Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
Дела Артели шли хорошо, и в начале 1866 года в центре города была снята новая, более просторная квартира на четвертом этаже дома Стенбок-Фермора на Адмиралтейской площади, у Вознесенского проспекта. Квартира занимала почти все крыло по Вознесенскому проспекту. Артельщики получили просторные, светлые мастерские, а два больших зала для вечерних встреч могли вместить до 40-50 человек. На артельные «четверги» приходили друзья и знакомые членов Артели, ученики Академии.
Через всю залу ставился огромный стол с бумагой, красками, карандашами. Каждый мог работать в той технике, в какой хотел. Репин также принимал участие в рисовальных вечерах. Сохранились два его рисунка, исполненные сепией, - «Рыболов» и «Сцена в сарае». Любил Репин смотреть, как работают другие. Особенное удовольствие получал он, наблюдая за Шишкиным, создавшим здесь не один свой блестящий рисунок пером.
Обычно такие вечера заканчивались скромным ужином, за которым произносились веселые тосты, а если присутствовали и жены художников - даже танцевали.
Итак, Репин уже с самого начала оказался в двух различных сферах - Академии и Артели, причем последняя научила его критически относиться ко многим требованиям Академии.
Вместе со всеми учениками Репин в штыки встречал темы эскизов на библейские и евангельские сюжеты, предлагаемые Академией. Все труднее становилось держать молодежь в рамках старых учебных традиций. Как вспоминает Репин, стали даже появляться карикатуры на академические задания, на непокорных учеников и на самих профессоров. Репин, возвращавшийся с артельных собраний, полный свежих впечатлений, испытывал каждый раз мучительную неудовлетворенность при работе над далекой от живой действительности темой. Да и по самой природе репинского таланта ему были чужды отвлеченные сюжеты. Так, выполненный Репиным эскиз на тему библейской легенды о ниспосланной богом страшной «казни» - «Ангел смерти истребляет первенцев египетских» - был трактован им сугубо реально, даже с налетом натурализма. Передав с достоверной точностью обстановку спальни, Репин изобразил ангела смерти, душащего спящего юношу. При этом сцена была представлена настолько натурально, что ангел на эскизе душил юношу, упершись коленом в его живот и схватив его за горло. И тем неожиданнее оказалась для него реакция академического Совета. Одобрив «тон эскиза и общее», члены Совета предложили изменить трактовку темы («Ведь это дух- ангел смерти, зачем же ему так физически напрягать свои мускулы, чтобы задушить, - достаточно простертых рук») и представить эскиз на медаль.
По существовавшей тогда системе Академии лучшие этюды, рисунки и эскизы могли быть представлены к конкурсу на получение медали. (Ученики, получившие серебряную медаль 2-й и 1-й степени, могли быть соискателями конкурса на получение золотой медали - вначале так же 2-й, а затем и 1 -и степени.) Медали давали определенные привилегии. Так, ученики, удостоенные серебряных медалей 2-й степени, получали звание неклассного художника. Это звание не давало права на классный чин, но выводило художника из податного состояния и освобождало от несения воинской повинности.
Получить медали, естественно, стремились всё ученики, и Репин, вняв «пожеланиям» Совета, исполнил эскиз, удовлетворивший профессоров, и получил за него 2-ю серебряную медаль. Репин значительно переделал эскиз. Величественная фигура ангела простирает над умирающим юношей руки. Юноша, писанный с натурщика, трактован без всякой идеализации. Приподнятая грудь, впавший живот, втянутая в плечи голова - во всем этом чувствуется попытка внести реалистический элемент в решение темы. Источник света, находящийся где-то сверху, выхватывает из мрака крылья и руки ангела и обнаженную фигуру юноши, что придает таинственность всему происходящему.
Склонность к реалистическому проявляется и в других академических эскизах Репина. Принимаясь за какую-либо тему, Репин не мог решать ее, исходя только из заданных условий. Он должен был представить ее себе реально увиденной.
Так, в эскизе «Диоген, разбивающий чашу, увидев мальчика, пьющего из ручья воду» Репин поместил фигуры на фоне реального пейзажа, виденного им в Петербурге. И опять эскиз подвергся критике именно с этой стороны. «У вас много жанру, - сказал ректор Академии художеств Ф.А.Бруни, почувствовав здесь отступление от академических канонов. - Это совсем обыкновенные живые кусты, что на Петровском растут. Камни тоже. Для картины жанра это недурно, но для исторической сцены это никуда не годится». В данном случае Бруни был прав, советуя обратиться к классическим образцам в пейзаже, которые более соответствовали всей композиции.
В том же, 1865 году Репин получил еще одну серебряную медаль 2-й степени - за рисунок с натуры. Получив звание свободного (неклассного) художника, Репин перестал входить в число военных поселян города Чугуева.
Но заниматься и одновременно зарабатывать на жизнь становилось все труднее и труднее. Он брался за всякую работу - красил крыши, экипажи, собирался даже стать натурщиком. На подготовку к экзаменам часто не хватало времени. Приходилось жертвовать или специальными предметами, или наукой. Доведенный до крайности, Репин подает в 1866 году прошение в Совет Академии художеств, которое, несмотря на иронический тон, говорит о безнадежности его положения. «Предстоящие экзамены из наук отнимают у меня последнюю возможность зарабатывать деньги для своего существования, а так как существованием для экзаменов жертвовать нельзя, то с большим желанием и совершенною возможностью перейти во 2-е отделение я принужден буду остаться в 1-м».
В 1866 году Репин представляет на экзамен только рисунки. Ни эскизов, ни этюдов не подает. Объяснение этому мы находим в очередном прошении Репина в Совет Академии художеств от 9 октября 1867 года: «Содержать себя и выполнять в точности программу академических занятий слишком трудно для ученика необеспеченного. Академии не безызвестно, что в VII часов вечера кончаются занятия в ее здании, засим следует приготовление репетиции и черчение эскизов. Приходится постоянно жертвовать классом (этюдным) для добывания потребностей. При таком состоянии в трехлетнее пребывание мое в натурном классе я мог написать только три этюда - и это стоило мне лишений.
А последний месяц, проведенный в этюдном классе, написанный эскиз - довели меня до такой крайности, что я вынужден теперь просить Совет Императорской Академии художеств о помощи». Репину было выдано 25 рублей.
продолжение...
|