Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
Репин попал в непривычный для него мир. Знавший только военных поселян, с любопытством приглядывался он к крестьянам, встречавшимся во время пути. Вот деревня Моркваши. Репин отмечает благородство осанки и чувство собственного достоинства жителей этой деревни, Никакой униженности, никакого холопства.
Но вот еще несколько часов езды - Ширяев буерак. Художник наблюдает забитость крестьян, их страх перед начальством и в то же время искренность, чистоту, поистине детскую доверчивость. Репин делает первые зарисовки. Он как бы знакомится с прошлым своих бурлаков. Большинство из них ведь были прежде крепостными. Но вот наконец и они сами.
Появляются многочисленные портретные зарисовки бурлаков, этюды. Задуманы первые композиции. Так много и плодотворно Репин еще никогда не работал летом.
Он впервые начинает писать портреты на открытом воздухе. В его пейзажных зарисовках появляется ощущение пространства и перспективы. Вспоминая впоследствии о том, что ему дала поездка на Волгу, Репин писал: «Пасмурная неделя непогоды принесла большую пользу нашей технике. Все мы чувствовали какую-то новизну и в средствах искусства и во взглядах на природу; мы постигали уже и ширь необъятную и живой колорит вещей по существу.
Трезвость, естественная красота жизни реальной впервые открывались нам своей неисчерпаемой перспективой красивых явлений».
Возвращались в Петербург в середине сентября пароходом до Нижнего Новгорода, а затем по железной дороге, в вагоне III класса. Подъезжая к Петербургу, Репин вдруг опять почувствовал страх перед большим городом, как и тогда, в первый свой приезд в столицу. Что-то будет? Но тогда, в 1863 году, он был одинок. Теперь же на его попечении находился брат.
Но вскоре все страхи рассеялись. Еще в начале путешествия Репин случайно уронил в реку свои часы. И этот дар реке, как он шутил, не остался без ответа. Волга его по-царски отблагодарила. Репин привез в своих папках бесконечное количество набросков, этюдов, эскизов. Волга подсказала ему еще несколько тем для будущих картин.
Вскоре по приезде он показал свои работы Совету Академии. Они были осмотрены и вице-президентом Академии великим князем Владимиром Александровичем. От того, заинтересует ли великого князя какой-либо эскиз, зависело многое.
Работы были разложены на полу в конференц-зале Академии. Между ними можно было прохаживаться и рассматривать рисунки. Двоюродный брат царя желал прослыть покровителем молодых художников. А кто из художников не мечтал получить заказ на картину! Репин показал несколько эскизов. Каждый из них был по-своему интересен и мог положить начало оригинальному произведению. Репин сам еще не мог остановиться ни на одном из них.
Великий князь облюбовал небольшой карандашный эскиз «Бурлаков», видимо поразивший его своей необычностью. Картина была заказана.
Репин получил возможность серьезно заняться темой, которая жила в его воображении, тревожила его, не давала покоя. Такого удачного финала он и вообразить не мог. Оставалось только работать и работать.
Впервые картина увидела свет в марте 1871 года. Репин послал ее на ежегодно проводимый Обществом поощрения художеств конкурс. 1 марта 1871 года в первом этаже здания Голландской церкви (Невский проспект, 20) была открыта очередная выставка картин и рисунков, присланных на конкурс.
И несмотря на то что «Бурлаки» были удостоены первой премии среди произведений жанровой живописи, Репин возвращает картину в мастерскую, считая, что многое надо доработать и переписать. Доработки эти заняли еще два года.
В окончательном виде «Бурлаки» были показаны в марте- апреле 1873 года в Академии художеств на выставке произведений, предназначенных для всемирной выставки в Вене. Картина эта явилась социальным и художественным откровением. О значении ее в истории русского искусства писалось очень много. И прежде, до Репина, русские художники-реалисты показывали тяжелую жизнь народа, крестьянства. Они стремились привлечь внимание общества к нечеловеческим условиям жизни крестьянина, к его бесправию...
Герои картин вызывали жалость, сочувствиё... и только. Репин сумел сказать в своей картине значительно больше.
Вот медленно движутся одиннадцать бурлаков, тянущих под палящим солнцем тяжело груженную баржу. Многие из них уже не в силах бороться с жизнью, они погибнут, не выдержав бесчеловечной эксплуатации.
Но эти люди вызывают не жалость, а желание внимательнее присмотреться к ним. Перед нами одиннадцать характеров, одиннадцать разных судеб. Свой «рассказ» Репин ведет от последнего бурлака, с трудом поспевающего за товарищами, к трем первым - «коренникам», к невысокой согнутой фигуре бывшего моряка, с упорством тянущего бечеву, к богатырю с гривой темных волос и к бурлаку с повязкой на разбитом или опаленном солнцем лбу.
Этот человек особенно привлекает к себе внимание мудрым всепонимающим взглядом, в котором и философское спокойствие, и безразличие к своему ужасающему положению, и внутренняя сила... Не мало, видно, он пережил, дорого обошлись ему эта умудренность, это спокойствие. А в центре - фигура юноши в розовой рубашке, стремящегося освободить растертое лямкой плечо. В этом нетерпеливом движении - невольный протест против изнуряющего труда.
Да, не просто жалость, не только гнев за них, но, в первую очередь, глубокое уважение вызывают к себе эти люди, не потерявшие своего человеческого достоинства в унизительном положении, когда человек - современник паровой машины - низведен до уровня вьючного животного.
Во всем этом и сказалось то новое, что внес Репин в русское искусство. Он встал впереди других художников, воплотив на практике требования передовой эстетической мысли - создать в искусстве позитивный образ, образ истинного героя современной жизни. Репин показал здесь гораздо больше, чем случайную ватагу бурлаков. Перед нами - русский народ. Бескрайние просторы широкой реки, данные без всяких эффектов, палящий зной...
Кажется, будто движется сама Россия, угнетенная, но сильная, с закипающим в ней возмущением, способная опрокинуть враждебные силы.
Картина привлекла внимание и живописными достоинствами. Нежная голубизна воды, жаркий песок, раскаленный лучами полуденного солнца, и на этом фоне - бурлаки в ветхих, темных от пота одеждах... Правда, Репин здесь не воссоздал еще всего цветового богатства натуры, еще недостаточно тонко передана гармония предметов и воздушной среды... Все это придет к нему несколько позже.
продолжение...
|