на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 -  18  - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

В 1891 году Репин значительно расширит эту тему, добавив еще ряд сюжетов, выполненных для американского журнала «Scribner's Magazine». Это настоящий рассказ о Петербурге 80-х годов. В этой серии есть и чисто пейзажные мотивы, как, например, вид из окна мастерской на Екатерининский канал. Художник точно любуется городским видом, раскрывающимся перед его глазами. Морозное утро. Неподвижно стоят баржи посреди скованного льдом канала. А на набережной кипит жизнь: движутся конки по только что расчищенному от снега пути, друг за другом тянутся возки, груженные снегом, тротуары заполнены спешащими людьми. Но вот карандаш художника переносит нас на Невский проспект. Улица запружена народом. Мимо высокой конки мчатся запряженные в сани рысаки, спешат прохожие, медленно движется полный снега возок. И все это на фоне характерного пейзажа с виднеющейся вдали башней Городской думы. Удивительно верно передан и морозный день, и городские здания, окутанные легкой дымкой, и выразительные фигуры прохожих.

Несколько листов посвятил Репин Сенному рынку. Здесь внимание художника привлекли типы продавцов, обилие снеди и конечно же - покупатели. Они, покупатели, присутствуют на многих листах этой серии. Здесь и явно зарисованная с натуры рождественская сценка - продажа елок, и бойкая торговля елочными украшениями в Гостином дворе. Не раз заходил Репин в популярный среди петербургской публики ресторан «Доминик» на Невском проспекте, 22-24. И вот появился еще один рисунок - большой зал с огромными окнами, зеркалами, до блеска натертым паркетом. Здесь можно не раздеваясь, так, в пальто или шинели, присесть за стол, выпить стакан чая, почитать газету, побеседовать со знакомыми. Рисунок этот - один из лучших рисунков «петербургской сюиты». Широко используя растушку, придающую живописность, и свободно оперируя линией, Репин достигает необычайного эффекта в передаче самой атмосферы зала, в изображении посетителей. Вот у стойки толкуют о чем-то двое мужчин, а далее, за столом, - коммерсанты и военные, скромные служащие и богато разодетые дамы.
Еще одна характерная и давно забытая сценка зимнего Петербурга: перевоз по льду через Неву. На переднем плане - возчик на коньках, с санками, и девушка, расплачивающаяся с ним. (По словам Веры Ильиничны, она позировала для этого рисунка.) А за ними - просторы заснеженной реки и виднеющиеся вдали здания на противоположном берегу. Не избежали внимания художника и пассажиры конки. Фигуры слегка намечены, но как выразительно, как метко схвачены характерные для людей, находящихся в пути, настроения и позы: опираясь на палку, уставился в пространство перед собой старик, величественно восседает на противоположной скамье пожилая дама. Карандаш, послушный художнику, то слегка очерчивает контур, то рисует волнистую прерывистую линию, то ложится пятном, образуемым растушкой, что создает богатство тональных переходов, то ложится быстрым резким штрихом. Так достигается ощущение света, воздуха, пространства. В этих рисунках особенно сказалось свойство Репина-наблюдателя. От него не ускользает ни одно характерное движение, ни один жест. Ни у одного из художников этого времени мы не найдем такой яркой картины повседневной жизни столицы 80-х годов, какую дал Репин в своей городской «сюите».

* * *

В новой мастерской Репин заканчивает уже давно начатую картину «Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных». История ее создания не совсем обычна для Репина. Когда Репин посетил свою двоюродную сестру-монахиню в Никольском монастыре под Харьковом, к нему обратилась игуменья с просьбой написать икону с изображением Николая Чудотворца, покровителя монастыря. Репин согласился. Однако вместо иконы он написал на холсте большую картину. Что привлекло Репина в этом сюжете? Почему он написал картину да еще сделал два варианта-повторения? Он пытался здесь воплотить волновавшие его тогда идеи Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием, об уничтожении зла нравственным путем. Но при всей подчеркнутой выразительности фигуры Николая с фанатически горящими глазами, положившего руку на рукоятку меча, и несмотря на повышенную экзальтированность других образов, которая в дальнейшем будет присуща многим картинам Репина, это полотно оставляет нас холодными. Картина не вызвала сочувствия и у Льва Толстого. Он писал Ге: «У Репина сказано то, что он хотел сказать, так узко, тесно... Сказано, и больше ничего. Помешал казнить, ну и помешал. А потом? Но мало того; так как содержание не художественно, не ново, не дорого автору, то даже и то не сказано».
Не менее суровый отзыв дает о картине и Поленов. «"Николай Чудотворец" Репина, - пишет он жене, - есть выдуманная, рассудочная, неинтересная вещь».
Закончив «Николая Мирликийского», Репин вновь возвращается к заброшенным на время картинам. Давно он не трогал «Запорожцев». А ведь первый эскиз к ним был сделан еще в Москве, в Абрамцеве, в 1878 году. Репин относился к такому типу художников, которые могли долго хранить в себе какой-либо замысел и в конце концов вернуться к нему и воплотить его в картине.
«Я люблю разнообразие, - признается он в одном из писем. - Пробыв некоторое время под сильным влиянием одной идеи, одной обстановки, одного тона общего настроения, я уже не способен, не могу продолжать в том же роде. Является идея во всех отношениях противоположная, совсем в другой среде, и я уже забываю о прежней. Та мне кажется скучной, хотя далеко не исчерпанной, и я не зарекаюсь вернуться к ней». Сколько обвинений в беспринципности, неустойчивости мнений вызывала эта особенность творческого склада художника.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Для меня, как для художника-правдивца, истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных для глаза лиц? А затем посмотрите на полотна Рембрандта и Веласкеса. Много ли приятных лиц вы насчитаете у них? Художник изображает на картине только те лица, которые сами "просятся" на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100