на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 -  7  - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

С тех пор семейные заботы все более и более поглощают ее внимание, отвлекая совершенно от любимого ею искусства. А о том, что она была натурой одаренной, мы узнаем из писем к Репину. Так, в 1877 году Стасов с грустью спрашивал его о Вере Алексеевне: «Неужели она бросила и свое рисование и офорт? Ведь сколько у нее было налицо хороших задатков, и с какой радостью я чего-то ожидал от нее - неужели она все забросила и позабыла из-за семейства?» По просьбе Репина Стасов стал крестным отцом его дочери Веры. Он приехал не один, а вместе с Мусоргским, и они провели у Репина целый вечер. Мусоргский играл на плохоньком рояле, пел, импровизировал. Репин продолжает обращаться к Стасову за советом и помощью, зная, что всегда найдет здесь искреннюю поддержку. Получив в 1873 году от П.М.Третьякова заказ на портрет М.И.Глинки, художник сразу же сообщил об этом Стасову: «Я этому заказу рад, потому что очень люблю Михаила Ивановича. Портрет должен быть и картиной и характеристикой лица, а потому я не могу тут обойтись без вас; посоветуйте и снабдите материалами, которыми вы обладаете к моему утешению».

В это время приезжает из-за границы ненадолго Антокольский; и все трое часто встречаются. Отношения их носят характер почти взаимной влюбленности. Стасов видит в работах Репина и Антокольского воплощение своих идей, и в свою очередь молодые художники не исчерпали еще того, что может дать им Стасов. Они пользуются любым случаем, чтобы быть вместе с ним. В то время, как Репин работал над «Бурлаками», здесь же, в его мастерской, Антокольский принялся лепить портрет Стасова. Стасову же пришла в голову мысль, чтобы Репин по примеру скульпторов Древней Греции раскрасил этот бюст. И Репин принялся за раскраску. Но из затеи ничего не вышло. Не зная техники раскраски скульптуры, Репин использовал масляные краски и не смог, конечно, добиться легкости и прозрачности в передаче тела. Работа была оставлена на полпути. Однажды, после того как друзья ушли, он попытался нарисовать портрет Стасова по памяти, углем на большом холсте. Задумана была довольно сложная композиция. Стасов сидит за столом, заваленным книгами. Он обернулся, подняв к глазам руку с лорнетом. Излишняя манерность и претенциозность позы, движения не понравились Стасову, и Репин этот портрет уничтожил. Но Репину все же вскоре удалось написать портрет Стасова. Это было в апреле 1873 года, незадолго до отъезда художника за границу. Сеансы проходят на квартире у Репина, где он поселился после женитьбы. Они доставляют большое удовольствие обоим, и каждый раз Репин ждет их с нетерпением. За эти часы можно о многом поговорить. «Я жду вас для сеанса, а о дне и часе благоволите известить. Я помышляю об этом как о ряде самых приятных и полезных во всех отношениях часов», - писал Репин Стасову 31 марта 1873 года.
Стасов так же горячо стремится к этим встречам. «Наше знакомство с Репиным было еще внове, - вспоминает он, - мы тогда еще перебирали все и всех на свете, храбро и задорно спорили чуть не до святых выносов, даже пока портрет писался, - ну вот все это воодушевление и жар и вылились в портрете». В те же дни, когда писался портрет, Стасов делился впечатлениями о сеансах со своей дочерью: «Ты не можешь себе представить, как чудесно проходили мои сеансы у Репина - точно во время делания бюста Антокольским, когда мы были втроем. Чего тут не перебрали, не переработали...»

Портрет понравился Стасову. Чуть вскинутая голова, взятая почти в профиль в сильном повороте, хорошо передает стасовскую стремительность и энергию. Стасов посылает фотографию с этого портрета Мусоргскому, и тот ему пишет: «Ваш энергический и вдаль смотрящий лик учрежден над моим рабочим столом... Я часто взглядываю на вас: весь собравшись, вы вдаль смотрите, что-то впереди чуете; силой и сознанием правоты врезалась всякая морщинка - молодец Илья Репин». В начале зимы 1872 года в Петербург приехал П.М.Третьяков. По совету Крамского он решил зайти в мастерскую Репина и познакомиться с художником и его работами. Этот день хорошо запомнился Репину. Много лет спустя он подробно воспроизвел эту сцену:
«Я писал "Бурлаков", когда ко мне в мастерскую постучали. Вошел высокий человек с окладистой темно-русой бородой, в чуйке.
- Вы будете Репин?
- Я.
- А я Третьяков.
Он внимательно и долго рассматривал мои этюды, развешенные по стенам, и, остановившись на двух - академического сторожа Ефимова и продавца академической лавочки, - спросил их цену...»
Продажа этих работ означала для Репина не только получение материальных выгод. Это была не просто продажа, - попасть в галерею П.М.Третьякова была большая честь для художника, особенно для молодого, начинающего. Но и тогда, когда Репин станет знаменитым художником, для него всегда особенно важным будет мнение Третьякова и желание его приобрести ту или иную картину для своей галереи. Всю осень и зиму 1872/73 года Репин работает над картиной «Бурлаки на Волге». Да, эта тема не давала Репину покоя уже несколько лет, с тех пор, как однажды летним днем 1868 года он после долгих уговоров настойчивого К.А.Савицкого решился наконец оставить ненадолго работу над «Иовом» и отправиться на прогулку вверх по Неве до Усть-Ижоры. Репин признавался впоследствии, что, «несмотря на титаническую гордость духа внутри себя, в жизни он был робкий, посредственный и до трусости непредприимчивый юноша». Особенно не любил он путешествий и всяких экскурсий. Но на этот раз Репин уступил товарищу, и ранним летним утром они уже плыли по Неве на маленьком пароходике. Погода была чудесная, и Репина, как с ним бывало, охватил восторг. Он невольно любовался красотой лесистых в то время невских берегов. Он и не представлял себе, что так близко от Петербурга находятся столь живописные места. Выбираясь изредка за город, он видел только непривлекательные, болотистые окрестности Петербурга - Черную речку, Лахту, Гавань.

продолжение...


"Отсутствие в Репине при полной его сбитости и, мы бы сказали, податливости истинной, «перовской» силы обличителя и рассказчика способствовало прежде тому, что мы его особенно любили. Именно благодаря отсутствию этой силы мы мало обращали внимания на те рассказы и уроки, которые он вкладывал в свои картины." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100