на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 -  11 
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Репин с увлечением занимался с учениками Тенишевской мастерской. По словам одного из них - Я.Чахрова, Репин любил эту мастерскую больше академической. «Он часто устраивал вечера-беседы, - вспоминал Чахров, - много говорил нам о своих творческих планах, делился впечатлениями, вспоминал заграничных мастеров-художников, среди которых особенно выделял как рисовальщика Фортуни, достигшего совершенства в рисунке без академии. На этих вечерах много говорилось о текущих выставках, подробно обсуждались новые работы художников. Между прочим, Репин обращал наше внимание на успехи В. Серова в портретах.
Илья Ефимович не раз водил нас по Эрмитажу, показывая своих любимцев, к числу которых принадлежал и Рембрандт. Если на вечерах мы устраивали шарады и игры, Илья Ефимович принимал в них живое участие, поражая нас своим остроумием и находчивостью». Просуществовала школа около четырех лет. В 1899 году М.К.Тенишева, увлекшись поисками художников круга «Мира искусства», стала субсидировать вместе с С.И.Мамонтовым их журнал, прекратив всякую помощь школе. Мастерская закрылась. Дружбе Репина с Тенишевой грозил разрыв. В то время как он порвал с «Миром искусства», Тенишева становится союзницей художников этого круга.

* * *

В сентябре 1899 года весь литературный Петербург был взбудоражен приездом А.М.Горького. В честь молодого, но уже популярного писателя устраивают банкеты, его приглашают на вечера-диспуты, жаждут знакомства с ним. Репин давно уже следил за появляющимися в журналах рассказами Горького. Осенью 1898 года в разговоре с французским переводчиком Дени Рошем он даже предложил сделать иллюстрацию к одному из произведений Горького для французского издания. Дени Рош с радостью встретил эту мысль и попросил взять для этого рассказ «Зазубрина», который он переводил для журнала «La Revue Illustree». Рисунок этот стал первой в истории графики иллюстрацией к рассказам Горького. Репина привлекали в молодом писателе интерес к простому народу, вера в его силу и человеческое достоинство. Нравилась Репину и романтическая приподнятость первых рассказов Горького.
«Дай бог вам, - писал Репин Горькому уже в 1899 году, - продолжать, как начали. Вытаскивать из-под спуда поддонную силу жизни русской, в которую мы плохо верим потому, что не знаем ее и не имеем способности видеть, - это миссия писателя. За эти откровения, представленные в такой поэтической форме, мы любим и ценим его по мере сил и способностей наших разуметь». Репин узнал, что Горький находится в Петербурге, и ему страстно захотелось увидеть человека, чье творчество его восторгало. Горький также хотел поближе познакомиться с художником, которого он называл в своих статьях «колоссом русской живописи». Знакомый с произведениями Репина лишь по репродукциям, Горький уже был искренним поклонником таланта художника. В письме к редактору «Журнала для всех» В.С.Миролюбову он еще до знакомства с Репиным просит передать ему привет. «Скажите ему, - пишет далее Горький,- что он высокой важности человек. Дай ему, боже, здоровья и сил. Яркий он цветок на бедной почве нашей родины». Несмотря на краткость пребывания в Петербурге и мимолетность первых встреч, Горький соглашается позировать Репину для портрета. Сеансы, а их было всего два, проходят в мастерской художника. Во время сеансов, как всегда, ведется оживленная беседа. Встреча с Горьким еще больше усилила интерес к нему Репина. Он старается как можно подробнее расспросить писателя, выяснить его отношение к задачам искусства. Ясный, трезвый взгляд Горького, его увлеченность живой, кипящей вокруг жизнью не могли не повлиять на страстную и восприимчивую натуру Репина. Это было время, когда он вновь и вновь искал ответа на мучившие его вопросы.

Репину интересен взгляд Горького на искусство. Он чувствовал, что у них найдется много общего. В этом убеждало и письмо Горького, вскоре присланное ему из Нижнего Новгорода: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все. Он создал даже бога. Искусство же есть только одно из высоких проявлений его творческого духа, и поэтому оно лишь часть человека». Мысли эти близки Репину. Горький уехал из Петербурга неожиданно, и сеансы прервались. Портрет остался незаконченным. Репин был очень огорчен. Хотелось завершить работу, да кроме того, просто жаль было расстаться с Горьким. Он мечтал показать ему свои работы, отправившись вместе с ним в музей Александра III, и услышать мнение писателя о них. Для утешения остались лишь книги Горького, которые писатель подарил Репину. А Горький увез врученный ему художником альбом репродукций репинских картин. Впечатления от встречи с Горьким были настолько сильны, что в первом же письме, написанном на следующий день после отъезда Горького, Репин признался ему: «Я так счастлив, что познакомился с вами! Часы, проведенные с вами не только не разочаровали меня, как это иногда бывает при знакомстве с автором интересных произведений, - нет, мой интерес к вам возбужден в большой степени от личного знакомства. Меня поражает ваша опытность, начитанность, твердый характер положительного ума и великой души...» Репин был чутким, тонким портретистом. Он почувствовал в Горьком утомленность, раздражение, связанное, как известно, с разочарованием писателя в петербургской литературной среде, куда он попал впервые. И это нашло свое отражение в портрете, где мы видим образ усталого и даже немолодого человека. Незавершенный портрет Репин показал на XXVIII передвижной выставке, сочтя целесообразным и важным познакомить с образом выдающегося писателя не только публику обеих столиц, но и провинции, куда эта выставка должна была направиться. И действительно, портрет писателя, чье имя уже прогремело по России, приковал к себе всеобщее внимание, везде вызывая неослабевающий интерес.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100