на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 -  4 


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

В эти годы поездки в Петербург часто были связаны с необходимостью выступить с воспоминаниями или речью на юбилейных торжествах, на заседаниях научных обществ, на вечерах, связанных с какой-либо памятной датой. Имя Репина, самого популярного художника России, конечно, делало такой вечер привлекательным для всех. Репин не был хорошим оратором. Но каждое выступление было окрашено его необыкновенным темпераментом. В 1904 году трагически погиб на броненосце «Петропавловск» художник В.В.Верещагин. 20 апреля 1904 года Репин выступает в Академии художеств на вечере памяти Верещагина. Репина приглашают выступить на вечерах памяти Л.Н.Толстого - в Дворянском собрании и в архитектурном обществе при обсуждении памятника для могилы Л.Н.Толстого. Эти выступления принимают систематический характер, они становятся частью той большой просветительской деятельности, которую ведут в Петербурге друзья Репина. Словно в ответ на популярные лекции С.О.Грузенберга и В.М.Бехтерева в «Пенатах», Репин выступает в Психоневрологическом институте с докладом о Толстом, о задачах искусства и его роли в жизни учащейся молодежи. С юношеским пылом принимает Репин участие в создании при этом институте первого народного университета, рассчитанного на рабочую аудиторию.

Убежденный демократ, Репин приветствует падение русской монархии. «Мне остается лишь умереть, - пишет 73-летний художник, - но я жив, здоров и при мысли, что в России Республика, готов скакать от радости». Последний раз Петербург (это был уже Красный Петроград) торжественно чествовал великого художника 24 ноября 1917 года, отмечая с опозданием на год 45-летие художественной деятельности Репина. Инициатива чествования принадлежала Общине художников. Репин был ее почетным председателем.
Воссозданная вновь уже в 1915 году, в период расцвета многочисленных художественных группировок, она ставила своей основной целью борьбу за реалистическое искусство. Среди ее членов, в основном молодых художников, было немало бывших учеников Репина. Репин, бывая в Петербурге, изредка приходил и на еженедельные вечера Общины, которые устраивались в снятой для нее квартире на Съезжинской улице, в доме № 9. По первоначальному проекту, как вспоминает председатель Общины скульптор М.А.Керзин, решено было отпраздновать юбилей, придав ему значение всероссийского торжества. Предполагалось открытие выставки произведений Репина совместно с произведениями членов Общины в недавно выстроенном правом крыле Русского музея. Были намечены торжественное заседание и банкет. Подготовка к празднованию совпала с бурными днями Великой Октябрьской социалистической революции. До престарелого Репина, жившего уединенно в своих «Пенатах», долетали лишь отголоски революционных событий, развернувшихся в Петрограде. Празднование репинского юбилея прошло более скромно, чем намечалось. Всероссийское празднование было отложено устроителями. Днем 24 ноября по старому стилю, в традиционный «День акта», когда в Академии обычно раздавались медали, в правом флигеле Русского музея была открыта выставка произведений членов Общины, в которой принял участие и Репин. Он прислал свою картину «Гайдамаки» и несколько портретов. Собралось много народа, к концу вернисажа приехал из Куоккалы Репин с дочерью Верой Ильиничной (Н.Б.Нордман умерла в 1914 году). А вечером в фойе Михайловского театра (ныне Академический Малый театр оперы и балета) состоялось чествование юбиляра. Среди присутствовавших были не только художники, но и артисты, певцы, музыканты. Читали адреса. В заключение выступил сам Репин. Его речь была посвящена давно лелеемой им мечте о создании «Делового двора» - своеобразной народной Академии художеств, основанной на демократических принципах, где учащиеся смогли бы в специально созданных мастерских под руководством опытных мастеров овладеть различными видами народного искусства. «Лучшей памятью обо мне было бы открытие у меня на родине, в Чугуеве, "Делового двора"», - начал он свое выступление. Вечер закончился скромным банкетом, после которого И.Е.Репин уехал в Куоккалу. Граница, прошедшая в 1918 году по реке Сестре, навсегда отрезала Репина от Родины, от Петрограда. Лишь письма друзей и радио рассказывали ему о новой, возрожденной жизни любимого города. Репину так и не пришлось увидеть Ленинград. Но встреча художника с ленинградцами все же состоялась. В 1925 году, в Государственном Русском музее (бывшем музее Александра III) открылась юбилейная выставка произведений Репина, приуроченная к его 80-летию.

Репин умер в 1930 году и похоронен в своей усадьбе «Пенаты». Но все, что связано с жизнью художника, бережно хранится в городе, который он сам считал своей интеллектуальной родиной. Площадью Репина названа теперь бывшая Калинкина площадь, а дом на ней, где художник прожил тринадцать лет, отмечен мемориальной доской. В Институте живописи, скульптуры и архитектуры, носящем имя Репина, две мемориальные доски - в конференц-зале и в мастерской художника - напоминают о годах пребывания Репина в Академии художеств. В 1940 году в поселке Куоккала (ныне Репино), в доме художника, был открыт мемориальный музей, погибший в годы Великой Отечественной войны и вновь воссозданный советскими людьми. Память о Репине навсегда связана с Петербургом - Ленинградом, с городом, в котором он начал свой путь художника и который был свидетелем наивысшего взлета его творческого гения.

начало...


   Реклама:
   » 

"В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все, и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, ...спросите его сразу, врасплох: "Кто знаменитейший из русских художников?", ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. ... Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв." (Эфрос А.М.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100