на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
 6  - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Блестящий знаток русской литературы, Кони, находясь в большой дружбе со многими выдающимися русскими писателями, посвящал часть своего времени серьезному анализу их творчества. Репин не мог не оценить глубокий ум Кони, его эрудицию, его обаяние и скромность. Именно Кони посылает он в декабре 1894 года напечатанный в «Ниве» свой очерк «Н.Н.Ге и наши претензии к искусству» с просьбой сообщить его мнение. Репин старается не пропустить ни одного литературного вечера у Кони, ни одной встречи с этим человеком. «Ни на что не променяю вашей беседы», - заканчивает он одно из писем к нему.
В 1896 году Репин пишет портрет Кони на его новой квартире (Невский проспект, 100). Благодаря беседам с хозяином дома сеансы эти доставляют ему особенное удовольствие. Портрет давался с большим трудом. Репин никак не мог уловить характерного выражения необыкновенно изменчивого, живого лица модели.

Портрет тогда не был закончен, и сеансы возобновились весной 1897 года. 14 апреля 1898 года Репин просит разрешения у Кони еще на один сеанс. «...Так бы хотелось, чтобы портрет был хоть немного достоин вашей личности», - заканчивает Репин свою просьбу.
Несмотря на такую длительную работу, Репин не «замучил» портрет. Написанный широко и свободно, он доносит до нас живые черты этого умного и обаятельного человека. Кони сидит, несколько устало склонившись над столом, внимательно изучая собеседника своим проницательным взглядом. Прекрасно передав сходство, Репин, как и в лучших портретах 1880-х годов, сумел раскрыть духовное богатство одного из замечательных людей современной ему России.
В гостиной баронессы Икскуль наряду со знаменитостями можно было встретить и демократически настроенную молодежь. И хотя Репин часто подшучивал над демократизмом хозяйки, считая его наносным, она действительно не раз выручала многих прогрессивно настроенных писателей, заступаясь за них при дворе, где, по словам Т.Л.Щепкиной-Куперник, ее считали «красной». Так, например, благодаря Икскуль, обратившейся с просьбой к министру внутренних дел А.Д.Оболенскому, был выпущен под надзор полиции А.М.Горький, арестованный в 1898 году в Нижнем Новгороде. Благодаря ее ходатайству были вновь открыты женские медицинские курсы, запрещенные в конце 1870-х годов.
Широта, разносторонность интересов и гостеприимство баронессы привлекали к Икскуль писателей разных направлений. Гостями салона были В.Г.Короленко, A.П.Чехов, народник Н.К.Михайловский, журналист B.А.Поссе. Любознательная женщина, Икскуль старалась привлечь в свой салон и представителей новых течений в литературе - частыми гостями ее становятся Д.С.Мережковский и Н.М. Минский, ставшие столпами символизма, и один из их пылких сторонников - поэт, критик и адвокат С.А.Андреевский, когда-то, будучи прокурором, завоевавший известность отказом обвинять Веру Засулич и надолго попавший за это в опалу. Ищет здесь аудиторию и находит ее философ-идеалист Владимир Соловьев.
Репин, как человек увлекающийся всем новым, жадно впитывающий и оценивающий все современные веяния, не мог не заинтересоваться новыми течениями в литературе и философии. Когда-то поэма народника Минского вдохновила Репина на создание картины «Отказ от исповеди перед казнью». Теперь Репин с любопытством знакомится с только что написанной Минским символистской поэмой «Гефсиманская ночь».
Репин слушает в Русском литературном обществе первую часть трилогии Д.С.Мережковского «Христос и Антихрист» - «Юлиан-отступник». Писателю интересно услышать мнение Репина и о второй части произведения- «Леонардо да Винчи». Он рад приглашению Репина прочитать в мастерской художника главы из этого романа. Заинтересовать И.Е.Репина, привлечь его творческие симпатии было бы весьма заманчиво для провозвестников нового течения - символизма.
Но, несмотря на интерес, вызванный у Репина произведениями символистов, течение это остается далеким художнику. Символизм чужд реалистическому складу его натуры. «Интересно, но как неумолимо в мир проникают идеи декадентства. Как мода: как бы уродлива ни была, но всякий, особенно характер средней силы, вступает в ряды нового поветрия и счастлив», - пишет Репин Жиркевичу в апреле 1893 года.

Но главное, что сейчас волнует Репина, - это то новое, что появляется в русском изобразительном искусстве. В эти годы Репин все больше присматривается к работам молодых художников. Его интересуют их искания, их новый подход к проблемам живописи. Он видит, как расцветает талант его ученика Валентина Серова. В его полной поэзии, очарования юности «Девочке с персиками» и в «Девушке, освещенной солнцем» Репина поражает необычайное богатство живописной палитры.

Привлекает его и творчество Врубеля. Ему нравится стихийная сила, живописный темперамент художника. Его трогает в то же время и поэтичность панно «Утро», созданного для особняка С.Т.Морозова. Забракованное заказчиком, панно стояло в мастерской автора, пока Репин не посоветовал послать его на выставку, устраиваемую Дягилевым. Репина интересуют и картины москвичей - Нестерова, Коровина, Левитана, изредка появляющиеся на передвижной выставке Товарищества. Репин прекрасно понимает, насколько разные все эти молодые художники, и в то же время он видит и то, что их объединяет: это свойственное им всем живописно-эмоциональное видение, озаренное большим чувством.

В эти годы Репин еще глубже понял, что живопись стоит на пороге новых достижений, что возможности ее несравненно богаче, чем полагали передвижники.
Стихийной силой своего таланта он и раньше создавал произведения, живописная сторона которых была значительно выше, чем в работах Крамского и других передвижников. Теперь же он видит искания молодых художников и их новые достижения. Их стремления опоэтизировать человека, природу, одухотворить картину внутренним поэтическим смыслом - все это находит отклик у Репина. В то время как его прежние друзья продолжают упорно держаться старых методов, Репин стремится уловить биение пульса художественной жизни, ответы на новые запросы жизни. «Опасно постареть душевно и не угадать нового движения эстетической жизни молодого поколения. И это так возможно», - пишет он в 1894 году своей ученице В.В.Абегг (Веревкиной).

продолжение...


"На Передвижных выставках мы учились жизни, и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина. Это слово казалось и тогда уже обыкновенно несколько недосказанным, непродуманным, но эти недостатки возмещались изумительной страстностью и увлекательностью исполнения. Иногда нас, впрочем, смущала и некоторая непоследовательность, какая-то случайность, эпизодичность в выборе Репиным своих сюжетов. Но на это мы уже потому были готовы не обращать внимания, что были убеждены: главные слова Репина впереди." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100