на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 -  11 
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Репин с увлечением занимался с учениками Тенишевской мастерской. По словам одного из них - Я.Чахрова, Репин любил эту мастерскую больше академической. «Он часто устраивал вечера-беседы, - вспоминал Чахров, - много говорил нам о своих творческих планах, делился впечатлениями, вспоминал заграничных мастеров-художников, среди которых особенно выделял как рисовальщика Фортуни, достигшего совершенства в рисунке без академии. На этих вечерах много говорилось о текущих выставках, подробно обсуждались новые работы художников. Между прочим, Репин обращал наше внимание на успехи В. Серова в портретах.
Илья Ефимович не раз водил нас по Эрмитажу, показывая своих любимцев, к числу которых принадлежал и Рембрандт. Если на вечерах мы устраивали шарады и игры, Илья Ефимович принимал в них живое участие, поражая нас своим остроумием и находчивостью». Просуществовала школа около четырех лет. В 1899 году М.К.Тенишева, увлекшись поисками художников круга «Мира искусства», стала субсидировать вместе с С.И.Мамонтовым их журнал, прекратив всякую помощь школе. Мастерская закрылась. Дружбе Репина с Тенишевой грозил разрыв. В то время как он порвал с «Миром искусства», Тенишева становится союзницей художников этого круга.

* * *

В сентябре 1899 года весь литературный Петербург был взбудоражен приездом А.М.Горького. В честь молодого, но уже популярного писателя устраивают банкеты, его приглашают на вечера-диспуты, жаждут знакомства с ним. Репин давно уже следил за появляющимися в журналах рассказами Горького. Осенью 1898 года в разговоре с французским переводчиком Дени Рошем он даже предложил сделать иллюстрацию к одному из произведений Горького для французского издания. Дени Рош с радостью встретил эту мысль и попросил взять для этого рассказ «Зазубрина», который он переводил для журнала «La Revue Illustree». Рисунок этот стал первой в истории графики иллюстрацией к рассказам Горького. Репина привлекали в молодом писателе интерес к простому народу, вера в его силу и человеческое достоинство. Нравилась Репину и романтическая приподнятость первых рассказов Горького.
«Дай бог вам, - писал Репин Горькому уже в 1899 году, - продолжать, как начали. Вытаскивать из-под спуда поддонную силу жизни русской, в которую мы плохо верим потому, что не знаем ее и не имеем способности видеть, - это миссия писателя. За эти откровения, представленные в такой поэтической форме, мы любим и ценим его по мере сил и способностей наших разуметь». Репин узнал, что Горький находится в Петербурге, и ему страстно захотелось увидеть человека, чье творчество его восторгало. Горький также хотел поближе познакомиться с художником, которого он называл в своих статьях «колоссом русской живописи». Знакомый с произведениями Репина лишь по репродукциям, Горький уже был искренним поклонником таланта художника. В письме к редактору «Журнала для всех» В.С.Миролюбову он еще до знакомства с Репиным просит передать ему привет. «Скажите ему, - пишет далее Горький,- что он высокой важности человек. Дай ему, боже, здоровья и сил. Яркий он цветок на бедной почве нашей родины». Несмотря на краткость пребывания в Петербурге и мимолетность первых встреч, Горький соглашается позировать Репину для портрета. Сеансы, а их было всего два, проходят в мастерской художника. Во время сеансов, как всегда, ведется оживленная беседа. Встреча с Горьким еще больше усилила интерес к нему Репина. Он старается как можно подробнее расспросить писателя, выяснить его отношение к задачам искусства. Ясный, трезвый взгляд Горького, его увлеченность живой, кипящей вокруг жизнью не могли не повлиять на страстную и восприимчивую натуру Репина. Это было время, когда он вновь и вновь искал ответа на мучившие его вопросы.

Репину интересен взгляд Горького на искусство. Он чувствовал, что у них найдется много общего. В этом убеждало и письмо Горького, вскоре присланное ему из Нижнего Новгорода: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все. Он создал даже бога. Искусство же есть только одно из высоких проявлений его творческого духа, и поэтому оно лишь часть человека». Мысли эти близки Репину. Горький уехал из Петербурга неожиданно, и сеансы прервались. Портрет остался незаконченным. Репин был очень огорчен. Хотелось завершить работу, да кроме того, просто жаль было расстаться с Горьким. Он мечтал показать ему свои работы, отправившись вместе с ним в музей Александра III, и услышать мнение писателя о них. Для утешения остались лишь книги Горького, которые писатель подарил Репину. А Горький увез врученный ему художником альбом репродукций репинских картин. Впечатления от встречи с Горьким были настолько сильны, что в первом же письме, написанном на следующий день после отъезда Горького, Репин признался ему: «Я так счастлив, что познакомился с вами! Часы, проведенные с вами не только не разочаровали меня, как это иногда бывает при знакомстве с автором интересных произведений, - нет, мой интерес к вам возбужден в большой степени от личного знакомства. Меня поражает ваша опытность, начитанность, твердый характер положительного ума и великой души...» Репин был чутким, тонким портретистом. Он почувствовал в Горьком утомленность, раздражение, связанное, как известно, с разочарованием писателя в петербургской литературной среде, куда он попал впервые. И это нашло свое отражение в портрете, где мы видим образ усталого и даже немолодого человека. Незавершенный портрет Репин показал на XXVIII передвижной выставке, сочтя целесообразным и важным познакомить с образом выдающегося писателя не только публику обеих столиц, но и провинции, куда эта выставка должна была направиться. И действительно, портрет писателя, чье имя уже прогремело по России, приковал к себе всеобщее внимание, везде вызывая неослабевающий интерес.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Среди художников 60-х и 70-х годов самым крупным и замечательным является Репин. Если прежние сравнения его с Веласкесом и Халсом и кажутся теперь преувеличенными, то все же несомненно, что по своему огромному, совершенно из ряда вон выходящему таланту он достоин занять одно из наиболее видных мест в истории - и не одного только русского - искусства." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100