на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 -  4  - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Еще одну артистку писал в эти годы Репин - это Л.Б.Яворскую, с успехом выступавшую на сцене театра Суворина. За несколько лет до этого Яворская успешно закончила драматические курсы, но не была принята в Александрийский театр. Уехав во Францию совершенствоваться в мастерстве, она задалась целью вернуться в Петербург и «победить». И действительно, сыгранная ею в театре Суворина роль в пьесе Ростана «Принцесса Греза» принесла ей желанный успех. Победительницей, в блеске красоты и славы захотела она увидеть себя на портрете. Она только что вышла замуж за князя Барятинского и в 1898 году поселилась в особняке, отделанном с необычайной роскошью, где каждое помещение было решено в особом стиле, начиная от египетского и кончая ампиром.
Однажды, по словам Т.Л.Щепкиной-Куперник, в отсутствие хозяйки, в ее доме появился одетый в кургузый пиджачок человек. Он укрепил на мольберте холст, взобрался на табурет и стал писать интерьер египетского вестибюля с лестницей. Каково же было удивление Щепкиной-Куперник, когда ей сказали, что это и есть знаменитый художник Репин. Яворская позировала Репину среди цветов, в изысканном парижском туалете, спускаясь с лестницы, построенной в подражание лестнице «Гранд-Опера» в Париже. Репин писал портрет с большим увлечением. Но был ли он закончен и где находится сейчас - неизвестно. Дважды пишет Репин портрет актера Григория Григорьевича Ге, племянника художника Ге. В 1895 году - большой портрет маслом и в 1899 году - пастелью. Ученик М.И.Писарева, Ге часто бывал у Репина на его «четвергах». Репин симпатизировал молодому актеру. Он знал его еще мальчиком, познакомившись с семьей Ге во Франции в 1870-х годах. Тогда же он написал портрет сестры Григория - Зои Ге. А сейчас Репин принимает деятельное участие в сценической судьбе артиста. Когда Ге остался без работы, Репин старается ему помочь. Сохранилось письмо художника к А.Е.Молчанову, в котором Репин просит его содействия в устройстве Ге в Александрийский театр. Сыграла ли какую-нибудь роль просьба Репина - неизвестно, но тем не менее в 1897 году Ге дебютировал в этом театре. Ге часто бывает у Репина, принимает участие в домашних спектаклях, устраиваемых Верой Ильиничной, а когда в 1897 году Репин приступил к работе над картиной «Пушкин на набережной Невы», не кто иной, как Ге, позирует ему для создания фигуры поэта.

* * *

В 1891 году Репин затевает перестройку в своей квартире у Калинкиной площади. Пристраивает четыре комнаты. Всего их стало одиннадцать. Но дома он остро чувствует свое одиночество. Дети - старшие дочери, хотя и живут с ним, ведут себя как чужие. Репина это огорчает. Он подозревает жену в том, что это она настраивает детей против него. Вновь возникает тоска по природе, по деревне. «Я устраиваюсь все комфортабельнее, а сам все больше и больше думаю бросить Петербург и поселиться где-нибудь на хуторе и жить с природой», - пишет Репин в сентябре 1891 года. Продажа картины «Запорожцы» за 35 тысяч рублей (она была приобретена Александром III) позволила строить реальные планы. После долгих поисков выбор пал наконец на усадьбу Здравнево близ Витебска. Репин увлечен новым образом жизни. С утра до позднего вечера он в поле - следит за работой крестьян; принимается за укрепление берега Двины, перестраивает дом. Он надеется, что физическая работа, жизнь на лоне природы восстановят силы, успокоят нервы, расшатанные за последние годы. «А я теперь в Здравневе живу самой первобытной жизнью, какой жили еще греки «Одиссеи» - работаю разве только землю с лопатой да камни. Часто вспоминаю Сизифа, таскавшего камни, и завидую чудесам над Антеем. Ах, если бы и меня это прикосновение, близкое к земле, возобновило бы мои силы, которые в Петербурге в последнее время стали порядочно хиреть», - пишет Репин. И все-таки художник все время ощущает неудовлетворенность: «Я иногда чувствую настроение блудного сына, когда он пас свиное стадо». Вновь одолевает тоска по искусству, и тогда Репин решает бросить все и уехать из усадьбы.

Осенью он возвращается в Петербург. Все последующие годы Репин проводит летние месяцы в Здравневе. Зиму и весну 1894 года он путешествует по Италии с сыном Юрием, к которому очень привязался. Встречая холодное отношение к себе со стороны старших дочерей, он тоскует по младшей - Тане. Он мечтает жить вместе со всеми детьми, вновь обрести семью. Через детей он предлагает Вере Алексеевне приехать в Здравнево и попытаться вновь наладить семейную жизнь. На этот раз Вера Алексеевна соглашается. Репин доволен. В доме так не хватало матери, хозяйки. А главное - все дети с ним. Ненадолго установился семейный мир. Возвратились в Петербург уже всей семьей. «В доме Репина теперь больше порядка, чем было раньше... Дети тоже стали держать себя по отношению к нему почтительнее, вежливее», - записывает в дневнике Жиркевич. Репина волнует дальнейшая судьба детей. Скептически относясь к драматическому таланту своей старшей дочери Веры, он все-таки помогает ей поступить на театральные курсы; с удовольствием следит он за успехами Нади, которая учится на медицинских курсах. Радуется и успехам Юрия в живописи. Постепенно хозяйственные заботы Репина отходят на второй план. Имение налажено, к дому пристроена большая мастерская. Появилось желание работать. Но ничто здесь не вдохновляет художника. Жизнь белорусской деревни проходит мимо, почти не пробуждая в нем интереса: он написал лишь один портрет крестьянина Сидора Шабуро - «Белорус». Его все сильнее тянет в Петербург.

продолжение...


   Реклама:
   » 

"Не знаю других областей искусства, но живопись у теперешних французов - так глупа, так пуста, что сказать страшно. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются". (И.Е.Репин о французской живописи)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100