Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
В день рождения Е.Д.Шевцовой - 24 декабря 1863 года - Репин дарит ей написанный маслом на небольшом холсте портрет ее сына Алексея. Неудачно сложилась судьба этого портрета. Репин остался недоволен своей работой,- уже тогда проявлялась его необычайная требовательность к себе. Он взял портрет с собою, но так и не закончил его. Шли годы. Алексей уехал из Петербурга, поступив в гусары, а портрет все еще находился у Репина. Однажды, это было уже в 1867 году, к Репину зашел его товарищ по Академии Семен Маринич. Репину давно уже хотелось написать с него этюд. Чистого холста под рукой не было. Усадив юношу, Репин схватил портрет Шевцова и поверх него в один сеанс написал другой. На обратной стороне холста случайно остались дарственная надпись, сделанная Репиным в день рождения Е.Д.Шевцовой, и адрес Шевцовых, напоминающие об исчезнувшей работе.
В квартире Шевцовых летом 1864 года Репин создал свою первую картину «Приготовление к экзаменам». Позировали для нее братья Александр и Алексей Шевцовы.
Живая, с юмором написанная сценка во многом следовала традициям русской жанровой живописи середины века. Один из молодых людей безмятежно спит на диване, прижав к груди книгу, а второй, сидя перед чертежной доской, посылает воздушный поцелуй девушке, виднеющейся в окне противоположного дома. В этой картине уже чувствуется уверенная рука хорошего рисовальщика и живописца. Показав ее на академической выставке в 1865 году, Репин вскоре сдал ее для продажи в магазин эстампов и картин, владельцем которого был А.А.Беггров (Невский проспект, 4).
В те годы Репин не считал жанровую живопись истинным искусством. Воспитанный в преклонении перед Рафаэлем, Бруни, Брюлловым, он был еще далек от идеалов нарождающейся школы русской живописи. «И сухой кропотливый натурализм этюдов новой школы и тенденциозный жанр народных сцен, так увлекавших тогда всю интеллигенцию, меня не радовал, - вспоминал впоследствии Репин. - Собственно, я был упоен в душе самим искусством... и жил, погрузившись с головою в традиционный академизм».
Нужна была встреча с Крамским, общение со Стасовым и с товарищами по Академии художеств, чтобы заставить его задуматься над проблемами современности и судьбами русского искусства.
Впервые Репин увидел Крамского в школе рисования, где тот по воскресеньям преподавал рисунок в классе гипсовых голов. Прежде чем начать рисовать человеческую фигуру с натуры, в Академии изучали ее строение на гипсовых слепках с античных статуй, причем отдельно рисовали голову, части лица, кисти рук, а затем уже переходили к рисованию всей фигуры. (Отсюда название-класс гипсовых голов, гипсовых фигур.) В натурном классе рисовали уже с живой модели.
Имя Крамского было знакомо Репину и раньше. Он слышал о нем от товарищей, когда расписывал церковь в Воронежской губернии, - для воронежских художников Крамской был земляком. Однако Репин еще не знал, что уже два месяца имя Крамского не сходило с уст профессоров и учеников Академии художеств.
9 ноября 1863 года Крамской и его тринадцать товарищей по конкурсу на золотую медаль отказались писать программу на мифологический сюжет и просили Совет Академии разрешить им самим определить темы своих картин. После отказа Совета все конкуренты подали заявление о выходе из Академии. Вдохновителем всей этой группы был Крамской.
Крамской покорил Репина с первого раза - своей манерой держаться, уважительностью, с которой он говорил с учениками, серьёзным подходом к делу. «Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников».
В свою очередь и Крамской сразу обратил внимание на талантливого юношу. Он пригласил Репина к себе домой. Постепенно знакомство перешло в большую дружбу. Крамской всегда высоко ценил талант Репина, а Репин считал, что в формировании его творческой личности он очень многим обязан Крамскому.
* * *
Еще до рождественских каникул Репин сдал свой рисунок лопуха для оценки. Вернувшись после небольшого перерыва в школу, он с волнением стал искать свою фамилию в списке, чтобы узнать результат, и испытал несколько неприятных минут.
«Возвратившись к занятиям недели через три, - вспоминает художник, - ученики с огромным интересом потянулись к списку, вывешенному на стене, чтобы видеть оценки своих способностей. Добрался и я... и пришел в отчаяние: моей фамилии я совсем не нашел в списке. Сердце мое клокотало от обиды и огорчения. Я не смог понять, за что же я исключен? Грязно? Да, тушевать я не умею еще... Наконец, нагоревавшись чуть не до слез, я спрашиваю одного мальчика подобрее:
- А скажите, за что же исключают из списков? Или не экзаменуют?
- Я не знаю, - отвечает он, - вероятно, плохие рисунки. А вы что?.. Вас не поместили в этом листке, исключили? Да ведь, кажется, записывают всех. А как ваша фамилия?
- Да фамилия моя Репин; я поступил недавно.
- Что же вы! Что вы! Да ведь Репин записан первым, - читайте! - Я подумал, что он смеется, и пошел опять к листку... Вот затмение: действительно, первая, очень четко написанная фамилия была "Репин"». Высокий балл окрылил юношу. Все ученики, обступившие его, советовали ему поступать в Академию.
Экзамен был несложный - нужно было сделать рисунок с гипсовой головы. Репин был принят вольноприходящим учеником Академии художеств. Это произошло в январе 1864 года.
Чем же отличались вольноприходящие ученики от учеников Академии художеств? Желающие стать учениками должны были сдать экзамены по общеобразовательным предметам. В дальнейшем помимо специальных предметов они должны были пройти весь курс наук, рассчитанный на шесть лет.
продолжение...
|