на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 -  7  - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

19 июня Репин и Стасов были уже в Петербурге. Во время двухмесячной насыщенной впечатлениями поездки работать удавалось немного. И все же Репин привез в Петербург помимо копий с Веласкеса и Тициана превосходный портрет Стасова, написанный им в Дрездене в течение двух дней, картину «Поминальный митинг», множество пейзажных и портретных зарисовок. Вернувшись из-за границы, Репин поселяется летом в Мартышкине, популярной дачной местности под Петербургом недалеко от Ораниенбаума, в доме, не сохранившемся до нашего времени (дача № 7). Здесь он тотчас же принимается за работу. Появляются первые эскизы к картине «Не ждали». Отложены на время многочисленные рисунки к «Аресту пропагандиста в деревне» и «Отказу от исповеди»: Репина увлекла новая тема - возвращение ссыльного домой в семью. Героиней своей новой картины Репин сделал одну из тех девушек-революционерок, которые стойко и мужественно выносили все опасности революционной борьбы и наравне с мужчинами терпели муки тюремного заключения и ссылки. Прошло всего несколько лет, как прозвучал выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова. Мужественно приняла смерть на виселице Софья Перовская. В одиночных камерах, приговоренные к тюремному заключению, томились Вера Фигнер и Людмила Волькенштейн. А сколько безвестных героинь погибло за эти годы в тюрьмах, на каторге, не вынеся тяжелых условий!

Образ юных революционерок не мог не волновать Репина, как волновал он и поэтов и художников - его современников. Подвиг русской женщины воспели в своих стихах поэты-народовольцы, ей посвятил свои лучшие картины Ярошенко... Скромно обставленная комната, за столом сидят сестры и младший брат. Неожиданно входит девушка. Все в ней напоминает курсистку тех времен. Скромно одетая, в маленькой шапочке, на плечи накинут плед, в руках небольшой саквояж. Чувствуется, что она прибыла издалека, возможно из ссылки; ее взгляд робко останавливается на лицах родных. Как ее встретят? Что ее ждет? Удивительно передано выражение лица вошедшей - и смущение, и ожидание, и надежда на ласковую встречу. Но не рады ей старшие сестры. Чужой она стала всем. Этот вариант картины чем-то не удовлетворяет Репина. Он берет новый, большего размера холст и пишет другую композицию на ту же тему. На этот раз героем ее становится бывший ссыльный. Та же комната, та же обстановка семьи интеллигента-разночинца с портретами Некрасова и Шевченко на стене. Спокойный, ровный свет льется из дверей, ведущих на террасу. За столом только что мирно сидели старушка мать и двое детей. У рояля - жена. Никто не ждал возвращения ссыльного, и вдруг он сам стоит здесь бледный, постаревший, но живой. Мать не верит своим глазам; ощущение счастья, вдруг охватившее ее, сковывает движения. Но мысленно мы уже видим, как минуту спустя она припадет к груди сына и слезы потекут по ее щекам... Да, но остановимся на минуту. Оценим скупые средства, которыми выразил Репин всю эту гамму чувств, переживаний. Только согбенная спина, беспомощное движение руки - но душу зрителя пронизывает щемящая боль.

И в этом весь Репин - мастер, умеющий немногими штрихами передать всю глубину человеческих чувств. Реакция жены значительно сдержанней и суше. В ней нет той красоты порыва, нет и теплоты. Мальчик узнал стоящего на пороге, и широкая улыбка озарила его лицо. Девочка, не помнящая отца, испуганно глядит исподлобья на вошедшего незнакомца. Глядя на картину, зритель ясно себе представляет всю сложность момента и уже предвидит, как развернутся события дальше. Это редкое свойство - умение передать событие во времени, в развитии - органически присуще репинскому таланту. С блестящим мастерством раскрыл Репин всю гамму чувств, еще раз доказав, по меткому определению К.И.Чуковского, что его кисти доступны и подвластны самые сложные, утонченные, неуловимые движения души. В этой картине Репин вновь показал себя блестящим колористом. В отличие от «Бурлаков» и «Крестного хода» здесь нет яркого солнца. Ровный, рассеянный свет спокойно льется в комнату... Может быть, значительную роль в этом сыграло то, что Репин писал свою картину почти всю с натуры, в комнате дачи в Мартышкине. Все персонажи писаны с родных и близких Репина. Старушка мать - с Е.Д.Шевцовой, жена - с Веры Алексеевны и племянницы Стасова Варвары Дмитриевны, девочка - с Веры Репиной, а мальчик - с Сережи Костычева (будущего ученого-микробиолога). Больше всего пришлось Репину поработать над образом вернувшегося ссыльного. Даже после того, как картина была выставлена и куплена Третьяковым, Репин еще не раз переписывал его голову.

Репин писал эту картину уже тогда, когда народничество было разгромлено и реакция торжествовала свою победу. Он - один из немногих художников, кто в те годы не только создал, но и решился выставить картину, которая, хоть и в завуалированной форме (название «Не ждали» было политически нейтральным), напоминала о героике народников. И несмотря на то что некоторые газеты обвиняли Репина в неясности мысли в картине, ни у кого не оставалось и тени сомнения в том, кто является ее героем. Появление картины на XII передвижной выставке в феврале 1884 года вызвало в Петербурге сенсацию. «Общество как-то всполошилось, встрепенулось, - вспоминал впоследствии А.Бенуа. - Не было собрания, в котором картина не обсуждалась бы, не было семейного обеда, за которым из-за «Не ждали» не возникали бы ожесточенные споры».

продолжение...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100