на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 -  21 
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Званцева пыталась еще некоторое время продолжать занятия, но вскоре перестала появляться в мастерской. Репин и сам понимает, что встречи должны быть прерваны, и советует ей переменить учителя. За эти годы Репин написал несколько портретов Званцевой. Среди них есть и акварели, и карандашные наброски, и два портрета маслом. На одном из них четким силуэтом рисуется ее фигура в глухом черном платье на фоне стены. Девушка сидит, слегка напряженная, со сложенными на коленях руками. Она красива, но неожиданным холодом веет от взгляда ее чуть прищуренных глаз. «Какие злые глаза», - услышал художник от племянниц Стасова, увидевших портрет Званцевой в мастерской.
В середине 90-х годов Званцева уезжает в Париж, где продолжает заниматься живописью. Вернувшись в Россию, Она открывает в Москве, а затем в 1910 году в Петербурге художественную школу, где преподавали Л.Е.Бакст и К.Е.Петров-Водкин. К формальным поискам, пропагандируемым школой, Репин отнесся резко отрицательно. И встреча со Званцевой после долгих лет разлуки не вызвала ничего, кроме раздражения. Репин ищет отдыха возле детей. Он счастлив, когда удается собрать под одной крышей всех четверых. «Две ночи они ночевали у меня все. Два дня проводили вместе. Ездили в Зоологический сад, весело было», - пишет он в одном из писем. У него поселяется старик отец.

Лето 1889 года дети проводят на даче в Суйде. Точнее, в небольшом селении Каменское, в нескольких верстах от станции. Здесь же находится и небольшой деревянный дом (ныне ул. Репина, 15), принадлежавший Василию Ефимовичу - брату художника, музыканту, игравшему в оркестре Мариинского театра. Репин пользуется каждым свободным днем, чтобы поехать к детям на дачу. Встречи с родными, воздух, лес - все это успокаивает его, обновляет силы. Вновь появляется желание работать. Впервые в его письмах проскальзывает желание жить постоянно на лоне природы. Его любимое время года - это осень. «Как я люблю осень, - можно прочитать в одном из его писем, - осыпающиеся палевые листья, тишину в лесу, свежий запах сухих листьев, пар от дыхания, изморозь...» Если он не едет к детям, то отправляется к Стасовым в деревню Старожиловку близ Парголова. Стасовы снимают здесь из года в год одну и ту же дачу (не сохранилась до нашего времени). Здесь, среди дружной и милой семьи, он чувствует себя снова счастливым. На большой даче собирается все многочисленное семейство - братья с женами, племянницы и близкие друзья дома. Репина встречают как родного. Просторный двухэтажный дом со стеклянными верандами всегда полой гостей. Это, как правило, друзья В.В.Стасова - художники, писатели, музыканты, обязательно какое-нибудь юное дарование, которое Стасов где-то открыл и теперь опекает.

Однажды в конце августа Репин приехал к Стасову на дачу в день именин воспитанницы Стасова Натальи Федоровны Пивоваровой. Как обычно, в дни семейных праздников парк и дача были украшены гирляндами разноцветных флажков и бумажными фонариками. Репин привез с собой краски и объявил, что будет писать портрет Стасова в русском костюме. Их у Стасова было около дюжины. В таком костюме он и принимал гостей у себя на даче. На следующее утро хозяин дома, уже одетый в русскую рубашку навыпуск и широкие штаны, заправленные в высокие сапоги, поджидал Репина у себя в саду. Было решено, что Стасов будет позировать Репину в саду в той же позе, в которой он уже несколько дней позирует скульптору И.Я.Гинцбургу, - выпрямившись во весь рост. Стасов был идеальной моделью. Он терпеливо позировал целый день с небольшими перерывами, в то время как «два Ильи» - Репин и Гинцбург - усиленно работали, не обращая внимания на многочисленных зрителей - гостей. На следующий день погода изменилась, и Репин не смог продолжать работу. Да и надо было возвращаться в Петербург. Вскоре Стасовы уехали с дачи, и возобновить работу над портретом удалось только через год. Репин и Стасов по-прежнему близкие друзья. «Ведь вот уже 16 лет, если не больше, как я во всех важных и интересных случаях жизни мыслю и чувствую только с вами...», - утверждает Репин, хотя иногда его и коробит тон некоторых статей критика о нем или вызывает несогласие оценка им той или иной картины. Стасов - один из тех, кто видит картины Репина в процессе их создания. В .течение многих лет следит он за работой художника над картиной «Арест пропагандиста в деревне». Он торопит Репина, просит скорее закончить ее. Ведь больше десяти лет прошло с тех пор, как были сделаны первые наброски. Задумана она была еще в Москве, и первые эскизы ее были сделаны там же. Но как изменилась за эти годы идея, а вместе с нею и композиция картины. Замысел картины возник еще тогда, когда свежи были в памяти первые шаги народников - молодежи, большей частью студентов, которые, забыв о личном благополучии, оставив город, шли «в народ» - в деревню, надеясь войти в тесное соприкосновение с крестьянами и распространить среди них революционные идеи.
В первых набросках, изображая момент ареста пропагандиста, Репин поместил в избе множество народа - крестьян, одни из которых с сочувствием, другие с недоверием смотрят на арестованного. Но постепенно историческая действительность показала несостоятельность методов народнической борьбы. Репин со свойственной ему чуткостью улавливал изменения в обстановке, и это отражалось в его работе. Толпа крестьян в эскизах исчезла. Остались только представители власти и сам революционер-народник. Да в углу, у окна, трое мужиков. Вместе с тем заострились героические черты в образе революционера. Да, он одинок в своей борьбе. Здесь у него нет друзей или единомышленников. Но теперь вместо юноши, спокойно стоящего посередине избы, возник страстный боец, сильный, несломленный. Трактуя по-новому сюжет, Репин не ошибается в оценке всего этого движения, утопического, обреченного на поражение, но показавшего образцы героизма, преданности революционным идеям.

продолжение...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100