на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 -  4  - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

В день рождения Е.Д.Шевцовой - 24 декабря 1863 года - Репин дарит ей написанный маслом на небольшом холсте портрет ее сына Алексея. Неудачно сложилась судьба этого портрета. Репин остался недоволен своей работой,- уже тогда проявлялась его необычайная требовательность к себе. Он взял портрет с собою, но так и не закончил его. Шли годы. Алексей уехал из Петербурга, поступив в гусары, а портрет все еще находился у Репина. Однажды, это было уже в 1867 году, к Репину зашел его товарищ по Академии Семен Маринич. Репину давно уже хотелось написать с него этюд. Чистого холста под рукой не было. Усадив юношу, Репин схватил портрет Шевцова и поверх него в один сеанс написал другой. На обратной стороне холста случайно остались дарственная надпись, сделанная Репиным в день рождения Е.Д.Шевцовой, и адрес Шевцовых, напоминающие об исчезнувшей работе.

В квартире Шевцовых летом 1864 года Репин создал свою первую картину «Приготовление к экзаменам». Позировали для нее братья Александр и Алексей Шевцовы. Живая, с юмором написанная сценка во многом следовала традициям русской жанровой живописи середины века. Один из молодых людей безмятежно спит на диване, прижав к груди книгу, а второй, сидя перед чертежной доской, посылает воздушный поцелуй девушке, виднеющейся в окне противоположного дома. В этой картине уже чувствуется уверенная рука хорошего рисовальщика и живописца. Показав ее на академической выставке в 1865 году, Репин вскоре сдал ее для продажи в магазин эстампов и картин, владельцем которого был А.А.Беггров (Невский проспект, 4). В те годы Репин не считал жанровую живопись истинным искусством. Воспитанный в преклонении перед Рафаэлем, Бруни, Брюлловым, он был еще далек от идеалов нарождающейся школы русской живописи. «И сухой кропотливый натурализм этюдов новой школы и тенденциозный жанр народных сцен, так увлекавших тогда всю интеллигенцию, меня не радовал, - вспоминал впоследствии Репин. - Собственно, я был упоен в душе самим искусством... и жил, погрузившись с головою в традиционный академизм». Нужна была встреча с Крамским, общение со Стасовым и с товарищами по Академии художеств, чтобы заставить его задуматься над проблемами современности и судьбами русского искусства.

Впервые Репин увидел Крамского в школе рисования, где тот по воскресеньям преподавал рисунок в классе гипсовых голов. Прежде чем начать рисовать человеческую фигуру с натуры, в Академии изучали ее строение на гипсовых слепках с античных статуй, причем отдельно рисовали голову, части лица, кисти рук, а затем уже переходили к рисованию всей фигуры. (Отсюда название-класс гипсовых голов, гипсовых фигур.) В натурном классе рисовали уже с живой модели. Имя Крамского было знакомо Репину и раньше. Он слышал о нем от товарищей, когда расписывал церковь в Воронежской губернии, - для воронежских художников Крамской был земляком. Однако Репин еще не знал, что уже два месяца имя Крамского не сходило с уст профессоров и учеников Академии художеств. 9 ноября 1863 года Крамской и его тринадцать товарищей по конкурсу на золотую медаль отказались писать программу на мифологический сюжет и просили Совет Академии разрешить им самим определить темы своих картин. После отказа Совета все конкуренты подали заявление о выходе из Академии. Вдохновителем всей этой группы был Крамской. Крамской покорил Репина с первого раза - своей манерой держаться, уважительностью, с которой он говорил с учениками, серьёзным подходом к делу. «Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников». В свою очередь и Крамской сразу обратил внимание на талантливого юношу. Он пригласил Репина к себе домой. Постепенно знакомство перешло в большую дружбу. Крамской всегда высоко ценил талант Репина, а Репин считал, что в формировании его творческой личности он очень многим обязан Крамскому.

* * *

Еще до рождественских каникул Репин сдал свой рисунок лопуха для оценки. Вернувшись после небольшого перерыва в школу, он с волнением стал искать свою фамилию в списке, чтобы узнать результат, и испытал несколько неприятных минут. «Возвратившись к занятиям недели через три, - вспоминает художник, - ученики с огромным интересом потянулись к списку, вывешенному на стене, чтобы видеть оценки своих способностей. Добрался и я... и пришел в отчаяние: моей фамилии я совсем не нашел в списке. Сердце мое клокотало от обиды и огорчения. Я не смог понять, за что же я исключен? Грязно? Да, тушевать я не умею еще... Наконец, нагоревавшись чуть не до слез, я спрашиваю одного мальчика подобрее: - А скажите, за что же исключают из списков? Или не экзаменуют?
- Я не знаю, - отвечает он, - вероятно, плохие рисунки. А вы что?.. Вас не поместили в этом листке, исключили? Да ведь, кажется, записывают всех. А как ваша фамилия?
- Да фамилия моя Репин; я поступил недавно.
- Что же вы! Что вы! Да ведь Репин записан первым, - читайте! - Я подумал, что он смеется, и пошел опять к листку... Вот затмение: действительно, первая, очень четко написанная фамилия была "Репин"». Высокий балл окрылил юношу. Все ученики, обступившие его, советовали ему поступать в Академию.
Экзамен был несложный - нужно было сделать рисунок с гипсовой головы. Репин был принят вольноприходящим учеником Академии художеств. Это произошло в январе 1864 года. Чем же отличались вольноприходящие ученики от учеников Академии художеств? Желающие стать учениками должны были сдать экзамены по общеобразовательным предметам. В дальнейшем помимо специальных предметов они должны были пройти весь курс наук, рассчитанный на шесть лет.

продолжение...


"В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все, и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, ...спросите его сразу, врасплох: "Кто знаменитейший из русских художников?", ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. ... Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв." (Эфрос А.М.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100