на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII -  2  - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

В конце июля огромный холст был натянут на подрамник, и Репин с учениками в помещении, рядом с залом заседаний, приступили к работе. Куликову и Кустодиеву было поручено начертить на холсте перспективу зала. Это был очень ответственный момент, от него зависел успех дальнейшей работы. Неудивительно, что Репин строго отнесся к сделанному его учениками. После двух недель работы Репин, недовольный результатами, заставил своих помощников переделать всю перспективу. «Работа скучная и кропотливая, - жалуется Кустодиев своей невесте, - все линейки, да циркуль, да угольник. Холст такой громадный, что чувствуешь себя перед ним совсем маленьким. Репин по обыкновению заставил переделывать почти все снова, что было уже нарисовано, и будет ли доволен теперь - не знаю». Наконец Репин был удовлетворен, и все втроем приступили к рисованию фигур сановников. Репин проявил свой исключительный композиционный дар - поместив в картине множество фигур, он сумел при этом избежать монотонности и скуки, тщательно варьируя позы и жесты членов совета. На картине следовало запечатлеть момент чтения государственным секретарем совета В.К.Плеве грамоты, пожалованной в этот день совету. Для оживления всей сцены Репин ввел в картину еще один сюжет - раздачу юбилейных медалей, хотя эта церемония была совершена еще до начала собрания.

Несмотря на то что этикет запрещал разговаривать или оборачиваться в присутствии царя, Репин все-таки настоял на своей трактовке сцены. К осени, когда стали съезжаться члены совета, наступил следующий этап работы - этюды. Репин категорически отказался пользоваться фотографиями, поставил условием продолжения работы - писание портретов с натуры. Исключение было сделано для Николая II, которого в свое время Репин все же писал во дворце. Большинство сановников с удовольствием подчинились требованию художника. Каждый из них приезжал в назначенный ему день и час и позировал, сидя в зале на том самом месте и в той позе, которая ему была придана художником на картине. Некоторых Репин писал со спины, но и «затылки» выходили из-под кисти Репина очень выразительными. Каждый сеанс продолжался часа полтора. Обычно Репин заканчивал этюд за один сеанс, иногда за два, а с П.П.Семенова-Тян-Шанского, А.П.Игнатьева, великого князя Владимира Александровича портреты писались в течение трех сеансов. Позировали поодиночке и группами. Рассадив сановников так, что один оказывался на переднем плане, другой в центре, а третий на заднем плане картины, Репин мог работать и над цветовыми отношениями. Портреты эти сразу же переносились на большой холст. Работал Репин в день часа по три. Слишком велико было напряжение. Да и правая рука почти отказывалась писать, приходилось работать левой. Специальную палитру, сделанную по его эскизу, художник подвешивал ремнем к поясу.

Вместе с Репиным работали над этюдами Кустодиев и Куликов. К лету 1902 года работа сильно продвинулась вперед. Писали по пять-шесть часов в день. «Репин опять говорил, что недели через две такой усиленной работы, как сегодня, мы кончим картину... - сообщает Б.М.Кустодиев. - Много в картине переделывается и прибавляется. Аксессуары все написаны. Стулья так в конце концов навострились писать, что самому нравится. Репин, видимо, доволен, что так хорошо и скоро идет дело». Но работы было еще много, и об окончании картины в 1902 году нечего было и думать. Еще в 1903 году Репин пишет целый ряд портретов - этюдов к картине. На первый взгляд кажется, что эти портреты с их эскизной манерой - плод первого впечатления. Но это не так. Их отличает глубокое проникновение в сущность человеческого характера. Этюды эти - высшее достижение репинского портретного творчества. Зоркий глаз Репина за внешним блеском и парадностью видел сущность каждого из этих людей и передал ее правдиво и часто с беспощадной откровенностью. Чего стоит только иезуитский облик Победоносцева, с его смиренно сложенными руками, его лицо, напоминающее скорее маску, чем лицо живого человека, или громоздкая фигура реакционера и черносотенца А.П.Игнатьева, его оплывшее жиром лицо с маленькими колючими глазками... Кажется, что от острого и проницательного взгляда Репина никуда не спрячешься. В то же время Репин объективен: с любовью воссоздавая облик известного русского путешественника П.П.Семенова-Тян-Шанского, он не скрывает его дряхлости, в портрете министра финансов Витте отдает должное уму и энергии этого деятеля.

В этих работах Репин проявил себя истинным виртуозом. Уверенно лепит он объем, безукоризненно точно ложатся мазки, красиво выделяются лица и руки на фоне ярких, но гармонично скомпонованных пятен одежды. Однако эффектность одежды не «забивает» характеристики людей. Да, это итог всего портретного творчества мастера. Без всех ранее созданных им портретов, писанных маслом, рисованных карандашом и углем, не смогли бы появиться и эти мастерски выполненные этюды. В живописи портретов сказалось и знакомство с новой школой и глубокое знание искусства мастеров прошлого, в частности любимого Репиным Веласкеса. Но все это прошло через творческую лабораторию художника-реалиста, наделенного огромным талантом, опытом и мастерством. Большую картину писали усиленно все втроем. Репин - центральную часть, Куликов - левую, Кустодиев - правую. На большом холсте не везде сохранилась острота характеристики репинских этюдов. Не выдержана строго и цветовая гамма, так блестяще намеченная в эскизе. И это понятно: как бы ни были талантливы ученики Репина, как бы хорошо ни усваивали они манеру живописи учителя - это были начинающие художники, и картина была их первой серьезной работой.

продолжение...


"Воскресить верно целую картину жизни с ее смыслом, с живыми типами, довести до полной гармонии отношения лиц и движение общего жизненного момента во свей картине ... задача громадная. Угадать и воспроизвести идеал, который грезится разумному большинству людей, живущих своими этическими и эстетическими потребностями высшего порядка!" (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100