жены, в 1867-1868 годах - портреты своих соучеников, товарищей по Академии художеств - И.С.Панова, Ф.Д.Хлобощина, С.А.Маринича, П.Н.Кривковича.
Если в портретах супругов Яницких кисть еще сдержанна, композиция традиционна, то в портрете Хлобощина Репин, не выходя за рамки академической живописи, свободнее строит композицию. В том, что Репин изображает Хлобощина полулежащим, может быть повинно болезненное состояние юноши. Ведь Репин писал его за два года до смерти - Ф.Д.Хлобощин умер в 26 лет. Какое измученное лицо глядит на нас с портрета!
Глаза юноши огромны, а его горб не может скрыть специально задуманная поза. В портрете Панова Репин ищет уже и красоту цветовых соотношений - красной рубахи и белых листов книги.
Но еще большую свободу решения обнаруживает Репин в портретах двух самых близких ему людей - брата Василия и Веры Шевцовой, которая через три года станет женой художника.
Вася намного моложе Репина. Ему было всего четырнадцать лет, когда Репин, приехав на каникулы в Чугуев в 1867 году, написал его портрет. Все продумано в этом портрете, и в то же время здесь нет ничего нарочитого.
Репин схватил какой-то миг в жизни брата. Мальчик на минуту присел на край кресла. Волосы взлохмачены. На живом лице минутная задумчивость. Но ему уже не терпится вскочить с места. В этой позе, в сочетании тонов одежды и кресла возникает ощущение живой, как ртуть, натуры, раскрывается характер юноши.
А вот его сверстница - четырнадцатилетняя Вера Шевцова (портрет написан в 1869 году). Она сидит на банкетке, но уже совсем по-другому; это - иной характер. Откинувшись на спинку и слегка втянув голову в плечи, она вся несколько напряжена, эта девочка - подросток с серьезным, тяжелым взглядом исподлобья.
Получив в 1867 году за этюды и рисунок серебряную медаль 1-й степени, Репин уже имел право приступить к работе над программой на 2-ю золотую медаль. Однако по существовавшим в Академии правилам к конкурсу на 2-ю золотую медаль допускались лишь те ученики Академии, у которых были сданы экзамены по всем общеобразовательным предметам, то есть те, кто закончил весь академический курс. И Репину, запустившему многие научные предметы, было отказано в праве конкурировать.
продолжение...
|