Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"
В поисках выхода из создавшегося тупика Репин усиливает внимание к вопросам художественного мастерства. Как всегда, увлекаясь, он уже в первом «Письме из-за границы», опубликованном в «Театральной газете» в 1893 году, объявляет читателю, что его интересует только искусство «само в себе». «...Всякий бесполезный пустяк, исполненный художественно, тонко, изящно, со страстью к делу, восхищает меня до бесконечности...» - пишет он.
Однако его увлечение формальной стороной искусства нельзя назвать отходом от прежних позиций, «ренегатством», как сгоряча расценил его высказывания Стасов.
Стасов не понял стихийного стремления Репина к совершенствованию мастерства, рассматривая его высказывания как отход художника от его идейных позиций. На этой почве между ними началась полемика, приведшая к почти полному разрыву отношений.
Поиски новых приемов и средств изображения видны в работах Репина этих лет. Его волнуют вопросы передачи световоздушной среды, яркого солнечного света. Он пишет один из лучших портретов - «Осенний букет» - портрет старшей дочери Веры, где обаяние юности подчеркивается мягкой лиричностью пейзажа, служащего фоном. Палитра художника становится богаче, цветовые отношения в его работах тоньше.
Так же, на воздухе, но освещенной яркими лучами солнца пишет он свою вторую дочь - Надю. Девушка как бы купается в солнечных лучах. Радость жизни, счастье юности - все в этом портрете, написанном с учетом всех достижений пленэрной живописи.
Репин пишет в эти годы и иного рода портреты, в которых так же нашли свое отражение поиски художника в области красоты живописного решения. Многие модели для своих портретов он находит теперь в аристократических салонах.
Сколько возможностей для кисти живописца дает эффектный наряд - красная блуза и черная юбка, в которых позирует В.И.Икскуль, белое атласное платье с голубыми рукавами княгини М.К.Тенишевой, нежно-розовый наряд и горностаевая накидка княгини Н.П.Головиной.
Здесь Репин действительно показал себя блестящим живописцем, великолепно передающим все световые нюансы. Но он не был бы Репиным, если бы и в этих портретах не дал яркой характеристики своим моделям, подчеркнув утонченный аристократизм Икскуль и Головиной, властность Тенишевой.
И.Е.Репин сближается с молодыми художниками, чьи устремления отвечали тогда исканиям его самого.
Это были художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства». Журнал был создан группой молодых энтузиастов. Среди них были художники, музыканты, литераторы, просто любители искусства. Начав с преклонения перед искусством передвижников, они вскоре почувствовали ограниченность их живописного мастерства. Глубокая образованность в вопросах европейского и русского искусства, поэзии, музыки расширила их представления о задачах художника, породила высокую требовательность к культуре исполнения, к совершенствованию художественных приемов, толкала к дальнейшим исканиям. Но вместе с отрицанием окостенелости позднего творчества передвижников и недооценки ими вопросов мастерства они зачеркивали весь их вклад в историю русского искусства, и в том числе глубокую идейность, социальную значимость лучших их произведений.
Горячо ратуя за высокое мастерство, они намереваются сделать открытия молодого поколения достоянием всех. Так родилась идея создания журнала «Мир искусства». Во главе его стал Сергей Дягилев, человек, обладавший неисчерпаемой энергией и организаторским талантом. Душою же «Мира искусства» был блестяще образованный двадцатилетний Александр Бенуа. К их кружку примыкают многие молодые художники.
В сближении Репина с кругом художников «Мира искусства» значительную роль сыграла истинно Петербургская, художественно одаренная семья Бенуа. Со старшими братьями Бенуа - художником Альбертом и архитектором Леонтием - Репин был хорошо знаком. Будучи в дружеских отношениях с Альбертом Бенуа, талантливым акварелистом, Репин еще в 1887 году писал портрет его жены - пианистки Марии Карловны Бенуа-Эфрон. Мальчиком Александр Бенуа присутствовал на этих сеансах, проходивших в доме его родителей.
Это был небольшой особняк, построенный в XVIII столетии на углу Никольской улицы и Екатерингофского проспекта (ныне улица Глинки, 15). Альберт Николаевич Бенуа занимал там со своей семьей квартиру во втором этаже. «Те часы, - вспоминал Александр Бенуа, - которые я проводил, боясь шелохнуться, за спиной у Репина, когда из-под его кисти на полотне загорелись жизнью глаза, заиграла улыбка на влажных губах, когда засветилась матовая белизна кожи, оттененная черной бархоткой, эти часы остались в моей памяти как самые сладостные».
Встречался Александр Бенуа с Репиным и на рисовальных вечерах у своей двоюродной сестры Е.С.Зарудной-Кавос.
В 1894-1895 годах Александр Бенуа появляется в доме княгини М.К.Тенишевой в качестве хранителя ее собрания рисунков и акварелей.
В эти годы Репин бывает в гостях у Александра Бенуа, принимает у себя его и его друзей. Именно к этому времени относится восторженный отзыв Репина о его акварелях «Виды немецких городов» на выставке в Обществе поощрения художеств в феврале 1895 года: «Вашими акварелями любовался, как редко уже чем любуюсь теперь».
Когда в 1896 году А.Бенуа предлагает создать новое общество художников, намереваясь привлечь к нему и москвичей, Репин был одним из тех, кто поддержал эту идею. Но общество так и не было создано.
В 1897 году вместе с А.Бенуа и С.Дягилевым Репин принимает участие в устройстве выставки рисунков и акварелей из собрания Тенишевой в залах Общества поощрения художеств (Б.Морская, 38. Ныне улица Герцена, 38, Ленинградское отделение Союза художников). Коллекция пестрая - более пятисот работ русских и западных художников XVIII-XIX веков: здесь и рисунки Брюллова и Федотова, и пейзажи Воробьева, работы передвижников - Шишкина и Васильева, несколько акварельных портретов Репина.
Западные мастера представлены более слабо, но среди них такие рисовальщики, как Фортуни и Мейсонье.
продолжение...
|