Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
* * *
По-прежнему по четвергам у Репина собираются друзья и знакомые. Под влиянием В.В.Матэ Репин увлекся офортом. Оставив временно карандаш, иглой на медной доске делает он с натуры офорт, который затем отдает Матэ для травления.
Посещает Репин и рисовальные вечера, которые устраивает в своей мастерской молодая художница Екатерина Сергеевна Зарудная-Кавос. Здесь, на Кирочной, 18, в доме, принадлежавшем мужу художницы, часто собиралась молодежь. Приходили изредка Ярошенко, Матэ, Серов, Первухин...
Муж Екатерины Сергеевны - Евгений Цезаревич Кавос, сын академика архитектуры Ц.А.Кавоса, - оборудовал для нее специальную мастерскую. Свое время, свободное от службы, он посвящал художественной фотографии. Занявшись издательской деятельностью, он в 1891 году выпустил «Альбом фотографических снимков с картин и эскизов И.Е.Репина», куда включил 20 работ из числа представленных на персональной выставке художника.
Впервые в мастерскую на Кирочной Репин пришел в ноябре 1888 года, - рисовали обнаженную натуру. Затем стал бывать почти регулярно. Особенно в 1890 году, когда из-за усиленной работы над «Запорожцами» «четверги» в его доме прекратились.
Рисовали вечерами. Репин приходил ровно в семь, но и уходил всегда точно в десять, не задерживаясь, так как уже в семь утра начинал работать в своей мастерской.
Работоспособность Репина поражала даже его друзей. «Удивляюсь я энергии Репина, - записывает 10 декабря 1891 года в своем дневнике А.В.Жиркевич. - Он встает в 6-7 часов, редко позже. Пишет письма. Затем работает или ходит по делам часов до 4-х; немного читает или отдыхает после обеда, а вечерами или работает или занят перепиской. Энергия его не ослабевает».
Репин неутомим. Любознательность, жажда знаний у него неистощима. Он слушает лекции известных ученых. Педагогический музей военно-учебных заведений, находившийся на территории Соляного городка, еще в 1870 году устраивал популярные лекции. К их чтению привлекались крупнейшие специалисты. Репин постоянно бывает там. В ноябре 1892 года он посещает лекции анатома и педагога П.Ф.Лесгафта «О воспитании ребенка». «Так интересно, - восхищается он в письме к Жиркевичу, - эта масса влияния на новорожденного. Эти неизгладимые последствия всех воздействий на организм». Репин делает в своем альбоме беглый набросок с Лесгафта.
Здесь же слушает он и лекции известного ученого-физиолога Ивана Романовича Тарханова. Профессор Военно-медицинской академии, Тарханов, помимо своей педагогической и научной работы, много сил отдавал чтению публичных лекций. Блестящий лектор, он всегда собирал большую аудиторию.
Репин знакомится с Тархановым и в 1892 году у себя в мастерской пишет его во весь рост, стоящим у кафедры. Впоследствии знакомство это переходит в глубокую дружбу, и Тарханов и его жена Елена Павловна Антокольская (племянница скульптора) становятся частыми гостями Репина в «Пенатах». С Еленой Павловной Репин был знаком еще до ее замужества и на протяжении многих лет встречал ее у Стасова. Приехав из Вильно в Петербург в 1880-х годах, она училась одно время у физиолога Н.О.Цибульского - ученика Тарханова, но затем избрала себе профессию дантиста. С Репиным их связывала любовь к искусству. Елена Павловна увлекалась лепкой, и постепенно скульптура вытеснила из ее жизни прежнюю специальность.
Часто Репина можно было встретить в театре, куда он любил брать с собой всех своих детей. Он старается не пропускать интересных гастролей, запасаясь заблаговременно абонементами на все представления. «Недавно мы были на представлении «Гамлета», - пишет он Т.Л.Толстой.- Постановка, декорации просто прелесть; актеры весьма посредственны... И все-таки гениальная вещь покрывает все, увлекает всех, царит над всем и подымает...»
В марте 1891 года в столице начались выступления известной итальянской актрисы Элеоноры Дузе. В течение двух месяцев ее гастролей театр был переполнен. Гениальная трагическая актриса покорила Петербург, как она до этого покорила многие столицы и города мира. Репин не пропускал ни одного ее спектакля, «Мы тут все восхищаемся актрисой итальянской Дузе - талант», - писал он Жиркевичу 17 апреля 1891 года.
Несмотря на огромную занятость, Дузе согласилась позировать Репину, и в течение нескольких дней знаменитая актриса после спектакля приезжала к нему в мастерскую. Репин приготовил холст, намереваясь писать портрет красками, но, сделав первоначальный рисунок, решил продолжить работу углем. Так был создан один из самых замечательных репинских женских портретов. Вот она полулежит в кресле, отдыхая после спектакля, голова ее несколько запрокинута, руки покоятся на локотниках кресла. Вся ее поза выражает покой после напряженной работы, истощающей духовные и физические силы человека. Без истинного вдохновения нельзя было так передать лицо актрисы с ее полуприкрытыми глазами, где полный скорби взгляд еще хранит неостывший трагический порыв. Так виртуозно, с таким артистизмом нарисована вся фигура, как будто Репин хотел на холсте выразить весь свой восторг перед высоким искусством актрисы.
Репин не раз писал портреты актрис, хотя не все удавались ему в равной степени. Нельзя не вспомнить великолепный живописный портрет Стрепетовой, написанный Репиным еще в Москве. Через несколько лет после создания графического портрета Дузе Репину предлагают нарисовать для журнала «Артист» портрет М.Г.Савиной. Репин ценил эту актрису, называя ее в одном из писем к ней «милой, умной, высокоинтеллигентной и бесконечно талантливой». Не случайно в числе ста подписей на поднесенном Савиной в 1887 году адресе от посетителей Александрийского театра стояла и подпись И.Е.Репина. Уставшая после спектакля, Савина позировала Репину, сидя на диване у себя дома. Но в этом маленьком рисунке сепией Репин много внимания уделил аксессуарам, и образ талантливой актрисы не получил глубокого раскрытия.
продолжение...
|