Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
В картине А.Иванова впервые перед зрителями предстал Христос не канонический. Перед ними был живой, умный человек, спокойно и внимательно вглядывающийся в раскрывающийся перед ним мир, полный страдания и несправедливости.
В память навсегда врезались впечатления от образа Христа в «Тайной вечере» Ге с ее реалистической трактовкой и картина Крамского «Христос в пустыне», где художник раскрыл нравственные страдания современного человека, его раздумья о правильности избранного пути.
Репин уже не мог представить себе иного подхода к решению образа Христа. У Репина Христос - это человек, готовый прийти на помощь людям, олицетворение человечности и доброты.
В правой, затененной части холста Репин поместил родителей девушки и апостолов, пришедших с Христом. Особенно драматичны фигуры полной отчаяния матери и отца, с мольбой смотрящего на Христа. Репин, откинув условности академического искусства, создал правдивую, полную жизни сцену человеческого горя. Вся группа застыла в немой скорби, в глазах .людей теплится надежда. Но нет, словно говорит художник, чуда не произойдет. Вся эта сцена житейски достоверна, а в жизни чудес нет. Здесь уже царит смерть. И торжественность момента именно в утверждении величия и покоя смерти.
Сдержанна, сурова цветовая гамма картины. Тускло мерцает бронза светильника, освещающего изголовье ложа. С удивительным для молодого художника мастерством написаны рефлексы пламени свечей на белых простынях.
Репин работал не отрываясь.
«...Я много трагических часов провел за этим холстом, когда бейн-шварц с прибавкой робертсон-медиума все больше и больше усиливал иллюзию глубины и особого настроения, которое шло из картины». Это настроение не покидало его и дома, и, чтобы его поддержать, он просил брата, ученика консерватории, играть ему Лунную сонату Бетховена.
Вскоре картина была так впечатляюща, вспоминает Репин, что у него самого проходила какая-то дрожь по спине. И в этом признании уже весь Репин, всю свою страсть и душу вкладывающий в свое произведение. Он словно живет жизнью своих героев: он страдает и негодует вместе с ними, порою его, как и их, охватывает ужас, а порой он от души веселится заодно со своими героями.
Картина была в основном завершена и сдана в срок. И хотя Репин не успел ее закончить (правая нижняя часть была только намечена), она сразу же обратила на себя внимание. Профессора оценили и безукоризненный рисунок, и живописные достоинства картины. Перед ними был уже сложившийся художник с глубоким и ярким дарованием.
Совет присудил Репину 1-ю золотую медаль и право на шестилетнюю поездку за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Торжественный акт вручения медалей проходил в конференц-зале. Было много публики. Медалисты все были во фраках. Под звуки туша, исполняемого трубачами-кавалергардами, вице-президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович раздавал медали.
Но за границу Репин не торопился. Еще стояли на мольберте незаконченные «Бурлаки». Да помимо всего именно в это время возникает ощущение, что еще многого в искусстве он не знает и не умеет. Ощущение это не было случайным. В этом он убедился, познакомившись с Павлом Петровичем Чистяковым во время работы над картиной «Воскрешение дочери Иаира». Чистяков недавно приехал из Италии, куда был послан в качестве пенсионера Академии (.художеств. О Чистякове Репин уже много слышал и раньше. Еще в Чугуеве он увидел в 1862 году в журнале «Северное сияние» репродукцию с его конкурсной картины «Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного». Картина эта поразила Репина драматизмом сцены. Запомнились выразительная фигура Софьи, весь интерьер, написанный с необычным для академических программ знанием быта Древней Руси.
В Петербурге он вновь услышал о Чистякове уже от своего товарища по Академии художеств - Василия Поленова.
Поленов, так же как и Репин, закончил академический курс в 1867 году, получив положенные серебряные медали и тем самым заслужив право конкурировать на золотую медаль.
Особенно сблизились Репин и Поленов в период работы над картиной «Иов и его друзья». Мастерские их оказались рядом, и они часто виделись друг с другом. Репин бывал и дома у Поленовых, где его всегда радушно принимали. Поленовы жили на Васильевском острове, по 9-й линии, в доме № 8, занимая две квартиры. В третьем номере жили родители, в четвертом - дети - Василий, его брат Алексей и сестра Елена, в то время ученица школы Общества поощрения художеств, впоследствии известная художница.
Здесь все дышало искусством. Отец Поленова, ученый-археолог, более трех лет проживший в Афинах (он был секретарем Русского посольства в Греции), любил рассказывать о замечательных памятниках, которые ему удалось увидать. Дом их был настоящим музеем. Здесь в шкафах хранились египетские и античные раритеты, привезенные Д.В.Поленовым из Греции. На стенах висели зарисовки старинных построек Ростова, Суздаля, Владимира, Новгорода - результат путешествия, совершенного Д.В.Поленовым со своими старшими сыновьями. Здесь же висели работы матери Поленова - талантливой художницы брюлловской школы. (Поленов говорил, что страстную любовь к живописи он унаследовал от матери.)
продолжение...
|