на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 -  3  - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

И.Э.Грабарь, тогда студент Академии, видевший картину в процессе работы (он тайком пробирался в зал, пользуясь знакомством с Кустодиевым), писал впоследствии о ней как о единственном в своем роде групповом портрете, не имеющем равного в мировом искусстве XIX века по замыслу и по выполнению. И в то же время это не просто групповой портрет. Это приговор, вынесенный художником-демократом, каким Репин оставался до конца своих дней, вершителям судеб России, тем, от которых зависел, казалось, завтрашний день страны. Зал, залитый светом люстр, утопающий в бархате, еще более подчеркивал ничтожность людей, все еще облеченных властью. Репин и до сих пор не скрывал своего отношения к царскому правительству и самодержавно-бюрократическому строю. Ненависть, презрение к ним звучат не только в его картинах, но и в многочисленных письмах к друзьям. Но истинный смысл нового произведения поняли далеко не все. Наиболее четко определил его В.В.Стасов. Восхищаясь мастерством художника, он высказывает сожаление, что «нынешнее совершенство письма... проявилось на коллекции каких-то завзятых негодяев и подлецов, насильников и злодеев - или же идиотов послушных, дураков покорных...» «Торжественное заседание Государственного совета» - последнее произведение, написанное Репиным в Петербурге. Закончив картину, художник окончательно переселяется в дачное местечко Куоккала, расположенное в сорока пяти километрах от столицы.

Решение поселиться в Куоккале не было неожиданным. Никакие попытки восстановить семью не привели к успеху. Ни Вера Алексеевна, ни Репин уже не питали на этот счет иллюзий. Знакомство с Натальей Борисовной Нордман сыграло решающую роль в дальнейшей судьбе художника. Нордман была незаурядным человеком. Стремясь к самостоятельной трудовой жизни, она порвала со своей аристократической семьей и молоденькой девушкой уехала в Америку, где жила на ферме работницей. В момент встречи с Репиным Нордман зарабатывала на жизнь, сотрудничая в петербургских журналах. Впервые Н.Б.Нордман увидела Репина еще в 1891 году у коменданта Петропавловской крепости В.Н.Веревкина, куда Наталья Борисовна приехала вместе со своей приятельницей, будущей княгиней М.К.Тенишевой. Нордман сопровождала Тенишеву и на сеансы к Репину. Впоследствии краткое знакомство сменилось дружбой. Репина привлекала образованность Нордман, ее любовь к литературе, музыке, искусству. Пренебрегая светскими условностями (Репин не был разведен), Нордман решается связать свою судьбу с художником. Они поселяются вместе в Куоккале. Здесь в 1899 году Репин покупает на имя Натальи Борисовны небольшой участок земли с одноэтажным домиком и с 1903 года окончательно обосновывается в этой усадьбе, названной им «Пенаты». (Пенаты, по верованию древних римлян, - боги, покровители домашнего очага, родного дома.) Репин довольно часто приезжает в Петербург, хотя езда по железной дороге только в один конец занимает два часа. Вплоть до 1907 года он продолжает преподавать в Академии художеств. Его не смущает дальняя дорога, если надо побывать на лекции, в концерте, встретиться с друзьями. Но постепенно стареющий Репин все реже и реже навещает столицу, и встречи переносятся в «Пенаты». Сюда из Петербурга приезжают к нему многочисленные знакомые, те, для кого Репин по-прежнему остается одной из самых интересных фигур в художественном мире. Из «Пенатов» Репин следит за жизнью Петербурга. Он в курсе всех политических и культурных событий. В эти годы, как вспоминает Елена Дмитриевна Стасова- племянница критика, по ее просьбе Репин не раз давал деньги для оказания помощи политическим заключенным и ссыльным, а свою мастерскую в Академии художеств разрешал использовать для встреч революционеров. 9 января 1905 года. Расстрел мирной демонстрации. Репин потрясен этими трагическими событиями. «Как невыносимо жить в этой преступной, бесправной, угнетающей стране. Скоро ли рухнет эта вопиющая мерзость власти невежества?» - пишет он Стасову 22 января.

Художник возмущен арестом Горького и подписывает протест в связи с действиями правительства. Но когда его друзья - москвичи Серов и Поленов - предлагают ему подписать письмо, адресованное ими в Академию художеств с протестом, направленным против руководства Академией великим князем - лицом, руководившим «войсками, пролившими братскую кровь», Репин подписать это письмо отказывается, наивно утверждая с чьих-то слов, что расстрелом руководила полиция. Но вот весной в Куоккале появляется Горький, непосредственный свидетель и участник событий 9 января, недавно выпущенный из Петропавловской крепости. Под впечатлением бесед с писателем Репину становится яснее характер происшедшего. Он как бы впервые переживает события 9 января и создает ряд эскизов на эту тему: «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрации». Они находятся сейчас в Музее Великой Октябрьской социалистической революции в Москве. Но к концу 1905 года Репин, напуганный забастовками, революционными выступлениями пролетариата, мечтает о конституции и Думе как о скорейшем и лучшем исходе революционной ситуации. Настроения его отразились в акварельном наброске «Мольба о конституции» и большом полотне «Манифест 17 октября 1905 года», законченном в 1911 году.

окончание...


"Приблизительность, непродуманность - самые подходящие слова для характеристики репинской живописи. И по части исполнения, и по части содержания она приблизительна, туманна, непродуманна. Репин - мягкий человек, с нежным, но непостоянным сердцем, с ярким умом, развившимся, однако, не в глубину и не в высоту, а как-то в ширину. Впечатлительность у него большая, но не цепкая, не прочная. В этом мощном силаче, как оно ни странно, много женственного: нежного, мягкого, но и неверного, непрочного."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100