на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 -  3  - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

* * *

По-прежнему по четвергам у Репина собираются друзья и знакомые. Под влиянием В.В.Матэ Репин увлекся офортом. Оставив временно карандаш, иглой на медной доске делает он с натуры офорт, который затем отдает Матэ для травления. Посещает Репин и рисовальные вечера, которые устраивает в своей мастерской молодая художница Екатерина Сергеевна Зарудная-Кавос. Здесь, на Кирочной, 18, в доме, принадлежавшем мужу художницы, часто собиралась молодежь. Приходили изредка Ярошенко, Матэ, Серов, Первухин... Муж Екатерины Сергеевны - Евгений Цезаревич Кавос, сын академика архитектуры Ц.А.Кавоса, - оборудовал для нее специальную мастерскую. Свое время, свободное от службы, он посвящал художественной фотографии. Занявшись издательской деятельностью, он в 1891 году выпустил «Альбом фотографических снимков с картин и эскизов И.Е.Репина», куда включил 20 работ из числа представленных на персональной выставке художника. Впервые в мастерскую на Кирочной Репин пришел в ноябре 1888 года, - рисовали обнаженную натуру. Затем стал бывать почти регулярно. Особенно в 1890 году, когда из-за усиленной работы над «Запорожцами» «четверги» в его доме прекратились.

Рисовали вечерами. Репин приходил ровно в семь, но и уходил всегда точно в десять, не задерживаясь, так как уже в семь утра начинал работать в своей мастерской. Работоспособность Репина поражала даже его друзей. «Удивляюсь я энергии Репина, - записывает 10 декабря 1891 года в своем дневнике А.В.Жиркевич. - Он встает в 6-7 часов, редко позже. Пишет письма. Затем работает или ходит по делам часов до 4-х; немного читает или отдыхает после обеда, а вечерами или работает или занят перепиской. Энергия его не ослабевает». Репин неутомим. Любознательность, жажда знаний у него неистощима. Он слушает лекции известных ученых. Педагогический музей военно-учебных заведений, находившийся на территории Соляного городка, еще в 1870 году устраивал популярные лекции. К их чтению привлекались крупнейшие специалисты. Репин постоянно бывает там. В ноябре 1892 года он посещает лекции анатома и педагога П.Ф.Лесгафта «О воспитании ребенка». «Так интересно, - восхищается он в письме к Жиркевичу, - эта масса влияния на новорожденного. Эти неизгладимые последствия всех воздействий на организм». Репин делает в своем альбоме беглый набросок с Лесгафта. Здесь же слушает он и лекции известного ученого-физиолога Ивана Романовича Тарханова. Профессор Военно-медицинской академии, Тарханов, помимо своей педагогической и научной работы, много сил отдавал чтению публичных лекций. Блестящий лектор, он всегда собирал большую аудиторию. Репин знакомится с Тархановым и в 1892 году у себя в мастерской пишет его во весь рост, стоящим у кафедры. Впоследствии знакомство это переходит в глубокую дружбу, и Тарханов и его жена Елена Павловна Антокольская (племянница скульптора) становятся частыми гостями Репина в «Пенатах». С Еленой Павловной Репин был знаком еще до ее замужества и на протяжении многих лет встречал ее у Стасова. Приехав из Вильно в Петербург в 1880-х годах, она училась одно время у физиолога Н.О.Цибульского - ученика Тарханова, но затем избрала себе профессию дантиста. С Репиным их связывала любовь к искусству. Елена Павловна увлекалась лепкой, и постепенно скульптура вытеснила из ее жизни прежнюю специальность. Часто Репина можно было встретить в театре, куда он любил брать с собой всех своих детей. Он старается не пропускать интересных гастролей, запасаясь заблаговременно абонементами на все представления. «Недавно мы были на представлении «Гамлета», - пишет он Т.Л.Толстой.- Постановка, декорации просто прелесть; актеры весьма посредственны... И все-таки гениальная вещь покрывает все, увлекает всех, царит над всем и подымает...» В марте 1891 года в столице начались выступления известной итальянской актрисы Элеоноры Дузе. В течение двух месяцев ее гастролей театр был переполнен. Гениальная трагическая актриса покорила Петербург, как она до этого покорила многие столицы и города мира. Репин не пропускал ни одного ее спектакля, «Мы тут все восхищаемся актрисой итальянской Дузе - талант», - писал он Жиркевичу 17 апреля 1891 года.

Несмотря на огромную занятость, Дузе согласилась позировать Репину, и в течение нескольких дней знаменитая актриса после спектакля приезжала к нему в мастерскую. Репин приготовил холст, намереваясь писать портрет красками, но, сделав первоначальный рисунок, решил продолжить работу углем. Так был создан один из самых замечательных репинских женских портретов. Вот она полулежит в кресле, отдыхая после спектакля, голова ее несколько запрокинута, руки покоятся на локотниках кресла. Вся ее поза выражает покой после напряженной работы, истощающей духовные и физические силы человека. Без истинного вдохновения нельзя было так передать лицо актрисы с ее полуприкрытыми глазами, где полный скорби взгляд еще хранит неостывший трагический порыв. Так виртуозно, с таким артистизмом нарисована вся фигура, как будто Репин хотел на холсте выразить весь свой восторг перед высоким искусством актрисы.
Репин не раз писал портреты актрис, хотя не все удавались ему в равной степени. Нельзя не вспомнить великолепный живописный портрет Стрепетовой, написанный Репиным еще в Москве. Через несколько лет после создания графического портрета Дузе Репину предлагают нарисовать для журнала «Артист» портрет М.Г.Савиной. Репин ценил эту актрису, называя ее в одном из писем к ней «милой, умной, высокоинтеллигентной и бесконечно талантливой». Не случайно в числе ста подписей на поднесенном Савиной в 1887 году адресе от посетителей Александрийского театра стояла и подпись И.Е.Репина. Уставшая после спектакля, Савина позировала Репину, сидя на диване у себя дома. Но в этом маленьком рисунке сепией Репин много внимания уделил аксессуарам, и образ талантливой актрисы не получил глубокого раскрытия.

продолжение...


"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100