Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
Глава VII
Глядя на картину «Иди за мной, сатано», впоследствии уничтоженную художником, многие зрители передвижной выставки 1901 года склонялись к мысли, что они присутствуют при закате репинского таланта.
Но вот проходит еще два года, и Репин доказывает, что талант его не только не угас, но находится в расцвете. 4 января 1904 года открылись двери Мариинского дворца, и картина «Торжественное заседание Государственного совета» была представлена для обозрения широкой публики.
«"Торжественное заседание Государственного совета", - писал Стасов, - есть один из значительных chef d'oeuvre'ов нашего времени, по чудным характеристикам, мастерству расположения целой массы, почти сотни присутствующих на картине лиц, и по блестящему правдивому колориту».
Процесс работы над картиной - это итог всей предыдущей творческой деятельности Репина и в то же время качественно новый этап в его творчестве, говорящий о художнике как о выдающемся мастере композиционного решения, талантливом, виртуозном живописце и непревзойденном выразителе человеческого характера.
В 1901 году исполнялось сто лет со дня основания Государственного совета, созданного как законосовещательный орган при царе. Событие решено было отметить широко и торжественно. Предполагалось издать книгу о деятельности совета за столетие и выбить особую медаль. Торжественное заседание в день юбилея решили запечатлеть на картине.
Выбор пал на И.Е.Репина - художника, не имевшего себе равных в области портрета. Переговоры с Репиным вел вице-президент Академии художеств И.И.Толстой. Репин дал согласие. Однако, учитывая колоссальность объема работы и плохое состояние здоровья (вот уже несколько лет, как у него от переутомления стала болеть правая рука, и он вынужден был работать левой), Репин решил пригласить в помощники своих учеников. Он остановил свой выбор на Борисе Кустодиеве и Иване Куликове.
Борис Михайлович Кустодиев уже в течение пяти лет учился в Академии художеств, из них три года - в мастерской Репина. Репин считал его одним из самых способных своих учеников. Кустодиев был уже автором ряда портретов и зарекомендовал себя как подающий надежды портретист. Другой ученик, Иван Куликов, также одаренный художник, незадолго до этого работал с Репиным над портретом великого князя Михаила Николаевича. Куликов писал фон и детали костюма. И конечно, не последнюю роль в выборе Репина играло то, что манера живописи обоих художников была близка его собственной.
Юбилейное заседание Государственного совета было назначено на 7 мая 1901 года в Мариинском дворце. К этому времени Репин уже успел осмотреть зал, где ему предстояло работать, сделал предварительный набросок и наметил примерно место, на котором он будет писать. Работа предстояла очень сложная. Если в предыдущей заказной работе «Речь Александра III волостным старшинам» Репин был волен в композиции, то здесь он должен был документально зафиксировать событие и людей.
Заседание проходило в круглом зале, знаменитой ротонде, созданной, как и весь дворец, архитектором Д.И.Штакеншнейдером. Столы, за которыми восседало более шестидесяти членов Государственного совета, были поставлены двумя концентрическими кругами. Надо было так построить композицию, чтобы наивыгоднейшим образом расположить всех членов совета, не исказив в то же время обычного их размещения. Уже с самого начала Репину стало ясно, что небольшой размер картины, о котором шла речь при переговорах, не годится для этой работы. Художник получает согласие на увеличение размера почти вдвое. Но законы перспективы таят в себе многие сложности. Попробовав разместить на переднем плане фигуры в натуральную величину, Репин убедился, что согласно правилам перспективного сокращения сановники, сидящие за наиболее отдаленным от зрителей столом, окажутся очень маленькими. Чтобы избежать этого, он решает значительно увеличить размеры фигур на переднем плане.
Но и этим не исчерпывались трудности композиционного решения. Надо было разместить 80 человек, включая служащих государственной канцелярии, присутствовавших на заседании, обеспечив портретное сходство каждого и изобразив всех именно на тех местах, которые были отведены им по этикету. Эта задача была под силу только большому художнику.
К 7 мая в основном композиционное решение было найдено. В день заседания Репин пришел с небольшим холстом, на котором им был уже написан весь интерьер, и вписал туда фигуры всех присутствующих, решив в основном еще одну немаловажную задачу - задачу цветового строя картины. Обилие различных оттенков красного - в обивке стен и кресел, в коврах; темные, шитые золотом и серебром мундиры, красные и голубые орденские ленты - все это нужно было привести к единой цветовой гармонии.
Не имея возможности во время юбилейного заседания зафиксировать все подробно, он даже взял с собой «кодак» и впервые в жизни сделал фотографический снимок. Репин затем в течение двух месяцев посещал заседания совета в Мариинском дворце, заполнив целых два альбома зарисовками как общего вида заседания, так и членов Государственного совета.
Специально для Репина был составлен список членов совета, куда были внесены различные сведения о них - вплоть до указания, в каких лентах и орденах они присутствовали на заседании. В отдельной графе, оставленной пустой, Репин делал пометки, краткие и выразительные. Против фамилии Победоносцев он записывает: «Совсем сова». Против фамилии графа А.П.Игнатьева: «Гастроном, глаза хитрые, умные». Про сидящего рядом: «Сперва баки, затем уж лицо».
Наконец началась работа над картиной.
продолжение...
|