Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
Когда Репин переехал в Петербург, Серов стал часто бывать у него, неизменно радушно встречаемый всей семьей художника. Репин интересуется успехами Серова в искусстве. Да и не только Серова. Ему хочется знать, как работают и другие молодые художники, ученики Академии художеств. Он появляется в Академии, заходит в мастерские, знакомится с молодежью, приглашает многих к себе.
После одного из таких посещений Репина М.А.Врубель писал сестре: «Сильное он имеет на меня влияние; так ясны и просты его взгляды на задачу художника и на способы подготовки к ней - так искренни... так, наконец, строго и блестяще отражаются в его жизни». Репин советует Врубелю помимо академических работ начать писать собственную композицию, и Врубель принимается за «Гамлета и Офелию».
В 1885-1886 годах на рисовальных вечерах у Репина можно было встретить К.К.Первухина, недавно приехавшего в Петербург из Харькова и поступившего в Академию художеств, А.М.Васнецова, Н.Н.Дубовского, Н.Н.Хохрякова. «Умелые и тонкие замечания Репина много помогали нам в работе», - вспоминал А.М.Васнецов. А летом 1885 года Н.Н.Дубовской и К.К.Первухин даже живут у него на даче в Сиверской.
В первую петербургскую зиму Репин продолжал работать над «Крестным ходом в Курской губернии», спеша закончить картину к очередной передвижной выставке.
С каждым годом выставки Товарищества становятся все более популярными. Петербургская публика уже поняла, что только здесь, на этих выставках, она может видеть картины, идеи которых близки ей, волнуют ее, заставляют о многом задуматься. XI выставка, открывшаяся в марте 1883 года, в этом отношении также не обманула ожиданий публики. Здесь были представлены на ее суд: «Меншиков в Березове» Сурикова, «Курсистка» Ярошенко, «Беглый» Савицкого, портреты Крамского, Гвоздем выставки был «Крестный ход» Репина. М.В.Нестеров так вспоминал день появления картины на выставке: «...мы, художники, спешим туда, там толпа, восторги, дружественный суд... Общее возбуждение, все разделяют торжество автора, а торжество было полное... Успех картины был огромный».
Даже самые ярые враги картины, обвинявшие автора в грубой тенденциозности, «фальшивой клевете и плоском зубоскальстве», не могли не признать живописных достоинств «Крестного хода».
Живописные качества ее оценила и та часть молодых мастеров, которая искала новых путей художественной выразительности. «Нам, молодым тогда, - признавался Нестеров, - «Крестный ход» нравился своими красочными откровениями, подлинным солнцем, в коем купается толпа богомольцев».
И все же успех картины был вызван не только ее живописными достоинствами, но, в первую очередь, глубиной заложенного в ней содержания.
Если в «Бурлаках» Репин лишь приоткрыл одну из сторон российской действительности, то «Крестный ход», с. его многофигурной композицией, с его яркими образами, - это не просто эпизод из жизни народа, это своеобразный портрет русского общества того времени, портрет без прикрас и без заострений.
Еще до появления на выставке «Крестный ход» был куплен Третьяковым.
Картиной «Крестный ход» заканчивался определенный период в творчестве Репина: завершен большой многолетний труд-эпопея крестьянской жизни. Задуманные новые работы относились уже к другой сфере. Другие герои появились на многочисленных эскизах и этюдах художника.
Но Репин не сразу принялся за новую картину. Он чувствовал непреодолимую потребность отдохнуть. Сейчас можно было осуществить давнюю мечту - поехать в Голландию и Испанию, познакомиться с подлинниками старых мастеров - Рембрандта, Веласкеса. В путешествие Репин отправляется вместе со Стасовым. Из Петербурга друзья выехали 26 апреля 1883 года.
Осматривая в Голландии картины Рембрандта, и в первую очередь "Ночной дозор", Репин убеждается, что лучшие работы Рембрандта находятся в Петербурге, в Эрмитаже.
Зато настоящим откровением для него явились портреты Франса Хальса, увиденные в Гааге. «Это такая прелесть жизни, экспрессии», - писал он. Именно то, чего так добивался Репин в своих картинах - предельной живости и остроты характеристики своих героев, он увидел в работах Хальса.
Всего несколько дней провели они в Бельгии возле полотен Рубенса и направились в Париж. Здесь все время было насыщено посещением многочисленных выставок и музеев. 15 мая, в день ежегодного митинга памяти расстрелянных коммунаров, Репин вместе с парижанами был у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез. Под свежим впечатлением им была написана картина «Поминальный митинг».
А 22 мая Репин и Стасов уже в Мадриде. Осуществилась мечта Репина. Он в музее Прадо и целые дни проводит у картин великих испанцев - Веласкеса, Мурильо, Рибейры, Гойи. С увлечением делает копии с двух работ Веласкеса - «Менипп» и «Урод из Валлекаса».
Работа шла так успешно, что за спиной у Репина, стоящего у мольберта, всегда толпились зрители, и в первую очередь молодые художники, тоже копировавшие в музее.
Дальнейшее путешествие шло ускоренным темпом. Друзья посетили Толедо, где они видели работы Эль Греко, Кордову, Севилью, Гренаду со знаменитым дворцом Альгамброй, построенным в XIII веке, Валенсию, Барселону.
Впечатлений было так много, что новое уже стало восприниматься с трудом. Решено было возвращаться домой. «Столько вещей смотреть постоянно, все изящные искусства да изящные искусства, все красоты природы да красоты природы - это ужасно утомляет... - пишет Стасов сестре. - Притом же восхищение да восхищение - на это слишком много тратишь самого себя... Это вроде постоянно все есть да есть, целый день все напихивать в себя пироги, да мороженое, да рябчиков, да салат - превратить себя в мешок для провизии - нет, это утомляет». О том же Репин впоследствии писал Поленову. Возвращались через Италию и Мюнхен, где вскоре должна была открыться Международная художественная выставка. На эту выставку Репин послал картину «Отцых».
продолжение...
|