на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
 6  - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Когда Репин переехал в Петербург, Серов стал часто бывать у него, неизменно радушно встречаемый всей семьей художника. Репин интересуется успехами Серова в искусстве. Да и не только Серова. Ему хочется знать, как работают и другие молодые художники, ученики Академии художеств. Он появляется в Академии, заходит в мастерские, знакомится с молодежью, приглашает многих к себе.
После одного из таких посещений Репина М.А.Врубель писал сестре: «Сильное он имеет на меня влияние; так ясны и просты его взгляды на задачу художника и на способы подготовки к ней - так искренни... так, наконец, строго и блестяще отражаются в его жизни». Репин советует Врубелю помимо академических работ начать писать собственную композицию, и Врубель принимается за «Гамлета и Офелию».

В 1885-1886 годах на рисовальных вечерах у Репина можно было встретить К.К.Первухина, недавно приехавшего в Петербург из Харькова и поступившего в Академию художеств, А.М.Васнецова, Н.Н.Дубовского, Н.Н.Хохрякова. «Умелые и тонкие замечания Репина много помогали нам в работе», - вспоминал А.М.Васнецов. А летом 1885 года Н.Н.Дубовской и К.К.Первухин даже живут у него на даче в Сиверской.
В первую петербургскую зиму Репин продолжал работать над «Крестным ходом в Курской губернии», спеша закончить картину к очередной передвижной выставке.
С каждым годом выставки Товарищества становятся все более популярными. Петербургская публика уже поняла, что только здесь, на этих выставках, она может видеть картины, идеи которых близки ей, волнуют ее, заставляют о многом задуматься. XI выставка, открывшаяся в марте 1883 года, в этом отношении также не обманула ожиданий публики. Здесь были представлены на ее суд: «Меншиков в Березове» Сурикова, «Курсистка» Ярошенко, «Беглый» Савицкого, портреты Крамского, Гвоздем выставки был «Крестный ход» Репина. М.В.Нестеров так вспоминал день появления картины на выставке: «...мы, художники, спешим туда, там толпа, восторги, дружественный суд... Общее возбуждение, все разделяют торжество автора, а торжество было полное... Успех картины был огромный». Даже самые ярые враги картины, обвинявшие автора в грубой тенденциозности, «фальшивой клевете и плоском зубоскальстве», не могли не признать живописных достоинств «Крестного хода». Живописные качества ее оценила и та часть молодых мастеров, которая искала новых путей художественной выразительности. «Нам, молодым тогда, - признавался Нестеров, - «Крестный ход» нравился своими красочными откровениями, подлинным солнцем, в коем купается толпа богомольцев». И все же успех картины был вызван не только ее живописными достоинствами, но, в первую очередь, глубиной заложенного в ней содержания. Если в «Бурлаках» Репин лишь приоткрыл одну из сторон российской действительности, то «Крестный ход», с. его многофигурной композицией, с его яркими образами, - это не просто эпизод из жизни народа, это своеобразный портрет русского общества того времени, портрет без прикрас и без заострений.

Еще до появления на выставке «Крестный ход» был куплен Третьяковым. Картиной «Крестный ход» заканчивался определенный период в творчестве Репина: завершен большой многолетний труд-эпопея крестьянской жизни. Задуманные новые работы относились уже к другой сфере. Другие герои появились на многочисленных эскизах и этюдах художника. Но Репин не сразу принялся за новую картину. Он чувствовал непреодолимую потребность отдохнуть. Сейчас можно было осуществить давнюю мечту - поехать в Голландию и Испанию, познакомиться с подлинниками старых мастеров - Рембрандта, Веласкеса. В путешествие Репин отправляется вместе со Стасовым. Из Петербурга друзья выехали 26 апреля 1883 года.

Осматривая в Голландии картины Рембрандта, и в первую очередь "Ночной дозор", Репин убеждается, что лучшие работы Рембрандта находятся в Петербурге, в Эрмитаже. Зато настоящим откровением для него явились портреты Франса Хальса, увиденные в Гааге. «Это такая прелесть жизни, экспрессии», - писал он. Именно то, чего так добивался Репин в своих картинах - предельной живости и остроты характеристики своих героев, он увидел в работах Хальса. Всего несколько дней провели они в Бельгии возле полотен Рубенса и направились в Париж. Здесь все время было насыщено посещением многочисленных выставок и музеев. 15 мая, в день ежегодного митинга памяти расстрелянных коммунаров, Репин вместе с парижанами был у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез. Под свежим впечатлением им была написана картина «Поминальный митинг». А 22 мая Репин и Стасов уже в Мадриде. Осуществилась мечта Репина. Он в музее Прадо и целые дни проводит у картин великих испанцев - Веласкеса, Мурильо, Рибейры, Гойи. С увлечением делает копии с двух работ Веласкеса - «Менипп» и «Урод из Валлекаса».

Работа шла так успешно, что за спиной у Репина, стоящего у мольберта, всегда толпились зрители, и в первую очередь молодые художники, тоже копировавшие в музее. Дальнейшее путешествие шло ускоренным темпом. Друзья посетили Толедо, где они видели работы Эль Греко, Кордову, Севилью, Гренаду со знаменитым дворцом Альгамброй, построенным в XIII веке, Валенсию, Барселону.
Впечатлений было так много, что новое уже стало восприниматься с трудом. Решено было возвращаться домой. «Столько вещей смотреть постоянно, все изящные искусства да изящные искусства, все красоты природы да красоты природы - это ужасно утомляет... - пишет Стасов сестре. - Притом же восхищение да восхищение - на это слишком много тратишь самого себя... Это вроде постоянно все есть да есть, целый день все напихивать в себя пироги, да мороженое, да рябчиков, да салат - превратить себя в мешок для провизии - нет, это утомляет». О том же Репин впоследствии писал Поленову. Возвращались через Италию и Мюнхен, где вскоре должна была открыться Международная художественная выставка. На эту выставку Репин послал картину «Отцых».

продолжение...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100