Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
Репин с увлечением занимался с учениками Тенишевской мастерской. По словам одного из них - Я.Чахрова, Репин любил эту мастерскую больше академической. «Он часто устраивал вечера-беседы, - вспоминал Чахров, - много говорил нам о своих творческих планах, делился впечатлениями, вспоминал заграничных мастеров-художников, среди которых особенно выделял как рисовальщика Фортуни, достигшего совершенства в рисунке без академии. На этих вечерах много говорилось о текущих выставках, подробно обсуждались новые работы художников. Между прочим, Репин обращал наше внимание на успехи В. Серова в портретах.
Илья Ефимович не раз водил нас по Эрмитажу, показывая своих любимцев, к числу которых принадлежал и Рембрандт. Если на вечерах мы устраивали шарады и игры, Илья Ефимович принимал в них живое участие, поражая нас своим остроумием и находчивостью».
Просуществовала школа около четырех лет. В 1899 году М.К.Тенишева, увлекшись поисками художников круга «Мира искусства», стала субсидировать вместе с С.И.Мамонтовым их журнал, прекратив всякую помощь школе. Мастерская закрылась.
Дружбе Репина с Тенишевой грозил разрыв. В то время как он порвал с «Миром искусства», Тенишева становится союзницей художников этого круга.
* * *
В сентябре 1899 года весь литературный Петербург был взбудоражен приездом А.М.Горького. В честь молодого, но уже популярного писателя устраивают банкеты, его приглашают на вечера-диспуты, жаждут знакомства с ним. Репин давно уже следил за появляющимися в журналах рассказами Горького. Осенью 1898 года в разговоре с французским переводчиком Дени Рошем он даже предложил сделать иллюстрацию к одному из произведений Горького для французского издания. Дени Рош с радостью встретил эту мысль и попросил взять для этого рассказ «Зазубрина», который он переводил для журнала «La Revue Illustree». Рисунок этот стал первой в истории графики иллюстрацией к рассказам Горького. Репина привлекали в молодом писателе интерес к простому народу, вера в его силу и человеческое достоинство. Нравилась Репину и романтическая приподнятость первых рассказов Горького.
«Дай бог вам, - писал Репин Горькому уже в 1899 году, - продолжать, как начали. Вытаскивать из-под спуда поддонную силу жизни русской, в которую мы плохо верим потому, что не знаем ее и не имеем способности видеть, - это миссия писателя. За эти откровения, представленные в такой поэтической форме, мы любим и ценим его по мере сил и способностей наших разуметь».
Репин узнал, что Горький находится в Петербурге, и ему страстно захотелось увидеть человека, чье творчество его восторгало.
Горький также хотел поближе познакомиться с художником, которого он называл в своих статьях «колоссом русской живописи».
Знакомый с произведениями Репина лишь по репродукциям, Горький уже был искренним поклонником таланта художника. В письме к редактору «Журнала для всех» В.С.Миролюбову он еще до знакомства с Репиным просит передать ему привет. «Скажите ему, - пишет далее Горький,- что он высокой важности человек. Дай ему, боже, здоровья и сил. Яркий он цветок на бедной почве нашей родины».
Несмотря на краткость пребывания в Петербурге и мимолетность первых встреч, Горький соглашается позировать Репину для портрета. Сеансы, а их было всего два, проходят в мастерской художника.
Во время сеансов, как всегда, ведется оживленная беседа.
Встреча с Горьким еще больше усилила интерес к нему Репина. Он старается как можно подробнее расспросить писателя, выяснить его отношение к задачам искусства. Ясный, трезвый взгляд Горького, его увлеченность живой, кипящей вокруг жизнью не могли не повлиять на страстную и восприимчивую натуру Репина. Это было время, когда он вновь и вновь искал ответа на мучившие его вопросы.
Репину интересен взгляд Горького на искусство. Он чувствовал, что у них найдется много общего. В этом убеждало и письмо Горького, вскоре присланное ему из Нижнего Новгорода:
«Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все. Он создал даже бога. Искусство же есть только одно из высоких проявлений его творческого духа, и поэтому оно лишь часть человека». Мысли эти близки Репину.
Горький уехал из Петербурга неожиданно, и сеансы прервались. Портрет остался незаконченным.
Репин был очень огорчен. Хотелось завершить работу, да кроме того, просто жаль было расстаться с Горьким. Он мечтал показать ему свои работы, отправившись вместе с ним в музей Александра III, и услышать мнение писателя о них.
Для утешения остались лишь книги Горького, которые писатель подарил Репину. А Горький увез врученный ему художником альбом репродукций репинских картин.
Впечатления от встречи с Горьким были настолько сильны, что в первом же письме, написанном на следующий день после отъезда Горького, Репин признался ему: «Я так счастлив, что познакомился с вами! Часы, проведенные с вами не только не разочаровали меня, как это иногда бывает при знакомстве с автором интересных произведений, - нет, мой интерес к вам возбужден в большой степени от личного знакомства. Меня поражает ваша опытность, начитанность, твердый характер положительного ума и великой души...»
Репин был чутким, тонким портретистом. Он почувствовал в Горьком утомленность, раздражение, связанное, как известно, с разочарованием писателя в петербургской литературной среде, куда он попал впервые. И это нашло свое отражение в портрете, где мы видим образ усталого и даже немолодого человека.
Незавершенный портрет Репин показал на XXVIII передвижной выставке, сочтя целесообразным и важным познакомить с образом выдающегося писателя не только публику обеих столиц, но и провинции, куда эта выставка должна была направиться.
И действительно, портрет писателя, чье имя уже прогремело по России, приковал к себе всеобщее внимание, везде вызывая неослабевающий интерес.
продолжение...
|