на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 -  5 
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

* * *

В Петербурге у Репина появляется новый круг знакомых. Он - знаменитый художник, его «разрывают на части», зовут в гости, аристократы заказывают ему свои портреты. Часто бывает Репин у коменданта Петропавловской крепости, участника обороны Севастополя, генерала В.Н.Веревкина, дочь которого, Мариамна, учится у Репина.
«В последнее время меня развлекали Веревкины, - писал художник Е.Н.Званцевой в мае 1891 года. - На комендантском паровом катере мы ездили по Неве, на взморье; К одному из этих катаний к нам приехала великолепная дама (Мария Клавдиевна Николаева). Она оказалась дивной певицей и страстной любительницей живописи... Ко мне, она обратилась с заказом своего портрета. Я обещал ей исполнить этот заказ...»

Так произошло знакомство Репина с будущей княгиней М.К.Тенишевой. Тенишева была не просто любительница живописи. В своем смоленском имении Талашкино она создала художественные мастерские, где на основе традиций народного искусства она стремилась возродить народную резьбу и роспись по дереву, вышивку, кружевоплетение. Причем рисунки для этих изделий создавались крупными художниками-профессионалами - B.Д.Поленовым, М.А.Врубелем, Н.К.Рерихом, C.В.Малютиным, которых Тенишева сумела привлечь и заразить своим энтузиазмом. Сама Тенишева, занимавшаяся когда-то в школе барона Штиглица в Петербурге, также делала рисунки для кружев и вышивок, используя для них многие интересные образцы народного искусства, собранные ею во время путешествия по странам Восточной Европы. Страстная собирательница, она обладала замечательной коллекцией картин русских и западных мастеров. Но чем она особенно гордилась, и была вправе гордиться, - это своей уникальной коллекцией акварелей, которую она впоследствии пожертвовала в музей Александра III.
Была принята лишь русская часть коллекции - лучшая часть, и в музее специально для нее заново отделали несколько залов. Особняк Тенишевой в Петербурге на Галерной улице, дом № 13 (ныне Красная улица, 13), посещали знаменитые музыканты, художники, актеры.
Особняк этот был куплен князем В.Н.Тенишевым в 1891 году. Он занимал участок, на котором располагались три флигеля. Парадный был обращен окнами на Английскую набережную, более скромный, трехэтажный, - на Галерную улицу. Здесь же находилась и большая мастерская княгини. Сам Тенишев был полностью поглощен делами (он был владельцем крупных металлургических заводов в Орловской губернии), предоставив жене полную свободу действий на излюбленном ею поприще искусства. Репин становится частым гостем в салоне Тенишевой и по просьбе княгини начинает писать ее портрет. Он серьезно увлекся Тенишевой. Репин видится с нею не только в Петербурге, но и в Талашкине, куда приезжает по ее приглашению и где создает на средства княгини художественную школу, направив туда руководителем своего ученика А.А.Куренного. За четыре года Репин пишет семь портретов Тенишевой.

* * *

В 90-х годах прошлого века одним из самых популярных салонов Петербурга становится салон баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт. Жена дипломата - русского посла в Италии, она двадцать лет прожила в Риме. Вернувшись в Петербург, она поселилась в небольшом особняке на Екатерининском канале, у Аларчина моста. Этим объяснялось ее шутливое прозвище - «герцогиня Д'Аларкон». Дом ее сохранился, хотя внутри он перестроен. По-прежнему фасад второго этажа, где находились парадные залы, украшают пилястры ионического ордера, а на углу дома мы видим балкон с красивой чугунной решеткой. Это - дом № 156 на набережной канала Грибоедова.

Баронесса Икскуль любила собирать у себя знаменитых писателей, художников, музыкантов. Радовалась, когда могла завладеть на вечер какой-нибудь знаменитостью. Она не лишена была литературного дарования и написала несколько романов, а ее организаторский талант нашел применение в издании дешевой библиотеки художественной литературы, в попечительстве различных обществ.
Однажды Икскуль заехала к Репину. Состоялось знакомство. При прощании она пригласила художника посмотреть картины, привезенные ею из Рима. С тех пор Репин стал одним из наиболее желанных гостей хозяйки салона.

Зал, где устраивались литературные чтения и концерты, был обставлен роскошно: мягкие персидские и европейские ковры, бархатные драпировки, картины мастеров эпохи Возрождения в старинных золоченых рамах, всюду венецианская майолика, итальянские и испанские блюда... Обычно Репин сидел где-нибудь в стороне и по своему обыкновению молча слушал разговоры, музыку или делал зарисовки в альбом, который ему приносила сама хозяйка. Отдельные листы из этого альбома с портретами В.Г.Короленко, Вл.Соловьева, Н.Михайловского, Д.Мережковского и некоторых других современников сохранились до нашего времени.
На вечерах у Икскуль Репин часто встречал известного юриста Анатолия Федоровича Кони. Его имя было знакомо Репину еще с тех давних времен, когда внимание русского общества было приковано к процессу Веры Засулич. Председателем окружного суда, где слушалось дело, был молодой, но уже известный судебный деятель А.Ф.Кони. Присяжные вынесли В.И.Засулич оправдательный приговор, но это было заслугой председателя суда, сумевшего тонко повести дело. За ним, как вспоминает Щепкина-Куперник, установилась кличка «красного прокурора». Благодаря своему исключительному уму, благородству, принципиальности Кони пользовался всеобщим глубоким уважением.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"На Передвижных выставках мы учились жизни, и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина. Это слово казалось и тогда уже обыкновенно несколько недосказанным, непродуманным, но эти недостатки возмещались изумительной страстностью и увлекательностью исполнения. Иногда нас, впрочем, смущала и некоторая непоследовательность, какая-то случайность, эпизодичность в выборе Репиным своих сюжетов. Но на это мы уже потому были готовы не обращать внимания, что были убеждены: главные слова Репина впереди." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100