на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 -  16 
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Знаменательно, что Репин был единственным художником (не считая художника и писателя-этнографа Н.Н.Каразина), избранным в члены-сотрудники этого общества. Репин часто бывал на его заседаниях, где обычно авторы читали свои еще не опубликованные произведения. Карандаш художника и здесь не оставался в бездействии. Сохранилось несколько рисунков, сделанных на этих заседаниях. К сожалению, судьба карандашной зарисовки Чехова нам неизвестна. Через несколько лет, в 1899 году, Репин делает иллюстрацию к рассказу Чехова «Мужики» для французского журнала. Рисунок, после изготовления клише, художник подарил Чехову. Лето 1885 года застает Репина за новой работой - картиной «Александр III держит речь перед волостными старшинами». Эта картина была заказана Репину царским двором. Инициатором заказа был художник-маринист А.П.Боголюбов, близко стоявший ко двору и не упускавший случая устроить какой-либо выгодный заказ тому или иному художнику. Известно, что после коронации Александр III произнес речь, обращенную к собравшимся в Москве волостным старшинам. Речь характеризовала курс его будущей политики. Репин, принимаясь за эту картину, не строил никаких иллюзий относительно политики Александра III. Более того, в разгар работы над ней он писал Стасову: «Слова, сказанные в этой речи, известны, и им суждено было сделать весьма реальный поворот во всей русской жизни, который мы не можем отрицать. Слова эти были вполне консервативны, и никакой сентиментальности им не могло предшествовать».

Заказ на картину Репин принял в разгар работы над «Иваном Грозным». Вероятно, основное, что привлекло его в этом заказе, - это солидное вознаграждение. Репин нуждался в деньгах. Но постепенно художник находит удовлетворение и в решении живописной задачи, он пишет эту толпу крестьян и придворных освещенной лучами яркого солнца. Долго Репин работает над эскизами, наконец один из них был утвержден царем. Основная работа над этюдами протекала летом 1885 года на станции Сиверская, где Репин жил с семьей. Дача находилась в Белогорке, в нескольких верстах от станции, на берегу реки Оредеж. (Дом этот не сохранился.) Репин не был доволен отдыхом. «Простудился я на даче, - пишет он Третьякову 31 июля 1885 года, - на этой противной Белягорке, которую так хвалили и хвалят все время люди, которые - теперь я уже знаю - все там простудились... и продолжают хвалить Сиверскую станцию. Нет, если бы мне подарили даром там дачу, с условием, чтобы я жил там лето, я и тогда не соглашусь... Все дети переболели. А я поплатился больше всех, может быть, потому, что я не мог привыкнуть, т.к. жил не постоянно, и в каждый мой приезд я прибавлял себе по кашлю... Наш № 9 особенно убийственен. Каждый вечер, не успеет еще зайти солнце, как у нас перед балконом и на крокетной площадке выступают влажные темные пятна... и чувствуется едкая, проникающая в легкие сырость».
Здесь, на воздухе, при ярком свете, делает он многочисленные этюды с натуры. Отсюда приходилось ему совершать далекие поездки в Петергоф, в Александрию, писать там этюды царских костюмов, так как на дом одежду царя не давали. Эти поездки отнимали много времени. Репин нервничает и готов всех винить в своих неудачах. «Ах, сколько я теряю время с моей теперешней работой! Какие проволочки!.. Какие все это свиньи там в Петергофе и в Александрии. Вот втесал меня Боголюбов!.. Не дай бог повторения подобного заказа, врагу не пожелаю! И главное - времени, времени жалко!!» - пишет он Третьякову 13 июля 1885 года. Репин явно устает от неурядиц и спешки. Он боится не завершить работы в срок, волнуется, что лето проходит, а дело почти не двигается. Но вот картина закончена. Отвезя ее в Петергоф в июне 1886 года, усталый Репин мечтает о настоящем отдыхе. Он едет с семьей в Териоки. Сильное утомление и усталость сопровождались неприятностями семейного характера. Уже в течение нескольких лет назревал разрыв с Верой Алексеевной, который и произошел в 1886 году. Репин очень редко в письмах упоминал о своих разногласиях с женой, но то, что семейная жизнь становилась невыносимой, ощущается в них. «У меня лично идут такие семейные дрязги, о которых бы я, конечно, молчал, если бы они не мешали мне работать...» - писал Репин Третьякову в 1883 году.

Репин, человек увлекающийся, не был идеальным мужем, а ревность и обида жены, семейные сцены еще больше отдаляли их друг от друга. И вот Репин решает уехать на полгода в Италию один. Стасов, один из немногих, наблюдавший семейную обстановку Репиных из года в год, считал, что жизнь понемногу сгладит конфликты. Но разрыв произошел, и примирения не предвиделось. Вера Алексеевна переехала на другую квартиру, забрав с собой младших детей - Юру и Таню. Старшие дочери - Вера и Надя - остались с Репиным. Художник был страстно привязан к детям, счастлив, когда все они собирались у него. Он любил проводить вечера с девочками, читая им вслух. Часто отказывался от приглашения в гости, чтобы не оставлять детей одних. Но в детях Репин не находит радости. Разлад между отцом и матерью не прошел для них безболезненно. Они сочувствуют матери, и даже горячая, беззаветная любовь отца не может привлечь их. Они остаются ему чужими. «Жалко его, одинокий он - девочки его мне все больше и больше не нравятся. Ему очень грустно и тяжело», - пишет Серов своему другу Остроухову. Репин стал раздражительным, вспыльчивым, у него не хватало сил сосредоточиться на серьезной работе. Кончит ли он свои большие работы? - все чаще задает себе вопрос художник. «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов; почти работать не могу... А дети, слава богу, здоровы, и вообще все обстоит благополучно, - бодрится он,- только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь - умрешь, и все останется недомалеванным», - пишет Репин Н.В.Стасовой. Репин много разъезжает, словно не находит себе места. В начале сентября 1886 года едет на месяц в Крым. В конце мая 1887 года - в Италию, посещая по пути Венецию, Флоренцию, Болонью; а затем Баварию, Мюнхен, замок Иттер; в августе он едет к Д.И.Менделееву в Баблово, а оттуда на неделю к Л.Н.Толстому в Ясную Поляну, где пишет портрет писателя и небольшой этюд «Толстой на пашне».

продолжение...


"Обзор всего творения Репина в целом заставляет нас хоронить одну из самых драгоценных иллюзий. Чисто живописные достоинства репинских произведений оказываются далеко не столь высокими, как нам казалось прежде, зато литературная сторона его картин и даже портретов неприятно колет глаза, а в иных случаях представляется прямо невыносимой. Со всех сторон до нас доносятся скучные убеждения, забытые, завядшие слова; там же, где мы прежде видели живописное великолепие, «равное Рембрандту и Веласкесу», нас теперь поражает что-то сырое, художественно непродуманное и не культурное..."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100