на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 -  9  - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Репин писал свою картину втайне, не говоря о ней даже Стасову, которого посвящал во все детали таких картин, как «Не ждали», «Арест пропагандиста». Никакой надежды показать «Отказ от исповеди» публично не было, и, закончив картину, Репин подарил ее поэту Н.М.Минскому, чья поэма, прочитанная им семь лет тому назад, подсказала ему сюжет. Стасов, увидевший картину только в 1888 году у ее владельца, пришел в неистовый восторг. «Илья, я вне себя - не то, что от восхищения, а от счастья! Я получил сию секунду вашу «Исповедь». Наконец-то я эту вещь увидел и, конечно, в ту же секунду, в то же мгновение выпросил, вымолил себе фотографию у Минского. Наконец-то, наконец-то я увидел эту картину. Потому что это настоящая картина, какая только может быть картина!!!.. Какой взгляд, какая глубина у вашего осужденного!! Какой характер, какая целая жизнь тут написалась - точь-в-точь в «Не ждали». Что впоследствии после вас останется - вот это то и будет».
Стасова, больше всего ценившего в творчестве Репина картины на современные темы и не признававшего за ним права на историческую живопись, можно, конечно, упрекнуть в известной односторонности, но то, что он первый «открыл» «Отказ от исповеди», одну из лучших картин Репина, и то, что он обратил на нее внимание Третьякова и настоял на ее покупке для галереи, в этом его большая заслуга. Мысли о судьбах молодого поколения, о революционно настроенной молодежи не давали художнику покоя. Примерно в эти же годы он пишет картину «Революционерка перед казнью», но на выставке эта картина появилась впервые лишь в 1897 году, а в 1900 году была продана в Чехословакию, где находится и по настоящее время.

* * *

Репин напряженно работал, но рядом текла привычная жизнь - встречи, музыкальные вечера, литературные чтения. Репин не был в стороне от этой жизни; его можно было часто видеть то тут, то там. Это давало не только разрядку, которой требовал утомленный работой организм, но и свежие впечатления, знания. Наиболее многолюдными и интересными были встречи у Ярошенко. Супруги Ярошенко жили в небольшой, уютной квартире на четвертом этаже дома на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского, 63). Здесь собирались не только художники, но и ученые, писатели, актеры. Их квартира, как вспоминал писатель В.Н.Ладыженский, была своеобразным центром, объединявшим прогрессивные круги демократической интеллигенции Петербурга. Н.А.Ярошенко любили за его неподкупную честность, принципиальность. Он был, по меткому выражению Нестерова, совестью художников, как Крамской - их разумом. Он не поступался своими идеалами и в творчестве, воспев в своих картинах молодое поколение русских революционеров. Его не испугал арест, которому он подвергся за написанную им после выстрела Веры Засулич картину «У Литовского замка». Стройный, подтянутый, с военной выправкой, всегда сдержанный, он был полной противоположностью своей живой и экспансивной жене - Марии Павловне. Принимая деятельное участие в работе Высших женских курсов, она была всегда окружена юными ученицами, наполнявшими с утра до вечера их гостеприимный дом.

«Субботы» у Ярошенко несколько напоминали по своему характеру многолюдные «четверги» Артели художников. Частыми гостями были Г.И.Успенский, Н.К.Михайловский и А.И.Эртель, Д.И.Менделеев с женой, актриса П.А.Стрепетова. Здесь можно было услышать запрещенные цензурой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина и импровизации Г.И.Успенского, носившие явно политическую окраску. Нередко предметом обсуждения являлись запрещенные статьи Герцена, Белинского, Писарева, Кропоткина. В конце вечера гостей приглашали к ужину. По одну сторону длинного стола усаживались гости Николая Александровича, по другую - юные подопечные Марии Павловны. Здесь-то и начиналось настоящее веселье. Находившаяся в зените своей славы, Стрепетова частенько получала от неизвестных авторов - поклонников ее таланта- пьесы для бенефиса. Трудно было удержаться от смеха, когда Стрепетова с комическим пафосом читала за общим столом отрывки из этих наивных, нелепых сочинений. Писатель В.М.Гаршин, вначале всегда сидевший молча, лишь слегка улыбаясь, под влиянием общего веселья оживлялся все более и даже показывал фокусы. Совершенно иной характер носили вечера у художника К.В.Лемоха - автора небольших жанровых картин из жизни деревенской детворы. Он был одним из старейших членов Товарищества и почти бессменным его казначеем, с чисто немецкой аккуратностью ведя дела. Жил Лемох на Васильевском острове, в доме № 15 по Малому проспекту. По вторникам его тихая квартира преображалась. Небольшие, уютные, расположенные анфиладой комнаты, обставленные мягкой мебелью, запол--няла веселая и шумная компания.
Эти вечера напоминали скорее петербургские журфиксы. Сюда художники приходили с женами и детьми. Веру и Надю Репиных с радостью встречала их сверстница - дочь Лемоха Варенька, ставшая впоследствии женой старшего сына Д.И.Менделеева - Володи. Играли в различные игры, танцевали... и наконец небольшая гостиная погружалась в полумрак и затихала: раздавались звуки рояля... Особенно любили художники встречаться по средам у Д.И.Менделеева, в его квартире, расположенной в первом этаже главного здания Петербургского университета (в настоящее время здесь музей Д.И.Менделеева). Эти «среды» Менделеев стал устраивать с тех пор, как познакомился с Анной Ивановной Поповой, ученицей Академии художеств, ставшей впоследствии его женой. Сам Дмитрий Иванович также интересовался искусством и не пропускал ни одной художественной выставки.

продолжение...


   Реклама:
   »  коллиматорный прицел для ак-74 купить украина

"Как грустно и больно, до слез обидно сознавать, что Репин, этот истинно гениально одаренный художник, благодаря царившим в нашем обществе глупостям и недоразумениям, всю жизнь растрачивался на лишнее, мелкое и ненужное. И что теперь, когда настало давно желанное и неизбежное освобождение от мифов, он опять-таки не обратился к тому, в чем его колоссальное дарование могло бы развернуться в полную высь, а продолжает судорожно бросаться из стороны в сторону, застревая иногда под влиянием чисто головных увлечений на таких вещах, которые всего менее ему доступны."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100