Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
Вставший во главе Министерства внутренних дел Лорис-Меликов своей политикой задабривания либерально настроенной оппозиции не смог ослабить революционной напряженности. Недовольство существующими порядками принимает все более широкий размах. После убийства народовольцами Александра II началась новая полоса репрессий.
Репин следит за всеми процессами. Он восхищается беспримерным героизмом молодых революционеров, жертвующих своей жизнью ради свободы. Репину не приходилось встречаться с народовольцами. Но читая в газетах отчеты о процессах, он не мог не восхищаться мужеством, бесстрашием этих людей, их решимостью самоотверженно бороться с самодержавием.
Он тяжело переживает гибель людей, которые стали ему всем этим близки и дороги... Прекрасные образы Андрея Желябова, Софьи Перовской стоят перед его глазами... Но поделиться ему в Москве не с кем. Критическое отношение к существующим порядкам, так остро ощущаемое Репиным, не находило в то время поддержки у его московских друзей - художников Сурикова, Васнецова, Поленова. Еще меньше интересовались общественно-политической жизнью у Мамонтовых в Абрамцеве. Крупный промышленник и делец, С.И.Мамонтов в своем имении, окруженный художниками и музыкантами, старался отвлекаться от дел. Здесь царило одно искусство. Днем каждый гость его работал в мастерской, а по вечерам музицировали, ставили любительские спектакли.
«Да, только теперь, наконец, окрепнув и развившись, я вполне понял и оценил вас и ваши убеждения. И теперь более чем когда-нибудь подаю вам руку... Ах, к моему огорчению, я так разошелся с некоторыми своими друзьями в убеждениях, что почти один остаюсь, - пишет Репин в Петербург Стасову 16 февраля 1881 года. - И более чем когда-либо верю в интеллигенцию, только в свежие веяния Запада (да не Востока же в самом деле). В эту жизнь, трепещущую добром, правдой и красотой. А главное, свободой и борьбой против неправды, насилия, эксплуатации и всех предрассудков».
Да, в Москве реагируют на все события значительно слабее, чем в Петербурге. В Петербурге поднимают свой голос писатели, художники, молодежь. К революционно настроенной молодежи обращены мысли тяжелобольного Некрасова. Одного из них, которому
...судьба готовила
путь славный, имя громкое
народного заступника,
чахотку и Сибирь, -
- он воспел в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо». А «Притча о двух великих грешниках» в этой поэме звучала как настоящий призыв к борьбе с тиранией и насилием.
В 1878 году вся читающая Россия знала стихотворение Я.П.Полонского, напечатанное в журнале «Вестник Европы»:
Что мне она - не жена, не любовница
И не родная мне дочь!
Так отчего ее доля проклятая,
Спать не дает мне всю ночь!
Спать не дает, оттого что мне грезится
Молодость в душной тюрьме,
Вижу я своды, окно за решеткой,
Койку в сырой полутьме...
Все понимали, что поэт написал это стихотворение под впечатлением ареста Веры Засулич.
В 1879 году в нелегальном издании «Вестник "Народной воли"» была напечатана поэма «Последняя исповедь». Неизвестный автор посвятил ее «казненным».
Более остро реагировали на события современности и петербургские художники. В эти годы Н.А.Ярошенко пишет картину «Заключенный», портреты-картины «Студент» и «Курсистка», где он воссоздает необыкновенно привлекательные образы революционной молодежи. В тот период, когда правительство и пресса травили студентов, обвиняя их во всех смертных грехах, художник рисует их умными, духовно богатыми, трудолюбивыми, в то же время решительными, готовыми на героические дела. Бесстрашный поступок Веры Засулич вдохновил Ярошенко на создание картины «У Литовского замка».
Мысли и чувства Репина, созвучные революционным событиям, просятся на полотно. Что это будет, он и сам не знает. Ему ясно только одно - будущая его картина должна быть современной, животрепещущей.
«Ах, жизнь, жизнь! Что это художники ее обходят?! Черт возьми, брошу я все эти исторические воскресения мертвых, все эти сцены народно-этнографические; переселюсь в Петербург и начну давно задуманные мною картины из самой животрепещущей действительности, окружающей нас, понятной нам и волнующей нас более всех прошлых событий».
Взволнованный трагизмом судьбы народников, Репин уже в 1878 году набрасывает первые эскизы к будущей картине «Арест пропагандиста». В ноябре 1879 года он ненадолго приезжает в Петербург. Спешит повидаться со Стасовым, отвести с ним душу.
продолжение...
|