на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 -  3  - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

В картине А.Иванова впервые перед зрителями предстал Христос не канонический. Перед ними был живой, умный человек, спокойно и внимательно вглядывающийся в раскрывающийся перед ним мир, полный страдания и несправедливости. В память навсегда врезались впечатления от образа Христа в «Тайной вечере» Ге с ее реалистической трактовкой и картина Крамского «Христос в пустыне», где художник раскрыл нравственные страдания современного человека, его раздумья о правильности избранного пути.
Репин уже не мог представить себе иного подхода к решению образа Христа. У Репина Христос - это человек, готовый прийти на помощь людям, олицетворение человечности и доброты.
В правой, затененной части холста Репин поместил родителей девушки и апостолов, пришедших с Христом. Особенно драматичны фигуры полной отчаяния матери и отца, с мольбой смотрящего на Христа. Репин, откинув условности академического искусства, создал правдивую, полную жизни сцену человеческого горя. Вся группа застыла в немой скорби, в глазах .людей теплится надежда. Но нет, словно говорит художник, чуда не произойдет. Вся эта сцена житейски достоверна, а в жизни чудес нет. Здесь уже царит смерть. И торжественность момента именно в утверждении величия и покоя смерти. Сдержанна, сурова цветовая гамма картины. Тускло мерцает бронза светильника, освещающего изголовье ложа. С удивительным для молодого художника мастерством написаны рефлексы пламени свечей на белых простынях.
Репин работал не отрываясь.
«...Я много трагических часов провел за этим холстом, когда бейн-шварц с прибавкой робертсон-медиума все больше и больше усиливал иллюзию глубины и особого настроения, которое шло из картины». Это настроение не покидало его и дома, и, чтобы его поддержать, он просил брата, ученика консерватории, играть ему Лунную сонату Бетховена. Вскоре картина была так впечатляюща, вспоминает Репин, что у него самого проходила какая-то дрожь по спине. И в этом признании уже весь Репин, всю свою страсть и душу вкладывающий в свое произведение. Он словно живет жизнью своих героев: он страдает и негодует вместе с ними, порою его, как и их, охватывает ужас, а порой он от души веселится заодно со своими героями. Картина была в основном завершена и сдана в срок. И хотя Репин не успел ее закончить (правая нижняя часть была только намечена), она сразу же обратила на себя внимание. Профессора оценили и безукоризненный рисунок, и живописные достоинства картины. Перед ними был уже сложившийся художник с глубоким и ярким дарованием. Совет присудил Репину 1-ю золотую медаль и право на шестилетнюю поездку за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Торжественный акт вручения медалей проходил в конференц-зале. Было много публики. Медалисты все были во фраках. Под звуки туша, исполняемого трубачами-кавалергардами, вице-президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович раздавал медали. Но за границу Репин не торопился. Еще стояли на мольберте незаконченные «Бурлаки». Да помимо всего именно в это время возникает ощущение, что еще многого в искусстве он не знает и не умеет. Ощущение это не было случайным. В этом он убедился, познакомившись с Павлом Петровичем Чистяковым во время работы над картиной «Воскрешение дочери Иаира». Чистяков недавно приехал из Италии, куда был послан в качестве пенсионера Академии (.художеств. О Чистякове Репин уже много слышал и раньше. Еще в Чугуеве он увидел в 1862 году в журнале «Северное сияние» репродукцию с его конкурсной картины «Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного». Картина эта поразила Репина драматизмом сцены. Запомнились выразительная фигура Софьи, весь интерьер, написанный с необычным для академических программ знанием быта Древней Руси.

В Петербурге он вновь услышал о Чистякове уже от своего товарища по Академии художеств - Василия Поленова.
Поленов, так же как и Репин, закончил академический курс в 1867 году, получив положенные серебряные медали и тем самым заслужив право конкурировать на золотую медаль. Особенно сблизились Репин и Поленов в период работы над картиной «Иов и его друзья». Мастерские их оказались рядом, и они часто виделись друг с другом. Репин бывал и дома у Поленовых, где его всегда радушно принимали. Поленовы жили на Васильевском острове, по 9-й линии, в доме № 8, занимая две квартиры. В третьем номере жили родители, в четвертом - дети - Василий, его брат Алексей и сестра Елена, в то время ученица школы Общества поощрения художеств, впоследствии известная художница. Здесь все дышало искусством. Отец Поленова, ученый-археолог, более трех лет проживший в Афинах (он был секретарем Русского посольства в Греции), любил рассказывать о замечательных памятниках, которые ему удалось увидать. Дом их был настоящим музеем. Здесь в шкафах хранились египетские и античные раритеты, привезенные Д.В.Поленовым из Греции. На стенах висели зарисовки старинных построек Ростова, Суздаля, Владимира, Новгорода - результат путешествия, совершенного Д.В.Поленовым со своими старшими сыновьями. Здесь же висели работы матери Поленова - талантливой художницы брюлловской школы. (Поленов говорил, что страстную любовь к живописи он унаследовал от матери.)

продолжение...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100