на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 -  5 
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Получив от Третьякова деньги за портрет, купленный заочно, Репин собирается послать их Стасову на лечение Мусоргского. Но никакое лечение уже не может помочь. Надежды на выздоровление нет. Мусоргский умирает 16 марта 1881 года. Узнав об этом, Репин отдает гонорар на сооружение надгробного памятника в Александро-Невской лавре. Архитектор И.С.Богомолов делает проект надгробия, скульптор И.Я.Гиицбург создает горельефный портрет Мусоргского. Но больше всего хлопочет Стасов. Основную сумму на создание памятника Стасов надеялся получить от постановки оперы «Хованщина» в Мариинском театре. Но премьера не состоялась, и большую часть расходов Стасов взял на себя. В сентябре 1882 года Репин возвращается в Петербург. Семья его к этому времени разрослась. Уезжал он отсюда с женой и семимесячной дочкой, а возвращался отцом четверых детей, из которых младшей - Тане - шел второй год. Репин заранее, еще в апреле, снял квартиру в Коломне, в доме № 26 по Екатерингофскому проспекту (ныне площадь Репина, 3).

Как и в начале столетия, Коломна оставалась окраиной Петербурга, заселенной чиновниками, ремесленниками, матросами, служащими Адмиралтейства. Даже одна из улиц, примыкающих к Калинкиной площади, носила название Лоцманской. Правда, за последние десятилетия здесь было построено немало каменных домов, но район этот по-прежнему отличался провинциальной тишиной. Дом, в котором поселился Репин, стоял на участке, открытом в сторону Калинкиной площади. Один его фасад был обращен на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) и два другие - на Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова). В месте стыка фасадов, обращенных к проспекту, находилась круглая башня. Сооруженный в начале XIX века, дом этот впоследствии надстраивался и перестраивался, но его первые этажи до сих пор хранят элементы первоначального декора, характерные для эпохи классицизма: барельефные панно и треугольные сандрики над окнами.
Сама площадь, сложившаяся еще в 1760-х годах, служила въездом в город со стороны Петергофского шоссе. Отсюда, от гранитного верстового столба (он и сейчас стоит на площади), отсчитывались версты от Петербурга до Нарвы. К дому, в котором поселился Репин, со стороны площади примыкала пожарная каланча, на противоположной стороне площади, на набережной Фонтанки, находились сооруженные по проекту В.П.Стасова провиантские склады, перестроенные в начале XX века. Перекинутый через Фонтанку мост с характерными башенками соединял эту часть города с Петергофским проспектом (теперь проспект Газа). Квартира, в которой поселился Репин, находилась на втором этаже и состояла из семи комнат и кухни. Окна столовой и классной комнаты выходили на Екатерингофский проспект. Окна спальни - на Екатерининский канал. В самой большой угловой комнате с четырьмя окнами разместилась мастерская. Отсюда видна была вся перспектива канала. Стоя у окна, Репин любил наблюдать кипучую жизнь города. «То привезут на барке мебель с дач и перед окнами выгружают, - пишет он В.Д.Поленову, - то камень, плиты и особенно целый лес барок с дровами тянется за Калинкиным мостом до моря (но для этого надо одеться и выйти из квартиры), а вон и море - сегодня солнечный день, ты смотри, какой блеск, сколько света там вдали! Так и уходит в бесконечность, и чем дальше, тем светлее, только пароходы оставляют темные червячки дыма да барки точками исчезают за горизонт, и у некоторых только мачты видны. Люблю я эту «лоцманскую слободку», оригинальна очень... А посмотри направо: вот тебе вся Нева, видно до Николаевского моста, Адмиралтейство, доки, Бертов завод. Какая жизнь здесь, сколько пароходов, буксирок, таскающих барки, и барок, идущих на одних парусах! Яликов, лодочек всяких покроев. Долго можно простоять, и уходить отсюда не хочется».

С первых же дней жизни в Петербурге Репин установил четкий режим. Спали в так называемой «холодной комнате», то есть с раскрытыми окнами. Зимой - в меховых беличьих мешках, в теплых капорах. Бывало, что утром они просыпались запорошенные снегом, а у отца в усах блестели ледяные сосульки. Вставали в восемь часов. После завтрака Репин до трех часов работал в мастерской. В три часа обедали, а затем уже Репин совершал прогулки - то на Невский, то на Пески, то в Екатерингоф или на острова, любуясь городом, с которым он был в разлуке столько лет. Репин счастлив. Он буквально упивался встречей с Петербургом. «Да, брат, никогда еще Петербург мне так не нравился, как теперь! - пишет он Поленову. - Вспоминаю многое; на некоторых местах не был 15 лет и теперь точно на родине, да, Петербург - это моя интеллектуальная родина... он мне все дал, и теперь я не жалею, что приехал сюда опять». Старшие девочки поступили в гимназию, изучали французский и немецкий языки, а также брали уроки музыки. Вера, обнаружив с детства драматическое дарование, стала вскоре заниматься сценическим искусством. Продолжая свою традицию, Репин устраивает еженедельные рисовальные вечера. Собиралась обычно молодежь человек пять-шесть - рисовали, писали акварелью. Был здесь и любимый ученик Репина - Валентин Серов. «Какой молодец Антон (так звали Серова близкие с детства). Как он рисует! Талант да и выдержка чертовская!» - сообщает Репин Поленову. В течение десяти лет наблюдает Репин за развитием одаренного юноши. Впервые он увидел рисунки девятилетнего Валентина в Париже, куда привезла его мать. По совету Антокольского она обратилась к Репину с просьбой давать уроки ее сыну. Тот согласился, и Антон поселился в семье Репина. Уроки продолжались и в Москве. Серов даже сопровождал Репина во время его путешествия по Украине в 1880 году. Когда юноше исполнилось 16 лет, Репин счел необходимым определить Серова в Академию художеств, где в это время преподавал П.П.Чистяков, единственный, по мнению Репина, педагог, который мог дать Серову настоящую школу. Репин даже написал личное письмо Чистякову, в котором просил обратить особое внимание на талантливого юношу.

продолжение...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100