на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI -  2  - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Как ни торопился Репин, к осени картина не была закончена. Еще всю зиму 1890/91 года трудится он над «Запорожцами». Репин не останавливается перед уничтожением удачной фигуры в картине, если это вредит целостности композиции. Так был им «записан» смеющийся казак, и на его месте появился другой, стоящий спиной к зрителю. «Работаю над общей гармонией картины, - писал он. - Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия, чтоб выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое в цветах и личностях. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины - это-то есть... Но ведь аксессуары и фон собственно и делают художественное впечатление, чарующее или отталкивающее...» В одном из писем он подробнее останавливается на процессе работы над картиной. «Если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь, в обоих углах картины!.. Чего тут только не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся - великолепная фигура - все не удовлетворяло, поколе не остановился на этой дюжей простой спине, - мне она понравилась, и я с ней уже быстро привел всю картину в полную гармонию.. Я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо прибавлять ни убавлять ни одного штриха». Новая картина Репина возбуждала любопытство у петербуржцев. Все ждали с нетерпением ее появления на выставке, а кто мог, пытался посмотреть ее еще в мастерской, на мольберте. Вначале Репин не отказывал никому, но затем эти постоянные посещения стали мешать его работе, и он велел никого не принимать. «И я отдохнул от посетителей. Как это хорошо быть одному», - признается он в одном из писем.

26 ноября 1891 года в залах Академии художеств одновременно открылись две выставки - Репина и Шишкина. Кроме «Запорожцев» Репин показал еще картины «По следу», «Явленная икона» (начатую еще до «Крестного хода»), «Арест пропагандиста», 35 портретов и более 250 этюдов и эскизов, то есть показал весь процесс работы над картиной - от замысла до окончания. Этот подбор работ вызвал вновь Целую Дискуссию в печати. Одни утверждали, что выставленные этюды и эскизы интересны только для незначительной части публики, другие же причисляли эти этюды к шедеврам репинского творчества и считали, что они-то и есть самое ценное на выставке. Больше всего писали, конечно, о «Запорожцах». Отмечалось поразительное разнообразие типов, характерных поз, выразительность жестов. Пожалуй, после «Бурлаков» ни одна картина Репина не пользовалась такой популярностью, как «Запорожцы». В бесконечном количестве репродукций она разошлась по всей стране. Сама картина неоднократно посылалась на выставки за границу: в Будапешт, где художник получил за нее большую золотую медаль, в Гельсингфорс, Чикаго, Нью-Йорк и, наконец, в Стокгольм, где Репин удостаивается шведско-норвежского ордена Вазы и командорского креста 2-й степени. Имя Репина все чаще и чаще мелькает на страницах иностранных журналов. О нем пишут как об одном из гениальнейших художников XIX века. В изданной в Нью-Йорке брошюре «Где и у кого надо учиться американским художникам» молодежи советуют учиться у Репина.

* * *

Летом 1891 года Репин едет к Л.Н.Толстому в Ясную Поляну. Прожив более двух недель в доме Толстых, наблюдая писателя во время работы, на прогулке, в кругу семьи, он делает массу набросков, этюдов, зарисовок. Уже приехав в Петербург, Репин по этим наброскам создает картины «Толстой в яснополянском кабинете» и «Толстой на отдыхе в лесу». Репин преклоняется перед гением Толстого. Каждое его произведение он прочитывает сразу же, и часто еще в рукописи. Иллюстрирует рассказы Толстого, которые печатались в издательстве «Посредник», внимательно прислушивается к мнению писателя о своих картинах. Познакомившись еще в Москве и живя недалеко друг от друга, они подолгу беседовали, особенно во время совместных прогулок. Переезд Репина в Петербург на несколько лет прервал их общение. Репин счастлив, когда в 1887 году он попадает в Ясную Поляну и пишет портрет Толстого. В нем он выразил все свое восхищение Толстым - великим писателем и мыслителем. С тех пор Репин при любой возможности посещает Ясную Поляну, где его всегда встречают с радостью. Однако, оставаясь поклонником литературного таланта Толстого, он все больше и больше расходится с ним по вопросам морали. «...Я решительно не думаю о своем усовершенствовании, - пишет он дочери Толстого Татьяне Львовне, - о том, чтобы жить хорошо по-божески, что так ставит на первый план Лев Николаевич. Я равнодушен ко всему этому. Я по-прежнему язычник, не чуждый стремления к добродетели, - вот и все... Наука, культура, искусство для меня выше всего. Созидание для меня счастье... Жизнь задумана так необъятно широко, и сколько наслаждений, сколько счастья лежит кругом человека, если он способен пользоваться им... Отрицания всякого рода, лишения, добровольные истязания мне кажутся смешны, если взглянуть глубже... нет, все человеческое я люблю и ни от чего не отрекаюсь». В полемике с Толстым ярко раскрывается ум и темперамент Репина - его увлеченность, страстная любовь к жизни, творчеству. Именно эти его черты помогают ему сохранять бодрость и способность работать даже в самые трудные периоды его жизни. Отношение Репина к Толстому, к его философии неоднократно менялось. В начале 90-х годов теории Л.Н.Толстого вызывают его резкое неприятие. Но в последующие годы, в связи с изменениями в собственных взглядах, Репин вновь окажется во власти идей писателя. Он попробует проводить их в искусстве, но, как мы увидим дальше, потерпит крах.

Не все нравится Репину и в тенденции петербургского издательства «Посредник», которым руководил друг и последователь учения Толстого В.Г.Чертков. Это издательство, основанное в 1884 году, печатало дешевые книжки «для народа» и лубочные картинки, в основном на религиозно-нравственные темы. Критикуя издания «Посредника», Репин писал В.Г.Черткову: «Опасно вдаться в скучную тенденцию, однообразие настроения, доходящего до ханжества; это скоро может прискучить, и никто не будет слушать высоконравственных, исполненных добра пожеланий ближнему». Здесь Репин как бы продолжает полемизировать с Л.Н.Толстым. Но эти высказывания не мешают их дружескому общению. Репин по просьбе Черткова делает много иллюстраций к изданиям «Посредника». Они бывают друг у друга, переписываются, Репин пишет портрет Черткова, а когда много лет спустя по делу духоборов Черткова высылают из России, Репин вместе с Толстым едет прощаться с Чертковым, жившим в Гавани, в небольшом одноэтажном особняке его матери.

продолжение...


"В России за последние сто лет было немало чудных портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Перов и Серов - вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах особенно сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны." (Н.А.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100