на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 -  8  - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Присяжных обвинителей появилось много. Одни упрекали картину в тенденциозности, отстаивая позиции «чистого искусства», другие считали, что художник недостаточно ясно выразил свой замысел. Газеты изощрялись в злобных нападках. «Художник не виновен, если русские политические преступники не могли возбудить в нем симпатии, - писали «Московские ведомости». - Вина состоит в том, что он в холодном расчете за нездоровое любопытство публики сделал такое несимпатичное ему, полуидиотическое лицо центром картины». Как мы видим, газеты не стеснялись в выражениях. Репина пробовали упрекать в забвении элементарных начал рисунка, в незнании перспективы и необдуманном колорите. Но большинство критиков не могли не отметить значительности этой картины, где за драматизмом семейной сцены стояла трагедия жизни человека, пострадавшего «за идею», за попытку борьбы. «Это не просто картина, а живая картина, дышащая реальностью и правдой», «Репин согрел искренним и глубоким чувством своего «Нежданного гостя»... Тут безмолвный эпилог годы тянувшейся драмы, неведомой, правдивой и страшной», - писали газеты.

Разноречивые отклики Репин принимал хладнокровно. «Каждый раз с выпуском в свет новой вещи своей, - писал он М.П.Федорову, - слышу столько противоположных мнений, порицаний, огорчений, советов, сожалений, сравнений с прежними и всевозможных предпочтений, что если бы я имел страстное желание руководствоваться общественным мнением... то и тогда, во всех этих случаях, я был бы несчастным, забитым, не попавшим в такт провинившимся школьником... К счастью моему, я работаю над своими вещами по непосредственному увлечению. Засевшая идея начинает пилить меня, не давать покою, манить и завлекать меня своими чарами, и мне тогда ни до чего, ни до кого нет дела. Что станут говорить, будут ли смотреть, будет ли это производить впечатление плодотворное или вредное, высокоэстетическое или антихудожественное,- обо всем этом я никогда не думал. Даже такой существенный вопрос - будет ли картина продана, понравится ли публике? - никогда не был в состоянии остановить меня». Репин действительно мало внимания обращал на то, что писалось о нем в газетах; но сказать, что он не принимал близко к сердцу мнение друзей, нельзя. Репину совсем не было безразлично и то, что Стасов критиковал его «Софью», и то, что позднее в своих статьях о XIII передвижной выставке критик ни словом не обмолвился о картине «Иван Грозный». Репин даже с горячностью упрекал Стасова: «Вы становитесь тормозом моего настоящего успеха». Картину «Не ждали» Стасов встретил восторженно. Он видел ее еще в работе, когда Репин создавал образ революционера. Это был момент творческих исканий художника. Когда же Стасов увидел ее через несколько месяцев на выставке, он был поражен... Одним из самых великих произведений русской живописи назвал он эту картину.

«Не ждали» - первое законченное полотно из целой серии задуманных Репиным картин о революционерах. Судьбы молодого поколения не переставали волновать Репина. Годы жесточайшей реакции не могли вытравить из памяти события недавнего прошлого, героизм народников, их бесстрашные речи на процессах, стойкость и мужество перед виселицей. Но должно было пройти несколько лет, чтобы на холстах Репина стали появляться первые композиции. А между тем писал он эти картины уже в другой период, когда общественная жизнь точно замерла. Многие писатели, художники вообще стали избегать общественно значимых тем, отказались от своих прогрессивных настроений. Как писал Горький, «это было скучное и бесцветное время, полное торжества мещан, идейного разброда, разочарований». Эпохой безвременья назвал 1880-е годы Успенский. В одном из своих рассказов он рисует невыносимую, душную обстановку, в которой приходилось жить: «Молчи, терпи и не расспрашивай! Вот что требуется в настоящее время». Глухая пора реакции вызывала в Репине внутренний протест. Неужели все забыто? Неужели жертвы принесены зря и самоотверженная борьба молодых революционеров предана забвению? Нет, этого забыть нельзя. Об этом надо всегда помнить. И Репин, продолжая оставаться верным своей теме, воссоздает на своих холстах образы героев 70-х годов. Одновременно с «Не ждали» художник начинает разрабатывать другую тему. «Сходка террористов» - на тайном собрании выступает оратор. Он говорит вдохновенно, горячо. Его слушают собравшиеся вокруг стола юноши и девушки. Однако картина эта осталась незавершенной. Возможно, что Репин неудачно построил сюжет. Здесь нет столкновения характеров, нет споров. Здесь царит единое настроение: все задумались, чувствуют значительность того, о чем только что говорил оратор. Такой сюжет не давал Репину возможности проявить самую сильную сторону его таланта - разработать острые психологические характеристики персонажей картины. Втайне, никому не рассказывая, продолжает работать Репин и над давно взволновавшей его темой - «Отказ от исповеди перед казнью».

В камеру к заключенному приходит священник. Двери камеры приоткрыты, и в глубине виден палач. Таким был первый вариант картины. Постепенно, освобождая композицию от излишнего, Репин ограничился двумя главными персонажами. Повествовательное начало исчезло. Осталась острая драматическая ситуация - столкновение двух сил, двух миров, двух идеологий. Долго искал Репин позу заключенного, его жест. Ведь он обречен на смерть, это его последние часы... Но моральная победа все-таки на его стороне. Репин ищет единственный, наиболее выразительный вариант. Наконец решение найдено, и в 1885 году работа закончена. В картине доминирует один мотив - сила революционера, его несгибаемая воля, его идейная убежденность. Такого решения образа революционера не знала еще русская живопись, хотя в 1878 году Ярошенко написал картину «Заключенный», где изобразил тюремную камеру с маленьким, высоко расположенным окном. К этому окну, как к единственной точке, связывающей его с внешним миром, и тянется арестант, которого зритель видит только со спины. Эта тяга к свету, к свободе вызывала сочувствие, но внутренний мир заключенного, его духовный облик не были раскрыты, и можно было только предполагать, что это «политический». Другие мысли и чувства будило репинское полотно. Оно утверждало нравственную силу революционных идей.

продолжение...


"Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…, изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы." (Минченков Я.С.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100