Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
Когда в феврале 1871 года в Петербург из Парижа приехал Тургенев, он также стал бывать у Ге.
Но впервые Репин увидел Тургенева у себя в мастерской, в Академии художеств. Знаменитый писатель, принимавший всегда близко к сердцу успехи молодых русских художников, в этот свой приезд в Петербург решил познакомиться с работами Антокольского и Репина, о которых он слышал такие восторженные отзывы от Стасова. Приход Тургенева в мастерскую Антокольского взбудоражил друзей. Вот как вспоминал об этом скульптор:
« - Ты знаешь, - закричал я Репину, вбегая в его мастерскую и задыхаясь от волнения, - знаешь, кто у меня сейчас был? Иван Сергеевич Тургенев!!!
- Что ты? - закричал в свою очередь Репин, и глаза его от изумления сделались совершенно круглыми, а рот широко раскрылся».
Долго еще они обсуждали этот неожиданный визит.
Но через несколько дней Тургенев появился и в мастерской Репина. Пришел Тургенев не один, а вместе с Н.Н.Ге, который в то время писал портрет Тургенева. Репин, по его словам, настолько растерялся, что не знал, на кого смотреть. Перед ним стояли всемирно известный писатель, чьими произведениями он так восхищался, и художник - создатель «Тайной вечери», картины, равной которой, по мнению Репина, не было во всей Европе. В то время у Репина на мольберте стоял почти законченный первый вариант картины «Бурлаки на Волге».
На Ге картина произвела сильное впечатление. Несколько восторженный, он произнес полушепотом: «Слушайте, юноша, вы сами еще не сознаете, что написали... Это удивительно. «Тайная вечеря» перед этим - ничто. Очень жаль только, что это не обобщено - у вас нет хора. Каждая личность у вас поет в унисон. Надобно было выделить две-три фигуры, а остальные должны быть фоном картины, без этого обобщения ваша картина - этюд. Ах, впрочем, вы меня не слушайте, это уже специальные придирки. И Рафаэль, и Джиотто, и Чимабуэ не задумались бы над этим. Нет, вы оставьте так, как есть. Это во мне говорит старая рутина».
Репин и сам видел многие недостатки своей картины. Не случайно он ее затем серьезно переработал. Но Ге обратил внимание именно на необычность композиции, во многом отступавшую от академических канонов. Он сразу почувствовал своеобразие картины, зародыш того нового подхода к теме, который уже ярко проявится через два года в окончательном варианте «Бурлаков».
К сожалению, мнения Тургенева о картине мы не знаем. Репин почему-то не коснулся этого в своих воспоминаниях.
* * *
13 февраля 1871 года в зале Совета Академии художеств была торжественно объявлена собравшимся конкурентам тема программы на 1-ю золотую медаль - «Воскрешение дочери Иаира».
Все пятеро конкурентов - Репин, Поленов, Зеленский, Макаров и Урлауб - должны были по существующим правилам Академии здесь же, не покидая зала Совета, сделать эскиз.
Евангельская легенда повествует о болезни, смерти и воскрешении дочери Иаира. Отец просит Христа ее вылечить, но по дороге к больной им становится известно, что девушка уже умерла. Христос входит в дом. И здесь, на глазах у присутствующих, происходит чудо воскрешения.
Репин набрасывает эскиз: чудо уже свершилось - воскресшая девушка приподнимается с ложа. Художник подробно повествует о реакции окружающих - он изображает мать, стремительно бросающуюся к дочери, несколько комическую фигуру отца...
Совет утвердил эскиз, и Репин был допущен к конкурсу.
Но самого художника эскиз никак не мог удовлетворить. И не только потому, что он был «многословен», но и потому, что он не передавал того настроения, которого требовал сюжет.
Начались долгие месяцы работы над композицией картины, было сделано множество эскизов, в том числе и таких, где передан момент, предшествующий чуду. Ни на одном он не мог остановиться. Как художника Репина больше всего интересовала психологическая сторона, внутренняя жизнь героев. Изображение чуда было настолько далеко его натуре, что он порою приходил в отчаяние, чувствуя свое бессилие передать этот момент на холсте.
В дальнейшем ему так же редко будут удаваться сюжеты, связанные с фантастикой.
Он даже подумывал отказаться от участия в конкурсе, удовольствовавшись званием классного художника. Пример уже был в лице Крамского и всех членов Артели. Но артельщики сами отговаривали его от этого шага.
Так прошло целых четыре месяца. Срок сдачи приближался. И Репин стал переносить на большой холст один из эскизов.
Но вот однажды, возвращаясь домой от Крамского, Репин неожиданно представил себе эту сцену такой, какой она могла быть в живой действительности. Он остро вообразил отчаяние родителей девушки, когда они поняли, что дочь их умерла. Но почему вдруг это ощущение так близко и знакомо? Он вспоминает дом, семью, смерть любимой сестры Усти, горе родителей, свои тяжелые ощущения: «И дом и комнаты - все как-то потемнело, сжалось в горе и давило...» Вот что главное, размышляет он, постараться передать в картине это житейски-правдивое состояние. Найдя наконец нужное ему, Репин не мог уже оторваться от холста.
Давно он отказался от изображения приподнявшейся с ложа девушки. Она еще мертва, и ее голова покоится на высоких подушках. Рядом с ней Христос. Он стоит, спокойный, уверенный, бережно держа в своей руке руку умершей. Не сразу и не легко далась Репину эта центральная группа. Он делает множество этюдов; долго и упорно работает над образом Христа. Он вспоминает картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Сколько часов провел он в свое время перед нею в галерее П.М.Третьякова в Москве, сколько восторга она вызвала в нем! А ведь это было еще в первые годы его занятий в Академии художеств. Теперь же, приступая к программной картине, он не мог не думать о великом создании Иванова.
продолжение...
|