на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 -  15  - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

23 февраля 1889 года на очередном литературном вечере у И.Е.Репина был писатель Н.С.Лесков. По просьбе художника он читал свою повесть «Зенон Злато-кузнец», запрещенную цензурой для печатания в журнале и опубликованную через год под названием «Гора». Обычно Лесков не особенно охотно читал в обществе свои рассказы, но Репину он не мог отказать. Лесков очень ценил талант Репина, не пропускал ни одной выставки, где были его картины. Не случайно на экземпляре только что вышедшей библиографии его произведений, подаренном Репину в октябре 1888 года, Лесков делает надпись: «Илье Ефимовичу, превосходному художнику, искусные и благородные произведения которого приносят мне чистейшие и незабвенные радости». Репину очень хотелось написать портрет Лескова, но писатель упорно отказывался позировать. Удалось сделать только два карандашных портрета-наброска. Большой же портрет маслом, начатый в конце 1889 года, так и не был закончен: Лесков вдруг решил больше не позировать, и сеансы прекратились.

Когда по просьбе В.Г.Черткова Репин согласился иллюстрировать книги издательства «Посредник», он избрал рассказы Лескова. Это - «Гора», «Совестливый Данила», «Прекрасная Аза», «Лев старца Герасима». Правда, Репин никогда не придавал иллюстрациям большого значения. Он делал их в свободное время, и не всегда с увлечением. Лескова не удовлетворяют иллюстрации Репина. Он пишет Черткову: «Рисунки "Азы" мне совсем не нравятся. И.Е. не умеет рисовать женские лица. Он очень талантлив, но раз на раз не приходится. Иногда ослепительно хорошо, а иногда очень плохо. Это прежалко».
Очень любил Репин произведения И.А.Гончарова. Очерки писателя, появившиеся в январе 1888 года в журналах «Вестник Европы» и «Нива», вызывают у него восторженный отклик. Гончаров в эти годы жил отшельником, нигде почти не бывал. Только после настойчивых уговоров Стасова сделать его портрет писатель разрешил Репину прийти к нему. Он жил в доме № 3 по Моховой улице. (Сейчас дом отмечен мемориальной доской.) Принял он художника 26 января 1888 года в своем кабинете - небольшой низкой комнате, разделенной пополам драпировкой. Шкаф с книгами, диван, служивший, по словам И.И.Ясинского, натурщиком обломовскому дивану, и простой письменный стол, на котором красовались часы с бронзовым бюстом «Марфиньки» (подарок друзей в день пятидесятилетия Гончарова), да несколько гравюр на стенах составляли обстановку кабинета. У этого стола Репин усадил Гончарова и сделал набросок с него. Репин внимательно следит за всеми новинками литературы, которые появляются в журналах и отдельными изданиями. Его отзывы в письмах к друзьям часто напоминают своеобразные талантливые рецензии на только что прочитанное. А когда ему нравится какая-нибудь книга, первое его желание - познакомиться с автором, особенно если это начинающий, безвестный писатель. И вот знаменитый художник отправляется на дом к молодому автору. Так было с Ясинским и с Фофановым, так было и с рабочим Монетного двора В.И.Ивановым, опубликовавшим под псевдонимом «Савихин» рассказы из деревенской жизни «Дед Софрон» и «Кривая доля». «Какой удивительный художник... Что у него за язык!» - восхищается Репин. Он совершает дальний путь, разыскивает Савихина и, как потом признается, вполне вознагражден за это: «Мы очень приятно провели вечер. Сначала о многом беседовали, то с радостью благодушествовали, то с озлоблением и негодованием горячились до боли во всем организме, до усталости. Наконец я попросил его что-нибудь почитать мне... Он читал мне сцены из своей автобиографии. Что это за поэтические, своеобразные картинки! Повеяло такой свежей неприкрашенной деревней!..»

А в другом письме к Стасову Репин пишет: «Читайте, ради бога, читайте поскорее Анютина «Наших полей ягоды» («Русская мысль»)... Я уже давно-давно не помню, чтобы меня так увлекало чтение!! Все бросил и не могу оторваться от книги. Далеко за полночь зачитываюсь! При моей аккуратности!!!» Надо заметить, что при всей любви к литературе и знании ее Репин часто ошибался в своих восторженных оценках. Видимо, любой верный штрих, правдивое наблюдение за жизнью современного общества уже волновали его, обещая впоследствии открытие нового таланта. В то же время он не сразу оценил А.П.Чехова и В.Г.Короленко, Д.И.Мамина-Сибиряка. Так, рассказ Чехова «Степь», который Репин слушал в чтении Гаршина у художника М.Е.Малышева в марте 1888 года, не понравился ему. Как вспоминает Репин, «большинство слушателей, и я в том числе, нападали на Чехова и на его новую манеру писать «бессюжетные» и «бессодержательные» вещи... Гаршин со слезами в своем симпатичном голосе отстаивал красоты Чехова, говорил, что таких перлов языка, жизни, непосредственности еще не было в русской литературе». Но постепенно и рассказы А.П.Чехова и сам автор их, с которым Репин познакомился в Петербурге в конце 80-х годов, покорили его. Он восторгается деятельностью Чехова - земского врача, а прочитав «Палату № 6», присланную ему самим автором, пишет о ней Т.Л.Толстой: «Какая чудесная вещь Чехова, вот сила! И в какой скромной форме! Как незатейливо, просто и как глубоко». Но больше всего Репину нравилась повесть Чехова «Моя жизнь».

Чехов также высоко ценил талант Репина. В письме к Модесту Ильичу Чайковскому он отводит первое место в русском искусстве Льву Толстому, второе - Петру Ильичу Чайковскому и добавляет: «Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое...» Попав впервые в мастерскую Репина в декабре 1887 года, Чехов и в последующие свои приезды в Петербург старается побывать у него, посмотреть новые работы. А узнав о том, что Третьяков якобы собирается заказать Репину его портрет, он пишет своему другу архитектору Ф.О.Шехтелю: «...а позировать я готов сколько угодно; готов для этого побросать все свои дела, заложить жен и детей». Портрет был заказан наконец ученику Репина И.Э.Бразу. Репину однажды удалось зарисовать Чехова. Это было в 1895 году на заседании Русского литературного общества, членом которого Репин состоял с 1888 года.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Отсутствие в Репине при полной его сбитости и, мы бы сказали, податливости истинной, «перовской» силы обличителя и рассказчика способствовало прежде тому, что мы его особенно любили. Именно благодаря отсутствию этой силы мы мало обращали внимания на те рассказы и уроки, которые он вкладывал в свои картины." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100