на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI -  2  - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Как ни торопился Репин, к осени картина не была закончена. Еще всю зиму 1890/91 года трудится он над «Запорожцами». Репин не останавливается перед уничтожением удачной фигуры в картине, если это вредит целостности композиции. Так был им «записан» смеющийся казак, и на его месте появился другой, стоящий спиной к зрителю. «Работаю над общей гармонией картины, - писал он. - Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия, чтоб выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое в цветах и личностях. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины - это-то есть... Но ведь аксессуары и фон собственно и делают художественное впечатление, чарующее или отталкивающее...» В одном из писем он подробнее останавливается на процессе работы над картиной. «Если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь, в обоих углах картины!.. Чего тут только не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся - великолепная фигура - все не удовлетворяло, поколе не остановился на этой дюжей простой спине, - мне она понравилась, и я с ней уже быстро привел всю картину в полную гармонию.. Я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо прибавлять ни убавлять ни одного штриха». Новая картина Репина возбуждала любопытство у петербуржцев. Все ждали с нетерпением ее появления на выставке, а кто мог, пытался посмотреть ее еще в мастерской, на мольберте. Вначале Репин не отказывал никому, но затем эти постоянные посещения стали мешать его работе, и он велел никого не принимать. «И я отдохнул от посетителей. Как это хорошо быть одному», - признается он в одном из писем.

26 ноября 1891 года в залах Академии художеств одновременно открылись две выставки - Репина и Шишкина. Кроме «Запорожцев» Репин показал еще картины «По следу», «Явленная икона» (начатую еще до «Крестного хода»), «Арест пропагандиста», 35 портретов и более 250 этюдов и эскизов, то есть показал весь процесс работы над картиной - от замысла до окончания. Этот подбор работ вызвал вновь Целую Дискуссию в печати. Одни утверждали, что выставленные этюды и эскизы интересны только для незначительной части публики, другие же причисляли эти этюды к шедеврам репинского творчества и считали, что они-то и есть самое ценное на выставке. Больше всего писали, конечно, о «Запорожцах». Отмечалось поразительное разнообразие типов, характерных поз, выразительность жестов. Пожалуй, после «Бурлаков» ни одна картина Репина не пользовалась такой популярностью, как «Запорожцы». В бесконечном количестве репродукций она разошлась по всей стране. Сама картина неоднократно посылалась на выставки за границу: в Будапешт, где художник получил за нее большую золотую медаль, в Гельсингфорс, Чикаго, Нью-Йорк и, наконец, в Стокгольм, где Репин удостаивается шведско-норвежского ордена Вазы и командорского креста 2-й степени. Имя Репина все чаще и чаще мелькает на страницах иностранных журналов. О нем пишут как об одном из гениальнейших художников XIX века. В изданной в Нью-Йорке брошюре «Где и у кого надо учиться американским художникам» молодежи советуют учиться у Репина.

* * *

Летом 1891 года Репин едет к Л.Н.Толстому в Ясную Поляну. Прожив более двух недель в доме Толстых, наблюдая писателя во время работы, на прогулке, в кругу семьи, он делает массу набросков, этюдов, зарисовок. Уже приехав в Петербург, Репин по этим наброскам создает картины «Толстой в яснополянском кабинете» и «Толстой на отдыхе в лесу». Репин преклоняется перед гением Толстого. Каждое его произведение он прочитывает сразу же, и часто еще в рукописи. Иллюстрирует рассказы Толстого, которые печатались в издательстве «Посредник», внимательно прислушивается к мнению писателя о своих картинах. Познакомившись еще в Москве и живя недалеко друг от друга, они подолгу беседовали, особенно во время совместных прогулок. Переезд Репина в Петербург на несколько лет прервал их общение. Репин счастлив, когда в 1887 году он попадает в Ясную Поляну и пишет портрет Толстого. В нем он выразил все свое восхищение Толстым - великим писателем и мыслителем. С тех пор Репин при любой возможности посещает Ясную Поляну, где его всегда встречают с радостью. Однако, оставаясь поклонником литературного таланта Толстого, он все больше и больше расходится с ним по вопросам морали. «...Я решительно не думаю о своем усовершенствовании, - пишет он дочери Толстого Татьяне Львовне, - о том, чтобы жить хорошо по-божески, что так ставит на первый план Лев Николаевич. Я равнодушен ко всему этому. Я по-прежнему язычник, не чуждый стремления к добродетели, - вот и все... Наука, культура, искусство для меня выше всего. Созидание для меня счастье... Жизнь задумана так необъятно широко, и сколько наслаждений, сколько счастья лежит кругом человека, если он способен пользоваться им... Отрицания всякого рода, лишения, добровольные истязания мне кажутся смешны, если взглянуть глубже... нет, все человеческое я люблю и ни от чего не отрекаюсь». В полемике с Толстым ярко раскрывается ум и темперамент Репина - его увлеченность, страстная любовь к жизни, творчеству. Именно эти его черты помогают ему сохранять бодрость и способность работать даже в самые трудные периоды его жизни. Отношение Репина к Толстому, к его философии неоднократно менялось. В начале 90-х годов теории Л.Н.Толстого вызывают его резкое неприятие. Но в последующие годы, в связи с изменениями в собственных взглядах, Репин вновь окажется во власти идей писателя. Он попробует проводить их в искусстве, но, как мы увидим дальше, потерпит крах.

Не все нравится Репину и в тенденции петербургского издательства «Посредник», которым руководил друг и последователь учения Толстого В.Г.Чертков. Это издательство, основанное в 1884 году, печатало дешевые книжки «для народа» и лубочные картинки, в основном на религиозно-нравственные темы. Критикуя издания «Посредника», Репин писал В.Г.Черткову: «Опасно вдаться в скучную тенденцию, однообразие настроения, доходящего до ханжества; это скоро может прискучить, и никто не будет слушать высоконравственных, исполненных добра пожеланий ближнему». Здесь Репин как бы продолжает полемизировать с Л.Н.Толстым. Но эти высказывания не мешают их дружескому общению. Репин по просьбе Черткова делает много иллюстраций к изданиям «Посредника». Они бывают друг у друга, переписываются, Репин пишет портрет Черткова, а когда много лет спустя по делу духоборов Черткова высылают из России, Репин вместе с Толстым едет прощаться с Чертковым, жившим в Гавани, в небольшом одноэтажном особняке его матери.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100