на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 -  7  - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

19 июня Репин и Стасов были уже в Петербурге. Во время двухмесячной насыщенной впечатлениями поездки работать удавалось немного. И все же Репин привез в Петербург помимо копий с Веласкеса и Тициана превосходный портрет Стасова, написанный им в Дрездене в течение двух дней, картину «Поминальный митинг», множество пейзажных и портретных зарисовок. Вернувшись из-за границы, Репин поселяется летом в Мартышкине, популярной дачной местности под Петербургом недалеко от Ораниенбаума, в доме, не сохранившемся до нашего времени (дача № 7). Здесь он тотчас же принимается за работу. Появляются первые эскизы к картине «Не ждали». Отложены на время многочисленные рисунки к «Аресту пропагандиста в деревне» и «Отказу от исповеди»: Репина увлекла новая тема - возвращение ссыльного домой в семью. Героиней своей новой картины Репин сделал одну из тех девушек-революционерок, которые стойко и мужественно выносили все опасности революционной борьбы и наравне с мужчинами терпели муки тюремного заключения и ссылки. Прошло всего несколько лет, как прозвучал выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова. Мужественно приняла смерть на виселице Софья Перовская. В одиночных камерах, приговоренные к тюремному заключению, томились Вера Фигнер и Людмила Волькенштейн. А сколько безвестных героинь погибло за эти годы в тюрьмах, на каторге, не вынеся тяжелых условий!

Образ юных революционерок не мог не волновать Репина, как волновал он и поэтов и художников - его современников. Подвиг русской женщины воспели в своих стихах поэты-народовольцы, ей посвятил свои лучшие картины Ярошенко... Скромно обставленная комната, за столом сидят сестры и младший брат. Неожиданно входит девушка. Все в ней напоминает курсистку тех времен. Скромно одетая, в маленькой шапочке, на плечи накинут плед, в руках небольшой саквояж. Чувствуется, что она прибыла издалека, возможно из ссылки; ее взгляд робко останавливается на лицах родных. Как ее встретят? Что ее ждет? Удивительно передано выражение лица вошедшей - и смущение, и ожидание, и надежда на ласковую встречу. Но не рады ей старшие сестры. Чужой она стала всем. Этот вариант картины чем-то не удовлетворяет Репина. Он берет новый, большего размера холст и пишет другую композицию на ту же тему. На этот раз героем ее становится бывший ссыльный. Та же комната, та же обстановка семьи интеллигента-разночинца с портретами Некрасова и Шевченко на стене. Спокойный, ровный свет льется из дверей, ведущих на террасу. За столом только что мирно сидели старушка мать и двое детей. У рояля - жена. Никто не ждал возвращения ссыльного, и вдруг он сам стоит здесь бледный, постаревший, но живой. Мать не верит своим глазам; ощущение счастья, вдруг охватившее ее, сковывает движения. Но мысленно мы уже видим, как минуту спустя она припадет к груди сына и слезы потекут по ее щекам... Да, но остановимся на минуту. Оценим скупые средства, которыми выразил Репин всю эту гамму чувств, переживаний. Только согбенная спина, беспомощное движение руки - но душу зрителя пронизывает щемящая боль.

И в этом весь Репин - мастер, умеющий немногими штрихами передать всю глубину человеческих чувств. Реакция жены значительно сдержанней и суше. В ней нет той красоты порыва, нет и теплоты. Мальчик узнал стоящего на пороге, и широкая улыбка озарила его лицо. Девочка, не помнящая отца, испуганно глядит исподлобья на вошедшего незнакомца. Глядя на картину, зритель ясно себе представляет всю сложность момента и уже предвидит, как развернутся события дальше. Это редкое свойство - умение передать событие во времени, в развитии - органически присуще репинскому таланту. С блестящим мастерством раскрыл Репин всю гамму чувств, еще раз доказав, по меткому определению К.И.Чуковского, что его кисти доступны и подвластны самые сложные, утонченные, неуловимые движения души. В этой картине Репин вновь показал себя блестящим колористом. В отличие от «Бурлаков» и «Крестного хода» здесь нет яркого солнца. Ровный, рассеянный свет спокойно льется в комнату... Может быть, значительную роль в этом сыграло то, что Репин писал свою картину почти всю с натуры, в комнате дачи в Мартышкине. Все персонажи писаны с родных и близких Репина. Старушка мать - с Е.Д.Шевцовой, жена - с Веры Алексеевны и племянницы Стасова Варвары Дмитриевны, девочка - с Веры Репиной, а мальчик - с Сережи Костычева (будущего ученого-микробиолога). Больше всего пришлось Репину поработать над образом вернувшегося ссыльного. Даже после того, как картина была выставлена и куплена Третьяковым, Репин еще не раз переписывал его голову.

Репин писал эту картину уже тогда, когда народничество было разгромлено и реакция торжествовала свою победу. Он - один из немногих художников, кто в те годы не только создал, но и решился выставить картину, которая, хоть и в завуалированной форме (название «Не ждали» было политически нейтральным), напоминала о героике народников. И несмотря на то что некоторые газеты обвиняли Репина в неясности мысли в картине, ни у кого не оставалось и тени сомнения в том, кто является ее героем. Появление картины на XII передвижной выставке в феврале 1884 года вызвало в Петербурге сенсацию. «Общество как-то всполошилось, встрепенулось, - вспоминал впоследствии А.Бенуа. - Не было собрания, в котором картина не обсуждалась бы, не было семейного обеда, за которым из-за «Не ждали» не возникали бы ожесточенные споры».

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Для меня, как для художника-правдивца, истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных для глаза лиц? А затем посмотрите на полотна Рембрандта и Веласкеса. Много ли приятных лиц вы насчитаете у них? Художник изображает на картине только те лица, которые сами "просятся" на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100