на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
 17  - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Впервые Репин путешествует без спутников, один. Это ему нравится. Он стремится к одиночеству, и, кроме того, как он признается, так лучше воспринимается увиденное. Пока Репин путешествует, в Петербурге по его просьбе хозяин дома надстраивает еще один, мансардный этаж - под мастерскую. Строительство мастерской влечет за собой и другие перемены: Репин переезжает на четвертый этаж, в квартиру № 5, которая узкой и крутой лестницей соединяется с новой мастерской. Расположение квартиры не изменилось, но комнаты в ней были значительно меньше, чем в прежней. Главное же, Репин получил настоящую мастерскую: светлую, просторную, со стеклянным потолком и большими окнами. Мастерская состояла из двух отделений. К ней примыкали еще три комнаты. Единственная радость у него в жизни - это живопись. Здесь, в мастерской, перед мольбертом, он забывает все неприятности. «Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей», - признается он Стасову.

Радует его и музыка. С юности она была его второй страстью. Часто живопись и музыка взаимно дополняли друг друга. В живописи он искал музыкальность, слушая музыку, он переносился в мир красок. Музыка спасала его в минуты подавленности. В эти годы одним из центров музыкальной жизни Петербурга были Беляевские вечера. Инициатором их был своеобразный и незаурядный человек. Крупный лесопромышленник, составивший на торговле лесом огромное состояние, Беляев ликвидировал свое дело, переехал в Петербург, посвятив последующие двадцать лет своей жизни любимой с детства музыке. В 1880-х годах в его квартире на Ивановской улице еженедельно по пятницам устраивались концерты. Вначале они не были многолюдными. Друзья Беляева, его знакомые были первыми слушателями этих вечеров, где все исполнители были лишь любителями, в том числе и сам Беляев, игравший на альте. Они играли квартеты Гайдна, Моцарта, Бетховена, русских композиторов.
Постепенно круг стал расширяться. Особенно многолюдными стали вечера после переезда Беляева в начале 1890-х годов в дом его брата на Николаевскую улицу, 50 (ныне улица Марата, 50). Репин стал частым посетителем Беляевских «пятниц». Здесь он не только мог услышать новые произведения своих любимых композиторов, но и повидаться с ними. Он встречал здесь Римского-Корсакова, Лядова, молодого Глазунова. Молодежь благоговела перед находящимся в расцвете славы художником. В 1889 году Глазунов посвятил ему свою «Восточную рапсодию для большого оркестра». Приходили сюда и ученики Римского-Корсакова - братья Ф. и С.Блуменфельды, Н.С.Лавров и другие... Большой зал, где играл квартет, и смежная с ним гостиная едва могли вместить желающих. После концерта хлебосольный хозяин приглашал гостей к ужину, который затягивался иногда до двух часов ночи. Репин очень ценил Беляева как одного из самых деятельных пропагандистов русской музыки. На свои средства Беляев стал устраивать симфонические концерты в России и за границей, издавал музыкальные сборники. Беляева Репин заметил еще раньше, чем познакомился с ним. Часто видел он на концертах в Дворянском собрании высокого, краснощекого мужчину с бородой и длинными, почти до плеч волосами. Здесь Стасов и познакомил их. В 1886 году Репин с присущей ему остротой видения и живописным мастерством написал портрет Беляева. Музыка звучала и на «средах» у Н.А.Ярошенко и на знаменитых литературных «пятницах» у Я.П.Полонского, на которых Репин часто бывал. Исполнялись музыкальные произведения и на «четвергах» у Репина. А.Бенуа вспоминал, что при первом посещении Репина он слушал у него бетховенскую Крейцерову сонату. Нередко, в узком кругу друзей, Репин слушал игру Антона Рубинштейна, виолончелиста А.В.Вержбиловича, певицу А.Н.Молас. Репин любил бывать в доме Молас, где Александра Николаевна пела своим гостям в течение всего вечера произведения любимых ею композиторов «Могучей кучки».

Репин не просто слушал музыку. Он жил в мире звуков среди образов, рождаемых его фантазией. Однажды у Полонского играл Антон Рубинштейн. «Все, конечно, слушали Рубинштейна серьезно и с наслаждением, - вспоминает писательница Е.П.Султанова-Леткова, - но Репин жил вместе с музыкой. Антон Григорьевич играл марш Бетховена «Афинские развалины». Начало - тихо, издали, потом все громче, очень громко, как умел Рубинштейн заставлять звучать струны рояля - затем все тише, тише, тише. Репин, весь подавшись вперед, слушал, смотря куда-то вдаль, и вдруг зашептал: «Уходят. Уходят... Ушли». И его будто увели куда-то». Репин не остался в долгу перед русской музыкальной культурой. В эти годы он пишет портреты молодого А.К.Глазунова, А.Г.Рубинштейна, пианистки М.К.Бенуа-Эфрон, посмертный портрет А.П.Бородина; в течение нескольких лет работает над портретом М.И.Глинки, заказанным ему Третьяковым по просьбе сестры Глинки - Л.И.Шестаковой. Несколько позднее он пишет портреты Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Лядова, А.В.Вержбиловича.
В конце 1880-х годов Репин создает несколько рисунков, героем которых становится сам Петербург. Путешествия последних лет заставили его по-новому взглянуть на этот город, увидеть своеобразие его пейзажей, а главное, его обыденную жизнь. Его внимание привлекает и оживленное движение на улицах, и сутолока базаров и магазинов. Глаз художника фиксирует характерные сценки петербургской жизни. Нередко здесь же, на улице, или в кафе, или в вагоне конки вынимает он из кармана альбом и делает беглые зарисовки. А затем дома на больших листах возникают рисунки, в которых передан дух города и подмечены характерные черты его обитателей.

продолжение...


"Обзор всего творения Репина в целом заставляет нас хоронить одну из самых драгоценных иллюзий. Чисто живописные достоинства репинских произведений оказываются далеко не столь высокими, как нам казалось прежде, зато литературная сторона его картин и даже портретов неприятно колет глаза, а в иных случаях представляется прямо невыносимой. Со всех сторон до нас доносятся скучные убеждения, забытые, завядшие слова; там же, где мы прежде видели живописное великолепие, «равное Рембрандту и Веласкесу», нас теперь поражает что-то сырое, художественно непродуманное и не культурное..."

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100