Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
В эти годы поездки в Петербург часто были связаны с необходимостью выступить с воспоминаниями или речью на юбилейных торжествах, на заседаниях научных обществ, на вечерах, связанных с какой-либо памятной датой. Имя Репина, самого популярного художника России, конечно, делало такой вечер привлекательным для всех. Репин не был хорошим оратором. Но каждое выступление было окрашено его необыкновенным темпераментом.
В 1904 году трагически погиб на броненосце «Петропавловск» художник В.В.Верещагин. 20 апреля 1904 года Репин выступает в Академии художеств на вечере памяти Верещагина. Репина приглашают выступить на вечерах памяти Л.Н.Толстого - в Дворянском собрании и в архитектурном обществе при обсуждении памятника для могилы Л.Н.Толстого. Эти выступления принимают систематический характер, они становятся частью той большой просветительской деятельности, которую ведут в Петербурге друзья Репина.
Словно в ответ на популярные лекции С.О.Грузенберга и В.М.Бехтерева в «Пенатах», Репин выступает в Психоневрологическом институте с докладом о Толстом, о задачах искусства и его роли в жизни учащейся молодежи. С юношеским пылом принимает Репин участие в создании при этом институте первого народного университета, рассчитанного на рабочую аудиторию.
Убежденный демократ, Репин приветствует падение русской монархии. «Мне остается лишь умереть, - пишет 73-летний художник, - но я жив, здоров и при мысли, что в России Республика, готов скакать от радости».
Последний раз Петербург (это был уже Красный Петроград) торжественно чествовал великого художника 24 ноября 1917 года, отмечая с опозданием на год 45-летие художественной деятельности Репина. Инициатива чествования принадлежала Общине художников. Репин был ее почетным председателем.
Воссозданная вновь уже в 1915 году, в период расцвета многочисленных художественных группировок, она ставила своей основной целью борьбу за реалистическое искусство. Среди ее членов, в основном молодых художников, было немало бывших учеников Репина.
Репин, бывая в Петербурге, изредка приходил и на еженедельные вечера Общины, которые устраивались в снятой для нее квартире на Съезжинской улице, в доме № 9.
По первоначальному проекту, как вспоминает председатель Общины скульптор М.А.Керзин, решено было отпраздновать юбилей, придав ему значение всероссийского торжества.
Предполагалось открытие выставки произведений Репина совместно с произведениями членов Общины в недавно выстроенном правом крыле Русского музея. Были намечены торжественное заседание и банкет.
Подготовка к празднованию совпала с бурными днями Великой Октябрьской социалистической революции. До престарелого Репина, жившего уединенно в своих «Пенатах», долетали лишь отголоски революционных событий, развернувшихся в Петрограде. Празднование репинского юбилея прошло более скромно, чем намечалось. Всероссийское празднование было отложено устроителями. Днем 24 ноября по старому стилю, в традиционный «День акта», когда в Академии обычно раздавались медали, в правом флигеле Русского музея была открыта выставка произведений членов Общины, в которой принял участие и Репин. Он прислал свою картину «Гайдамаки» и несколько портретов.
Собралось много народа, к концу вернисажа приехал из Куоккалы Репин с дочерью Верой Ильиничной (Н.Б.Нордман умерла в 1914 году). А вечером в фойе Михайловского театра (ныне Академический Малый театр оперы и балета) состоялось чествование юбиляра. Среди присутствовавших были не только художники, но и артисты, певцы, музыканты.
Читали адреса. В заключение выступил сам Репин. Его речь была посвящена давно лелеемой им мечте о создании «Делового двора» - своеобразной народной Академии художеств, основанной на демократических принципах, где учащиеся смогли бы в специально созданных мастерских под руководством опытных мастеров овладеть различными видами народного искусства. «Лучшей памятью обо мне было бы открытие у меня на родине, в Чугуеве, "Делового двора"», - начал он свое выступление.
Вечер закончился скромным банкетом, после которого И.Е.Репин уехал в Куоккалу.
Граница, прошедшая в 1918 году по реке Сестре, навсегда отрезала Репина от Родины, от Петрограда. Лишь письма друзей и радио рассказывали ему о новой, возрожденной жизни любимого города.
Репину так и не пришлось увидеть Ленинград. Но встреча художника с ленинградцами все же состоялась. В 1925 году, в Государственном Русском музее (бывшем музее Александра III) открылась юбилейная выставка произведений Репина, приуроченная к его 80-летию.
Репин умер в 1930 году и похоронен в своей усадьбе «Пенаты». Но все, что связано с жизнью художника, бережно хранится в городе, который он сам считал своей интеллектуальной родиной. Площадью Репина названа теперь бывшая Калинкина площадь, а дом на ней, где художник прожил тринадцать лет, отмечен мемориальной доской. В Институте живописи, скульптуры и архитектуры, носящем имя Репина, две мемориальные доски - в конференц-зале и в мастерской художника - напоминают о годах пребывания Репина в Академии художеств. В 1940 году в поселке Куоккала (ныне Репино), в доме художника, был открыт мемориальный музей, погибший в годы Великой Отечественной войны и вновь воссозданный советскими людьми.
Память о Репине навсегда связана с Петербургом - Ленинградом, с городом, в котором он начал свой путь художника и который был свидетелем наивысшего взлета его творческого гения.
начало...
|