Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
Лето 1884 года Репин проводил в городе, торопясь кончить «Ивана Грозного». Сняв дачу невдалеке от Парголова, в Юкках, он отправил туда семью, навещая ее лишь по воскресеньям, Гаршин также никуда не выезжал из Петербурга. Летом он жил на окраине, у Нарвских триумфальных ворот, в здании таможни (Старо-Петергофский проспект, 38), у родственников жены. Репин предложил Гаршину позировать для большого портрета.
Портрет этот памятен всем. Писатель изображен за столом. Оторвавшись от книги, он повернул к нам голову. В его красивых, печальных глазах Репин запечатлел боль и страдания, которыми была полна душа писателя.
Гаршин подолгу позировал, иногда читая вслух во время сеанса, когда Репин писал фон. После сеанса, уже вечером, Репин провожал Гаршина. Разговаривая, шли они по Старо-Петергофскому проспекту, пересекали Обводный канал и незаметно доходили до таможни. Здесь, остановившись и проговорив еще порядочно у калитки, шли обратно. Теперь Гаршин шел провожать Репина, и они опять доходили до Калинкина моста. Затем художник еще раз провожал писателя, и так иногда, как вспоминал Репин, эти «проводы» повторялись до тех пор, пока Обводный канал делался совсем безлюдным. Нехотя расставались они, чтобы назавтра встретиться вновь.
Гаршин не чужд был живописи. Он любил и понимал ее, не пропускал ни одной художественной выставки и даже написал в связи с ними несколько рецензий.
Очень хотелось Гаршину написать статью о творчестве Репина, но этому не суждено было сбыться. Репин тяжело переживал смерть писателя. Он провожает тело Гаршина на Волково кладбище, и здесь, в кладбищенской церкви, в последний раз зарисовывает его. Репин принимает участие в сборниках, посвященных памяти Гаршина.
Для одного из них он делает обложку, а в другом помещает рисунок - иллюстрацию к рассказу Гаршина «Художники».
Репин знакомится в эти годы с кружком молодых писателей, друзей Гаршина. Это прогрессивно настроенные тогда, близкие радикально-народническим кругам писатели - Н.М.Минский, М.Н.Альбов, В.И.Бибиков, И.И.Ясинский. Сейчас их имена почти забыты, но в то время наиболее талантливый из них - Альбов - был почти так же популярен, как Гаршин.
По просьбе Репина В.И.Бибиков привел его однажды на журфикс к И.И.Ясинскому - журналисту и автору нескольких повестей. Ясинский жил тогда в меблированных комнатах некой г-жи Арчиковой, в доме на углу Невского проспекта и Николаевской улицы (ныне улица Марата, 2). С тех пор Репин становится частым посетителем литературных вечеров у Ясинского, который вскоре снял квартиру в доме № 21 по Бассейной улице (ныне улица Некрасова). Здесь Репин познакомился с М.Н.Альбовым, произведения которого высоко ценил и называл их выдающимися среди сонма посредственностей, и с молодым Мережковским, в стихах которого тогда звучали мотивы «гражданской скорби». Здесь читали свои новые стихи Н.М.Минский, К.М.Фофанов, начинающий поэт А.В.Жиркевич, печатавший свои стихи под псевдонимом А.Нивин. Тогда еще студент Военно-юридической академии, Жиркевич становится вскоре близким другом Репина. Живя в дальнейшем в Вильно, он переписывается с Репиным, а во время кратковременных наездов в Петербург неизменно пользуется гостеприимством художника.
Много лет спустя, уже в годы первой русской революции, Репин порвал с Жиркевичем, убедившись, что тот сотрудничает в реакционных изданиях. Но в описываемые годы знакомство их только что состоялось. Под впечатлением первой встречи Жиркевич делает в своем дневнике подробное описание внешности художника: «Репин - очень энергичный, подвижной, прекрасно сложенный господин с довольно простыми и изящными манерами, но с жестами, по которым часто отличаешь художника, актера в толпе, не стоящей внимания. Маленького роста, он производит, однако, такое сильное впечатление своей внешностью, что, увидев его в первый раз, наверное спросишь: «Кто это такой?» У него все миниатюрно и изящно, начиная с маленьких ног и рук и кончая античной головой, увенчанной роскошной артистически-небрежной шевелюрой темных с проседью вьющихся волос, разделенных на две части едва заметным пробором. Нижняя часть лица покрыта жидкой темноватой бородой, сгущающейся на подбородке и посреди щек. Нос точно выточен с легким горбиком и тонкими ноздрями, лоб небольшой, как бы вдавленный посредине, с выпуклостями над бровями - спокойный, открытый, честный философский лоб. Главное же украшение лица составляют маленькие прищуренные глаза неопределенного цвета с черными зрачками. Глаза эти то пытливо взглядывают вам в душу, то греют вас ласкою и приветом, то как бы устремляют свой взор куда-то внутрь духовного мира художника, то блестят холодком и презрением. Одним словом, эти глаза ни одну минуту не остаются праздными, бессмысленными зрителями жизни: они думают, чувствуют, говорят».
Посещал Репин и вечера у А.И.Лемана, писателя малоодаренного, но примыкавшего к тому же кругу литераторов. Эти вечера подробно описаны Жиркевичем. Жиркевич был там самым молодым, но он отмечает и мелочность интересов, взаимные зависть, недоброжелательство, а также и бездарность многих. Не мог этого не чувствовать и сам Репин. Не случайно в одной из дневниковых записей Жиркевич отмечает, что Репин казался одиноким в этом обществе.
И все-таки Репина притягивает сама творчески бурливая атмосфера литературных вечеров, ожидание чего-то свежего, нового от писателей. Отдельные встречи с яркими, значительными людьми компенсировали ему порой напрасно потраченное время. Так, интересно было беседовать с критиком А.И.Введенским, автором ряда этюдов о современных писателях. «Просто кладезь премудрости, настоящей, глубокой, живой», - характеризует Репин его в письме к В.Г.Черткову.
продолжение...
|