на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 -  9  - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

У Репина навсегда осталось самое теплое чувство к Прахову. «Наш просветитель» - называет он его в «Далеком близком». Тяжело переживал Репин смерть Прахова в 1879 году. Мстислав Викторович всегда оставался для Репина образцом чистоты и благородства и, уже в «Пенатах», работая над картиной «Манифест 17 октября» и обольщаясь его широковещательностью, именно фигуру Мстислава Прахова помещает Репин среди демонстрантов. Зато отношения с Адрианом Праховым уже через несколько лет приняли совсем иной характер. Ни старая дружба, ни воспоминания о годах ранней молодости не повлияли на решение Репина порвать с ним, как только он понял, что Прахов изменил прежнему взгляду на задачи искусства. Фронда Прахова быстро кончилась. Заняв в Петербургском университете кафедру теории искусства, он Е весь погрузился в классику, в историю. Его перестали интересовать вопросы современного искусства.

Репина стали раздражать начетнические рассуждения Прахова, отсутствие ясной позиции. Ученик перерос своего наставника... В дальнейшем, если Репин и пишет Прахову, то в основном деловые письма. Воскресные дни Репин обычно проводил в семье Шевцовых. Здесь по-прежнему царила атмосфера дружбы, домашнего уюта, того, что так не хватало Репину, тосковавшему по дому. Девочки уже подросли, превратились в подростков. Пышная, белокурая Сонечка и худенькая, с толстой каштановой косой Верочка, учившаяся в пансионе, с радостью встречали Репина. Нередко он приводил с собой своих товарищей по Академии. Здесь собирались все, кто любил попеть и потанцевать. Кто-нибудь садился за рояль, остальные танцевали. А Репин был большим охотником до танцев. Еще в Чугуеве он любил навещать своих двоюродных братьев Бочаровых, в саду которых устраивались танцы. Любил Репин и петь, особенно украинские песни. Часто, когда веселье было в самом разгаре, он усаживался в уголок и рисовал. Быстрые карандашные наброски, нередко шаржированные, - но мы узнаем всех присутствующих. Иногда он рисовал и себя. Вот за роялем Соня Шевцова. Склонившись к ней, стоит Репин. По другую сторону - улыбающийся Антокольский.

А вот еще один рисунок, датированный Репиным 17 апреля 1867 года. Большая комната. За роялем юноша, с чувством исполняющий какую-то пьесу. Его слушают девушка в длинном платье и двое юношей. В одном из них, сидящем на валике дивана, мы узнаем Репина. А среди девочек, усевшихся рядком на диване, самая крайняя - не Вера ли Шевцова? Не чужды Репину в эти годы и пейзажные мотивы. Если этюд с видом Адмиралтейства был в какой-то мере случайным в его творчестве, то многочисленные пейзажи дальних окраин Петербурга говорят о явной симпатии автора именно к таким сюжетам. Внимание Репина привлекают окрестности города с их неприхотливыми строениями и чахлой растительностью. Так, он пишет маслом обрыв на Ижоре, зарисовывает пустынные берега залива на Лахте... Иногда пейзаж оживляется сценкой, где действующими лицами являются сам Репин и его друзья. Вот они возвращаются с этюдов, бредут по берегу залива с Петровского острова. Впереди хохочущий Федор Васильев, далее, с этюдником в руках, Репин под руку с Евгением Макаровым. Вдали виднеется долговязая фигура Виктора Васнецова - он что-то высматривает. Под впечатлением наводнения в конце мая 1865 года Репин пишет маслом этюд окраины Васильевского острова.
Но излюбленным жанром Репина остается портрет. Уже в 1865 году он пишет портрет А.Ф.Симоновой, портреты врача Калинковского морского госпиталя Константина Францевича Яницкого и его жены, в 1867-1868 годах - портреты своих соучеников, товарищей по Академии художеств - И.С.Панова, Ф.Д.Хлобощина, С.А.Маринича, П.Н.Кривковича. Если в портретах супругов Яницких кисть еще сдержанна, композиция традиционна, то в портрете Хлобощина Репин, не выходя за рамки академической живописи, свободнее строит композицию. В том, что Репин изображает Хлобощина полулежащим, может быть повинно болезненное состояние юноши. Ведь Репин писал его за два года до смерти - Ф.Д.Хлобощин умер в 26 лет. Какое измученное лицо глядит на нас с портрета! Глаза юноши огромны, а его горб не может скрыть специально задуманная поза. В портрете Панова Репин ищет уже и красоту цветовых соотношений - красной рубахи и белых листов книги.

Но еще большую свободу решения обнаруживает Репин в портретах двух самых близких ему людей - брата Василия и Веры Шевцовой, которая через три года станет женой художника. Вася намного моложе Репина. Ему было всего четырнадцать лет, когда Репин, приехав на каникулы в Чугуев в 1867 году, написал его портрет. Все продумано в этом портрете, и в то же время здесь нет ничего нарочитого. Репин схватил какой-то миг в жизни брата. Мальчик на минуту присел на край кресла. Волосы взлохмачены. На живом лице минутная задумчивость. Но ему уже не терпится вскочить с места. В этой позе, в сочетании тонов одежды и кресла возникает ощущение живой, как ртуть, натуры, раскрывается характер юноши. А вот его сверстница - четырнадцатилетняя Вера Шевцова (портрет написан в 1869 году). Она сидит на банкетке, но уже совсем по-другому; это - иной характер. Откинувшись на спинку и слегка втянув голову в плечи, она вся несколько напряжена, эта девочка - подросток с серьезным, тяжелым взглядом исподлобья.
Получив в 1867 году за этюды и рисунок серебряную медаль 1-й степени, Репин уже имел право приступить к работе над программой на 2-ю золотую медаль. Однако по существовавшим в Академии правилам к конкурсу на 2-ю золотую медаль допускались лишь те ученики Академии, у которых были сданы экзамены по всем общеобразовательным предметам, то есть те, кто закончил весь академический курс. И Репину, запустившему многие научные предметы, было отказано в праве конкурировать.

продолжение...


   Реклама:
   »  О том как хранить чай на блоге daochai.ru

"Репин не оказывается тем великим художником, каким многие, кому он был дорог, желали его когда-то видеть. Он не тот здоровый и простой реалист, каким он представлялся в былое время в сравнении со своими товарищами - вовсе уже не простыми и здоровыми реалистами. Напротив того, и он оказывается скорее каким-то чрезмерно разносторонним, неточным и неглубоким «учителем», вечно стремившимся высказать свое мнение по поводу последних толков. В сущности, и он презрел самую живопись, меньше всего обратил внимание на внутренний смысл красок и линий."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100