на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 -  10  - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Репин очень бережно относится к исканиям молодежи, считая, что надо предоставить максимальную возможность развитию индивидуальных качеств учеников. «Наша обязанность, - писал Репин в своей статье «О новой Академии» в 1897 году, - стараться понять новые явления, изучать их, помогать их развитию, а не гнуть их на излюбленный нами жанр. Ведь и он, сделавшись обязательным, неминуемо выработается в рутину. Он жив, когда свободен». Так, Репин, например, сразу почувствовал незаурядный, самобытный талант Ф.А.Малявина - свежесть, новизну трактовки, проявившиеся уже в первых его самостоятельных работах, таких, как «Девушка с книгой», «Крестьянская девушка с чулком». Когда нужно, Репин умел и защитить своих учеников. В то время как Совет Академии художеств собирался отказать тому же Малявину в звании художника, Репин, угрожая выйти из Академии, заставил Совет дать Малявину звание.

Вспоминая свои молодые годы, Репин делал все возможное, чтобы помочь ученикам и материально. Он привлекает их к иллюстрированию книг, рекомендует их для исполнения копий. В 1903 году наиболее талантливые ученики под его руководством осуществили целую серию композиций-панорам из жизни Петра I, которые были выставлены в Летнем саду в дни празднования 200-летия Петербурга. Он даже помог своим ученикам создать художественное общество, придумав для него название «Община художников». Репин мечтал о том, чтобы молодые художники могли показывать свои картины на выставках в России и за границей, получая тем самым возможность успешно продавать их. Однако неудачи первых шагов выставочной деятельности расхолодили молодежь, и Община перестала существовать.
Мастерская Репина находилась вначале на так называемом «Литейном дворе» - в академическом здании, выходящем торцом на 3-ю линию Васильевского острова. Но вскоре помещение это оказалось слишком тесным, и в 1896 году Репину предоставили вновь выстроенную большую мастерскую уже в главном здании Академии. При мастерской была небольшая комната, где ученики пили чай. Нередко они по вечерам засиживались здесь (эта комната так и называлась «чайной»), и Репин любил заходить к ним. Так хорошо было поговорить с ними об искусстве. Множество вопросов волновало молодых художников - и проблемы мастерства, и поиски тем для своих картин. Теперь, когда наконец можно самому выбрать тему дипломной работы, как важно не ошибиться в выборе. Много споров рождается вокруг художественных выставок. А их в эти годы становится все больше и больше. Наряду с академическими и передвижными все больший интерес пробуждают выставки, устраиваемые Дягилевым. В марте 1897 года открывается выставка акварелей современных немецких и шотландских художников, в январе 1898 года в музее училища барона Штиглица, расположенного на территории Соляного городка, - выставка русских и финляндских художников, где можно было увидеть работы Нестерова, Врубеля, Серова, Рябушкина. В январе 1899 года в залах того же музея была открыта международная выставка «Мира искусства».

В июне 1895 года Репин с семьей переезжает в квартиру при Академии художеств, которую ему дали как профессору Академии. Она была расположена в третьем этаже главного здания и окнами выходила на 4-ю линию. (Сейчас эти помещения занимает архитектурный факультет Института имени И.Е.Репина.) Репин старается как можно быстрее обосноваться на новом месте, чтобы скорее приняться за прерванные работы. Расставлена мебель, по стенам длинной и светлой передней и огромной, с высокими потолками приемной развешаны картины. Центральное место, как и в старой квартире, занимает большой картон И.И.Шишкина «Бурелом». На рояль ставятся статуэтки работы И.Я.Гинцбурга - В.В.Верещагин, П.И.Чайковский, И.И.Шишкин. Репин любуется видом из окон кабинета: Нева, Николаевский мост, вдали воронихинское здание Горного института. Здесь же, над его квартирой, Репину строят мастерскую, «великолепную, но высоко на чердаке, и это мне особенно нравится, - пишет он Т.Л.Толстой. - ...Я намерен теперь совсем забастовать всякие заказы портретов - окончить только начатые и спокойно остаток дней отдать искусству». Репин все больше и больше тяготится необходимостью писать заказные портреты. Особенно мучительно протекала работа над царскими портретами, где сеансы были регламентированы временем и проходили в официальной, сковывающей художника обстановке. Он бывает счастлив, когда удается уклониться от этих заказов. Репин собирается делить свое время только между академической мастерской и своей собственной, где стоят давно начатые работы. Но вскоре стало ясно, что надежды, которые он возлагал на обновленную Академию художеств, не оправдались. Ни приход передвижников, ни реформы внутри самой Академии не могли изменить ее положения. Академия художеств по-прежнему была под опекой Министерства двора, оставаясь Императорской Академией художеств. Характерно, что даже назначение профессоров утверждалось двором.

Оставшиеся в Академии передвижники не были в силах что-либо изменить, а некоторые, например В.Е.Маковский, и не желали никаких изменений. Бюрократизм, рутина постепенно вновь отвоевывают упущенные было позиции. Казенщина, формальное отношение многих преподавателей к делу удручали Репина. С болью видел он, как рушатся его надежды. Дважды пытается он уйти; но привязанность к ученикам возвращает его назад. Только в 1907 году он окончательно оставляет профессуру. Строгий отбор учеников в Высшее художественное училище, предполагавший хорошую профессиональную подготовку, оставлял за бортом большое количество способной молодежи. Им предстояло возвратиться домой ни с чем или остаться в Петербурге, чтобы в течение зимы подготовиться к поступлению в следующем году. Но заниматься было негде. Если молодой Репин имел возможность поступить в школу Общества поощрения художеств, то теперь школа эта значительно изменила свой профиль. Репин решает создать свою частную студию. Помещение вскоре было найдено. Княгиня М.К.Тенишева, уезжая в свое имение Талашкино, предоставила в полное распоряжение Репина свою мастерскую. Вначале в студии работало 29 учеников, но затем количество их возросло до 40. Желающих было больше, чем могла вместить мастерская. Среди учеников был и сын Репина - Юрий, вскоре поступивший в Академию художеств.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100