на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 -  3  - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

В 1857 году, однако, несмотря на очень скромный бюджет, школу решено было закрыть в связи с сокращением расходов по содержанию служащих Министерства финансов. И тогда школу взяло под свое покровительство Общество поощрения художников (впоследствии - Общество поощрения художеств). С тех пор рисовальная школа становится одним из важнейших художественных заведений Петербурга. Репину понравилось в рисовальной школе. Здесь он сразу оказался в той обстановке, о которой мечтал. Просторные, светлые залы были заполнены сидящими за мольбертами учениками. Вдоль окрашенных в светло-зеленую краску стен стояли гипсовые слепки с античных статуй, над ними висели рисунки, служившие образцами для учеников. Репин сразу обратил внимание на рисунки Петра Ивановича Церма, преподавателя школы. Сделанные по всем правилам академического мастерства, они поражали чистотой штриховки. «Как печать...» - подумал о них Репин.
До этого времени юноше почти не приходилось рисовать на бумаге: ведь в Чугуеве он главным образом писал иконы. Все было ново для него. Репин сразу же поверил, что именно здесь он получит те знания в области рисунка, которые в дальнейшем откроют ему доступ в Академию. И вот - первое задание: нарисовать с натуры отформованный в гипсе лист лопуха. С жаром берется Репин за рисунок. Увлеченный самим процессом рисования, он забыл даже о тех образцах, которые висят на стене. Перед ним натура - будь то даже гипс, - он старается передать ее, ее форму, ее фактуру. Аудитория полна. Рядом с ним сидят такие же, как он, юноши, только что с гимназической скамьи, мечтающие об Академии художеств. Здесь же трудятся немолодые ремесленники. Они приходят после работы усталые и вечерами, под руководством опытных рисовальщиков, постигают законы рисунка и композиции.

* * *

Постепенно Репин освоился с новым образом жизни. Занимались в школе три раза в неделю. В остальные дни надо было позаботиться о заработке. Несмотря на самое скромное существование - плотная еда один раз в день, а утром и вечером чай с хлебом, - деньги были уже истрачены. Репин предлагает свои услуги иконописцам, соглашается красить крыши, ведра... А в свободное время, приготовив краски, отправляется на поиски натуры. Больше всего ему хочется овладеть портретным мастерством. Еще в Чугуеве он частенько просил родных и знакомых позировать ему, а здесь, в Петербурге, он вскоре же пишет акварелью портрет своего квартирного хозяина А.Д.Петрова. Репин дорожил портретом этого человека, с которым связаны были первые дни жизни художника в Петербурге, и не случайно он никогда не расставался с ним, храня его до конца своих дней в «Пенатах», вместе с портретами своих близких и родных. Репин пользуется любым удобным случаем, чтобы написать портрет кого-либо из хозяев квартиры. А старушку, дальнюю родственницу Петровых, приносившую ему по утрам самовар и поджаренный черный хлеб (его ежедневный завтрак), Репин попросил однажды посидеть перед ним с вязаньем и с увлечением написал этюд, «тонко, тонко выписывая на картончике ее нежные морщинки».
Следом за ним был написан на картоне портрет маленькой девочки - Анюты Петровой. Детская головка склонилась над вязаньем... Тщательно прорисовывает юный художник форму головы, внимательно прослеживает строение лба, век. С особым старанием прописывает он личико девочки, ее нежную кожу, синие жилки на виске. Перед ним живая натура, и он стремится передать как можно точнее то, что видит, не упустить ни одной характерной черточки. Вскоре у Репина появились знакомые и друзья. А.Д.Петров ввел его в семью своей сестры Евгении Дмитриевны Шевцовой. Репин быстро подружился со своими сверстниками - братьями Шевцовыми. Старший - Александр - учился вместе с Репиным в школе «на Бирже», одновременно посещая Академию художеств в качестве вольной приходящего ученика по классу архитектуры. Младший - Алексей - учился в гимназии. Девочки - Вера и Соня - были еще детьми. Глава семьи - академик архитектуры Алексей Иванович Шевцов - давно уже оставил практическую деятельность. Окончив Академию художеств, он в течение нескольких лет работал архитекторским помощником в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий, а с 1849 года прочно обосновался в Петергофе в качестве преподавателя «рисования, черчения и лепления» при императорской Петергофской гранильной фабрике. Здесь же он получил казенную квартиру, на Фабричной улице. Но все же Шевцов не порывает с архитектурой. В 1859 году он получает звание академика. Но это не изменило положения Шевцова на службе. Он продолжает свою преподавательскую деятельность на фабрике.

С поступлением сыновей в гимназию Шевцовым пришлось снять квартиру и в Петербурге. Это был дом на Васильевском острове, на 15-й линии, за номером двадцать, принадлежавший некой Крыловой. Здесь состоялось знакомство Репина с семьей Шевцовых. Юноша был принят как родной. Он зачастил сюда в гости, а вскоре и поселился у Шевцовых. По вечерам, сидя в кругу семьи, он делает многочисленные наброски с отца, матери, детей. Мы видим, как склонилась над ящичком с табаком юная Верочка: она набивает отцу папиросы. Вот один из братьев, лежа в кровати, приподнял с подушки всклокоченную голову. Еще один лист - и карандаш художника схватывает характерную позу девушки, погруженной в чтение, это вторая дочь Шевцовых - Соня. Многочисленные портретные зарисовки Евгении Дмитриевны Шевцовой говорят о глубокой симпатии, которую питал к ней Репин.

продолжение...


"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100