на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 -  3  - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

* * *

По-прежнему по четвергам у Репина собираются друзья и знакомые. Под влиянием В.В.Матэ Репин увлекся офортом. Оставив временно карандаш, иглой на медной доске делает он с натуры офорт, который затем отдает Матэ для травления. Посещает Репин и рисовальные вечера, которые устраивает в своей мастерской молодая художница Екатерина Сергеевна Зарудная-Кавос. Здесь, на Кирочной, 18, в доме, принадлежавшем мужу художницы, часто собиралась молодежь. Приходили изредка Ярошенко, Матэ, Серов, Первухин... Муж Екатерины Сергеевны - Евгений Цезаревич Кавос, сын академика архитектуры Ц.А.Кавоса, - оборудовал для нее специальную мастерскую. Свое время, свободное от службы, он посвящал художественной фотографии. Занявшись издательской деятельностью, он в 1891 году выпустил «Альбом фотографических снимков с картин и эскизов И.Е.Репина», куда включил 20 работ из числа представленных на персональной выставке художника. Впервые в мастерскую на Кирочной Репин пришел в ноябре 1888 года, - рисовали обнаженную натуру. Затем стал бывать почти регулярно. Особенно в 1890 году, когда из-за усиленной работы над «Запорожцами» «четверги» в его доме прекратились.

Рисовали вечерами. Репин приходил ровно в семь, но и уходил всегда точно в десять, не задерживаясь, так как уже в семь утра начинал работать в своей мастерской. Работоспособность Репина поражала даже его друзей. «Удивляюсь я энергии Репина, - записывает 10 декабря 1891 года в своем дневнике А.В.Жиркевич. - Он встает в 6-7 часов, редко позже. Пишет письма. Затем работает или ходит по делам часов до 4-х; немного читает или отдыхает после обеда, а вечерами или работает или занят перепиской. Энергия его не ослабевает». Репин неутомим. Любознательность, жажда знаний у него неистощима. Он слушает лекции известных ученых. Педагогический музей военно-учебных заведений, находившийся на территории Соляного городка, еще в 1870 году устраивал популярные лекции. К их чтению привлекались крупнейшие специалисты. Репин постоянно бывает там. В ноябре 1892 года он посещает лекции анатома и педагога П.Ф.Лесгафта «О воспитании ребенка». «Так интересно, - восхищается он в письме к Жиркевичу, - эта масса влияния на новорожденного. Эти неизгладимые последствия всех воздействий на организм». Репин делает в своем альбоме беглый набросок с Лесгафта. Здесь же слушает он и лекции известного ученого-физиолога Ивана Романовича Тарханова. Профессор Военно-медицинской академии, Тарханов, помимо своей педагогической и научной работы, много сил отдавал чтению публичных лекций. Блестящий лектор, он всегда собирал большую аудиторию. Репин знакомится с Тархановым и в 1892 году у себя в мастерской пишет его во весь рост, стоящим у кафедры. Впоследствии знакомство это переходит в глубокую дружбу, и Тарханов и его жена Елена Павловна Антокольская (племянница скульптора) становятся частыми гостями Репина в «Пенатах». С Еленой Павловной Репин был знаком еще до ее замужества и на протяжении многих лет встречал ее у Стасова. Приехав из Вильно в Петербург в 1880-х годах, она училась одно время у физиолога Н.О.Цибульского - ученика Тарханова, но затем избрала себе профессию дантиста. С Репиным их связывала любовь к искусству. Елена Павловна увлекалась лепкой, и постепенно скульптура вытеснила из ее жизни прежнюю специальность. Часто Репина можно было встретить в театре, куда он любил брать с собой всех своих детей. Он старается не пропускать интересных гастролей, запасаясь заблаговременно абонементами на все представления. «Недавно мы были на представлении «Гамлета», - пишет он Т.Л.Толстой.- Постановка, декорации просто прелесть; актеры весьма посредственны... И все-таки гениальная вещь покрывает все, увлекает всех, царит над всем и подымает...» В марте 1891 года в столице начались выступления известной итальянской актрисы Элеоноры Дузе. В течение двух месяцев ее гастролей театр был переполнен. Гениальная трагическая актриса покорила Петербург, как она до этого покорила многие столицы и города мира. Репин не пропускал ни одного ее спектакля, «Мы тут все восхищаемся актрисой итальянской Дузе - талант», - писал он Жиркевичу 17 апреля 1891 года.

Несмотря на огромную занятость, Дузе согласилась позировать Репину, и в течение нескольких дней знаменитая актриса после спектакля приезжала к нему в мастерскую. Репин приготовил холст, намереваясь писать портрет красками, но, сделав первоначальный рисунок, решил продолжить работу углем. Так был создан один из самых замечательных репинских женских портретов. Вот она полулежит в кресле, отдыхая после спектакля, голова ее несколько запрокинута, руки покоятся на локотниках кресла. Вся ее поза выражает покой после напряженной работы, истощающей духовные и физические силы человека. Без истинного вдохновения нельзя было так передать лицо актрисы с ее полуприкрытыми глазами, где полный скорби взгляд еще хранит неостывший трагический порыв. Так виртуозно, с таким артистизмом нарисована вся фигура, как будто Репин хотел на холсте выразить весь свой восторг перед высоким искусством актрисы.
Репин не раз писал портреты актрис, хотя не все удавались ему в равной степени. Нельзя не вспомнить великолепный живописный портрет Стрепетовой, написанный Репиным еще в Москве. Через несколько лет после создания графического портрета Дузе Репину предлагают нарисовать для журнала «Артист» портрет М.Г.Савиной. Репин ценил эту актрису, называя ее в одном из писем к ней «милой, умной, высокоинтеллигентной и бесконечно талантливой». Не случайно в числе ста подписей на поднесенном Савиной в 1887 году адресе от посетителей Александрийского театра стояла и подпись И.Е.Репина. Уставшая после спектакля, Савина позировала Репину, сидя на диване у себя дома. Но в этом маленьком рисунке сепией Репин много внимания уделил аксессуарам, и образ талантливой актрисы не получил глубокого раскрытия.

продолжение...


"Репин и теперь все еще в полном расцвете сил и мастерства. Но, увы - ожидать от него новых слов нечего. Он все сказал, он весь без утайки предстал перед нами, и теперь уже можно сказать решительное слово об этом большом художнике. Можно, но в то же время опасно, так как, без сомнения, мы, современники, находимся в самых невыгодных для правильной оценки условиях. Наш приговор фатально будет несправедливым и односторонним. Нет достаточной отдаленности, чтоб судить о настоящей величине Репина, нет достаточного спокойствия, чтоб беспристрастно говорить о художнике, который благодаря своей чрезмерной впечатлительности и нервности так часто менял свое отношение к молодому искусству, переходя от ярой защиты его к беспощадной вражде." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100