на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 -  9  - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Более десяти лет работал Репин над картиной «Иди за мной, сатано» и даже ездил в связи с этой работой в Палестину. А когда в 1901 году она была выставлена, то вызвала общее разочарование. На фоне горного пейзажа вырисовывалась аскетическая фигура Христа, в образе которого художник стремился воплотить духовное начало в человеке, а за ним, в ярком сиянии, виднелось отвратительное женоподобное существо, символизирующее чувственные начала, против которых человек борется. Аллегорический сюжет был чужд по своей сущности реалисту Репину. Он уничтожил картину. Попытавшись вернуться еще раз к этой теме через два года и опять потерпев неудачу, Репин окончательно ее оставляет.

* * *

Свою духовную неудовлетворенность Репин пытается заглушить творческим общением с молодежью. У него появляется потребность передать накопленный годами опыт молодым художникам. В прежние годы, увлеченный своими картинами, он и не помышлял о педагогической работе, а теперь он принимает предложение президента Академии художеств стать профессором в новой реформированной Академии. Академия 90-х годов была уже не той, в которой учился Репин. Реформа, в подготовке которой он принял деятельное участие, изменила значительно и структуру Академии и методы преподавания. Реформа назревала уже давно. Граф И.И.Толстой, заменивший П.Ф.Исеева на посту конференц-секретаря Академии художеств, решительно взялся за преобразования. Прежде всего был пересмотрен устав Академии. Так, по старому уставу занятия специальными предметами, в первую очередь рисунком, начинались с «азов», то есть с рисования гипсовых голов и фигур. Теперь же, когда во многих городах России функционировали уже рисовальные школы, где художественно одаренная молодежь могла получить первоначальные навыки в рисунке, в Академию решено было принимать юношей и девушек, уже овладевших основами рисунка. Здесь же, в созданном при Академии Высшем художественном училище и специальных мастерских, под руководством опытных художников они могли совершенствоваться в своем искусстве. Наконец, они могли свободно выбирать себе сюжет дипломной картины. Толстому предстояло привлечь к преподаванию в Академии наиболее талантливых художников. Самых достойных он видел среди передвижников, и вот Репин, Шишкин, Поленов и другие приглашены возглавить художественные мастерские. На первом заседании новой Академии И.И.Толстой, обращаясь к ним, сказал: «Отныне судьба Академии художеств в ваших руках, она будет тем, что вы из нее сделаете. А судьба Академии не может быть вам безразлична, ибо судьба ее тесно связана с судьбой всего русского народа». Репин верил, что реформа существенно изменит постановку преподавания, а участие художников-передвижников даст возможность покончить с отжившей академической рутиной в искусстве. Он считал, что раз Академия предоставлена им, художникам-передвижникам, и им дана возможность создать собственную школу, следует войти в эту Академию. Репин полон надежд и планов. Но Стасов, узнав, что Репин согласился преподавать в ненавистной ему Академии, был возмущен. Не веря в то, что передвижники могут преобразить Академию, он обвинял Репина в измене идеалам передвижничества. Он не хотел слушать никаких доводов, никаких объяснений. Репин же продолжает отстаивать свои взгляды. В письме к Стасову он утверждает, что Академия нужна, как нужен университет, школы рисования и прочее. Напоминает он и о том, что передвижники за 20 лет не завели ни одной школы, не воспитали учеников. «В Академию вступить считаю долгом по отношению к молодому поколению и русскому искусству».

К маю полемика зашла в тупик. И тогда Репин решает вообще прекратить переписку. «Мы оба в таких летах, - говорит он в письме от 5 сентября 1894 года Н.В.Стасовой, - когда люди уже не могут меняться. Я уважаю благородные убеждения других и ни к кому не предъявляю своих корректур. Поправки предъявляются мне в моих поступках. Я не могу принять их - поступки мои результат моей жизни, моей личности. Я могу только устранить себя от людей, на которых я произвожу дурное впечатление...» Репину приходится терпеть нападки не только со стороны В.В.Стасова, но и со стороны реакционной газеты «Новое время», которая ратует против привлечения его в Академию как художника, проводящего «стасовские» идеи. Осенью 1894 года Репин приступил к обязанностям руководителя мастерской в Высшем художественном училище при Академии художеств. Приступил с энтузиазмом. «Вчера у меня состоялась первая беседа с учениками Академии, - пишет он А.В.Жиркевичу. - Навалило народу человек 400 - жара, духота страшная. Но впечатление я вынес серьезное, глубокое. Среди учеников Академии, судя по их импровизированным речам, ответам и общим вставкам слушателей, - это уже высокообразованная среда. С твердыми, благородными и серьезными убеждениями и взглядами на искусство и на жизнь!» И в другом письме: «Вопрос, на который мы и рассуждали все 1,5 часа, был задан мною: должны ли пластические искусства служить только социальным идеалам или они имеют свои, присущие этим искусствам идеалы? Много было высказано интересного и дельного... Я, собственно, только руководил прением, наблюдал порядок, возражающих, иногда и сам возражал и объяснял».
Мастерская Репина привлекает к себе все больше и больше учеников. Каждый считает себя счастливым, если его берет к себе знаменитый художник. Сюда приходят рисовать с разрешения своих профессоров и чужие ученики, и художники, уже окончившие Академию или училище барона Штиглица. Репин очень много времени проводит в мастерской. «Часто своими короткими замечаниями, на живом примере, разбирая работы ученика, Репин делал целые откровения в области живописи», - вспоминал его ученик И.Е.Дроздов. Нередко художник садился сам за мольберт и писал с натуры вместе с учениками. В таких случаях все постепенно оставляли свои работы и выстраивались за спиной учителя, смотря, затаив дыхание, как он работает. «Какой это гениальный художник! Он одухотворяет в полном смысле холст, не видишь ни холста, ни красок, а только живую натуру», - вспоминала А.П.Остроумова-Лебедева об одном из занятий.

продолжение...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100