на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 -  3  - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

И.Э.Грабарь, тогда студент Академии, видевший картину в процессе работы (он тайком пробирался в зал, пользуясь знакомством с Кустодиевым), писал впоследствии о ней как о единственном в своем роде групповом портрете, не имеющем равного в мировом искусстве XIX века по замыслу и по выполнению. И в то же время это не просто групповой портрет. Это приговор, вынесенный художником-демократом, каким Репин оставался до конца своих дней, вершителям судеб России, тем, от которых зависел, казалось, завтрашний день страны. Зал, залитый светом люстр, утопающий в бархате, еще более подчеркивал ничтожность людей, все еще облеченных властью. Репин и до сих пор не скрывал своего отношения к царскому правительству и самодержавно-бюрократическому строю. Ненависть, презрение к ним звучат не только в его картинах, но и в многочисленных письмах к друзьям. Но истинный смысл нового произведения поняли далеко не все. Наиболее четко определил его В.В.Стасов. Восхищаясь мастерством художника, он высказывает сожаление, что «нынешнее совершенство письма... проявилось на коллекции каких-то завзятых негодяев и подлецов, насильников и злодеев - или же идиотов послушных, дураков покорных...» «Торжественное заседание Государственного совета» - последнее произведение, написанное Репиным в Петербурге. Закончив картину, художник окончательно переселяется в дачное местечко Куоккала, расположенное в сорока пяти километрах от столицы.

Решение поселиться в Куоккале не было неожиданным. Никакие попытки восстановить семью не привели к успеху. Ни Вера Алексеевна, ни Репин уже не питали на этот счет иллюзий. Знакомство с Натальей Борисовной Нордман сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе художника. Нордман была незаурядным человеком. Стремясь к самостоятельной трудовой жизни, она порвала со своей аристократической семьей и молоденькой девушкой уехала в Америку, где жила на ферме работницей. В момент встречи с Репиным Нордман зарабатывала на жизнь, сотрудничая в петербургских журналах. Впервые Н.Б.Нордман увидела Репина еще в 1891 году у коменданта Петропавловской крепости В.Н.Веревкина, куда Наталья Борисовна приехала вместе со своей приятельницей, будущей княгиней М.К.Тенишевой. Нордман сопровождала Тенишеву и на сеансы к Репину. Впоследствии краткое знакомство сменилось дружбой. Репина привлекала образованность Нордман, ее любовь к литературе, музыке, искусству. Пренебрегая светскими условностями (Репин не был разведен), Нордман решается связать свою судьбу с художником. Они поселяются вместе в Куоккале. Здесь в 1899 году Репин покупает на имя Натальи Борисовны небольшой участок земли с одноэтажным домиком и с 1903 года окончательно обосновывается в этой усадьбе, названной им «Пенаты». (Пенаты, по верованию древних римлян, - боги, покровители домашнего очага, родного дома.) Репин довольно часто приезжает в Петербург, хотя езда по железной дороге только в один конец занимает два часа. Вплоть до 1907 года он продолжает преподавать в Академии художеств. Его не смущает дальняя дорога, если надо побывать на лекции, в концерте, встретиться с друзьями. Но постепенно стареющий Репин все реже и реже навещает столицу, и встречи переносятся в «Пенаты». Сюда из Петербурга приезжают к нему многочисленные знакомые, те, для кого Репин по-прежнему остается одной из самых интересных фигур в художественном мире. Из «Пенатов» Репин следит за жизнью Петербурга. Он в курсе всех политических и культурных событий. В эти годы, как вспоминает Елена Дмитриевна Стасова- племянница критика, по ее просьбе Репин не раз давал деньги для оказания помощи политическим заключенным и ссыльным, а свою мастерскую в Академии художеств разрешал использовать для встреч революционеров. 9 января 1905 года. Расстрел мирной демонстрации. Репин потрясен этими трагическими событиями. «Как невыносимо жить в этой преступной, бесправной, угнетающей стране. Скоро ли рухнет эта вопиющая мерзость власти невежества?» - пишет он Стасову 22 января.

Художник возмущен арестом Горького и подписывает протест в связи с действиями правительства. Но когда его друзья - москвичи Серов и Поленов - предлагают ему подписать письмо, адресованное ими в Академию художеств с протестом, направленным против руководства Академией великим князем - лицом, руководившим «войсками, пролившими братскую кровь», Репин подписать это письмо отказывается, наивно утверждая с чьих-то слов, что расстрелом руководила полиция. Но вот весной в Куоккале появляется Горький, непосредственный свидетель и участник событий 9 января, недавно выпущенный из Петропавловской крепости. Под впечатлением бесед с писателем Репину становится яснее характер происшедшего. Он как бы впервые переживает события 9 января и создает ряд эскизов на эту тему: «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрации». Они находятся сейчас в Музее Великой Октябрьской социалистической революции в Москве. Но к концу 1905 года Репин, напуганный забастовками, революционными выступлениями пролетариата, мечтает о конституции и Думе как о скорейшем и лучшем исходе революционной ситуации. Настроения его отразились в акварельном наброске «Мольба о конституции» и большом полотне «Манифест 17 октября 1905 года», законченном в 1911 году.

окончание...


   Реклама:
   » 

"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100