на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 -  5 
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Придя в первый раз в дом № 22 по Моховой улице, где жили все Стасовы, кроме Дмитрия Васильевича, Репин знакомится с четырьмя братьями, сестрой и многочисленными родными, составлявшими исключительно дружную и интересную семью. Старшие Стасовы - Николай и Александр - занимались естественными науками; Дмитрий Васильевич, адвокат и присяжный поверенный, участвовал в качестве защитника в политических процессах (в том числе и в процессе Каракозова и «процессе 193-х»), в юности он увлекался музыкой и неплохо играл на рояле, отлично аккомпанировал. Будучи дружен с М.И.Глинкой и А.Г.Рубинштейном, он стал одним из основателей Русского музыкального общества, а затем и консерватории. Братья обожали свою сестру Надежду Васильевну. Слабая и болезненная на вид, она поражала всех неутомимой энергией и много сил вложила в создание первых в России Высших женских курсов. Но центром всей семьи был В.В.Стасов. Экспансивный, стремительный, полный полемического задора, он первым делом делился всеми новостями со своими родными. И он мог всецело рассчитывать на их понимание и искреннюю поддержку.

Личное знакомство Репина со Стасовым состоялось в 1871 году. Их сразу потянуло друг к другу. Стасов нашел в Репине то, что он страстно желал видеть в молодом русском искусстве; Репин, в свою очередь, нашел в Стасове человека, широкая эрудиция которого так полезна была молодому художнику, а взгляды на искусство были близки и понятны. Они вместе ходят в Эрмитаж и на выставки, благодаря Стасову Репин знакомится с коллекционерами, в собраниях которых он находит великолепные гравюры Рембрандта, рисунки старых мастеров. Не раз побывав за границей, Стасов рассказывает Репину о сокровищах живописи, хранящихся в музеях Италии, Франции, Англии, знакомит его с русским орнаментом.
Объединяла Репина и Стасова также их горячая любовь к музыке. «Музыку я любил тогда больше всех искусств», - признавался впоследствии Репин. К тому времени Репин уже освоился с жизнью музыкального Петербурга. За эти годы он познакомился с серьезной классической музыкой. Старался не пропускать ни одного интересного вечера. Часто его можно было видеть на концертах Русского музыкального общества, проходивших обычно в зале Благородного собрания (Невский проспект, 15), или на концертах Бесплатной музыкальной школы, руководителем которой долгое время был М.А.Балакирев. Бывая у Стасовых, Репин мог целый вечер слушать игру на рояле, пение, импровизации... Иногда братья Дмитрий и Владимир Стасовы играли в четыре руки. В.В.Стасов был приверженцем и другом М.И.Глинки, а после его смерти сблизился с Балакиревым и его кружком, став страстным пропагандистом произведений композиторов «Могучей кучки» (под таким именем с легкой руки Стасова они вошли в историю), Репин особенно любил, когда у Стасова собирались М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин.

Репин знакомится с произведениями молодых композиторов и становится их горячим поклонником. Он слушает здесь отрывки из оперы «Псковитянка» в исполнении ее автора - Н.А.Римского-Корсакова и новые пьесы для оркестра и фортепьяно А.П.Бородина, Ц.А.Кюи... Вот за рояль садится М.П.Мусоргский. Хриповатым речитативом исполняет он свои музыкальные комические сценки так, что присутствующие не могут удержаться от смеха. В те годы, когда новаторство Мусоргского вызывало у публики насмешки, Стасов не переставал восхищаться им и поддерживать его. Он не жалел ни времени ни сил для помощи своим друзьям. Работая хранителем художественного отдела Публичной библиотеки, он подбирал материалы, необходимые для создания новых картин, опер, сам писал либретто...
Здесь Репин знакомится и с сестрами Пургольд - Надеждой Николаевной, пианисткой, ставшей впоследствии женой Римского-Корсакова, и Александрой Николаевной, певицей (в замужестве Молас), дружбу с которой Репин поддерживал и в последующие годы, а в 1883 году написал ее портрет. А.Н.Молас была «самой яркой выразительницей вкусов «кучкистов», только в ее исполнении речитативы Даргомыжского и Мусоргского овладевали слушателями и очаровывали их до невероятности», - вспоминал впоследствии Репин. Он слушает отрывки из оперы «Млада», сочиненной «кучкистами» совместно, его интересует все... Ведь он чувствует близость творческих устремлений этих композиторов и художников реалистической школы живописи. Будучи уже за границей, Репин писал Стасову: «Быть может, теперь вы уже наслаждаетесь оперой Модеста Петровича - счастливец! А мне теперь так хотелось бы подслушать русской музыки, и особенно музыку М.П.Мусоргского как экстракт русской музыки (смею думать); так часто всплывают у меня в памяти его мотивы, а потом и многие другие, и ваши чудные поэтические вечера, которые мы проводили в большом обществе, вместе; рассвет уже голубым светом сиял нам в комнату, гармонически сливаясь со светом свечей, и ему, казалось, хотелось послушать этих чудесных вещей, рассвета новой эпохи в музыке, а звуки лились все прекрасней, все упоительней и все значительней, и не хотелось расходиться. Возвращаешься домой уже с восходом солнца, все так странно кругом и жизнь казалась такой очаровательной, так полной значенья, что старые идеалы казались смешными в сравнении с живыми настоящими людьми».

В Петербурге был еще один дом, где всецело царила музыка. Это дом Александра Николаевича Серова. Сюда, на 15-ю линию Васильевского острова, Репина впервые привел Антокольский, часто бывавший у Серовых. Это было в 1870 году. На всю жизнь запомнил художник это посещение. Поднимаясь на третий этаж дома № 8, друзья еще на лестнице услышали шумные голоса, оживленный разговор, доносившийся из квартиры. Серов только что приехал из Вены, где отмечалось столетие со дня рождения Бетховена. Он был еще полон впечатлений. В небольшой, скромно обставленной квартире собралось многочисленное и разношерстое общество. Друзья композитора - музыканты, певцы - слушают рассказ Серова о юбилейных торжествах. В соседней комнате громко спорят студенты - гости жены композитора Валентины Семеновны.

продолжение...


"Для меня, как для художника-правдивца, истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных для глаза лиц? А затем посмотрите на полотна Рембрандта и Веласкеса. Много ли приятных лиц вы насчитаете у них? Художник изображает на картине только те лица, которые сами "просятся" на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100