на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV -  2 
Глава V - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Репин не собирается оставаться в Петербурге. Решив провести лето на даче, он мечтает осенью уехать к себе на родину, в Чугуев, и там целиком отдаться творчеству. Пока же он делит свое время между Петербургом и Красным Селом. По-прежнему он не расстается с карандашом. Альбом его заполняется набросками крестьян, работающих в поле, здесь он пишет портреты Алексея Шевцова и его жены. Однажды вся семья собралась вместе на лужайке, наслаждаясь теплым летним днем. Взрослые расположились на дерновой скамье, окруженной деревьями, а рядом, в густой траве, играли маленькие дочери Репина - Вера и Надя (Надя родилась в Париже в 1874 году). Художник устроился поблизости и написал небольшой этюд. На маленьком холсте фигурки вышли совсем миниатюрные. Но с каким мастерством передано сходство, схвачены характерные позы всех присутствующих - А.Шевцова, читающего газету, его жены - склонившейся над шитьем, стариков родителей и Веры Алексеевны, спокойно отдыхающих на скамье.

Картина эта не просто жанровая сцена. Репин с удивительной любовью передал окружающую людей природу, кружевную зелень листвы, сквозь которую падают на траву солнечные блики, нежную даль с маленьким пятнышком голубого озера и темной полоской леса на горизонте. Весь пейзаж напоен чистым, прозрачным воздухом теплого летнего дня. Это достигнуто тончайшими нюансами цвета и в одежде людей, и в зелени листьев и травы. Этот небольшой этюд, написанный художником с истинным вдохновением, еще. раз доказал, что годы, проведенные во Франции, не прошли для Репина даром. Знакомство с искусством импрессионистов и, главное, пейзажные этюды, выполненные летом в небольшой деревушке Вель в Нормандии, - все это обогатило живописную палитру художника, открыло перед ним новые возможности пленэрного решения - передачи воздушной среды. Наконец из Парижа прибыли работы Репина. Понимая слабости картины «Садко», художник чувствует, что отзывы будут неблагоприятными, и с трепетом ждет приговора своих друзей.
В.В.Стасов, казалось бы подготовленный всеми предыдущими письмами самого Репина и отзывом И.Н.Крамского, посетившего Репина в Париже, не должен был ожидать шедевра, но, увидев «Садко», он не может скрыть своей досады: «Как! провести целых три года за границей, видеть все, что есть самого талантливого в живописи на свете, увидать тут же зараз тысячи лучших сцен природы - и все-таки не загореться ни единым могучим лучом, не почувствовать ни единого сильного вдохновения, которое бы толкнуло на творчество, созидательство - нет, это не значит быть творческим талантом, да еще в молодые, самые кипучие годы. ...Вырос ли Репин с тех самых пор, как кончил «Бурлаков»? Ни на одну йоту, и вот это-то и приводит меня в истинное отчаяние. Если уж теперешнее время проходит втуне, без результатов, то чего ж ждать в будущем?» Все это Стасов высказывает огорченному Репину прямо в глаза. Более того, он говорит, что едва ли не разочаровался в нем вовсе. Он называет картину «Садко» «громадным и фатальным провалом». Отзыв этот был беспощадным и не совсем справедливым. Нельзя по одной неудавшейся картине судить о художнике и его таланте. Да, картина Репину не удалась, как не удавались ему впоследствии все, видимо, чуждые его дарованию и духовному складу сказочные, фантастические сюжеты; и ни виртуозно написанная вода, ни таинственный свет не смогли изменить впечатления. В ноябре «Садко» был показан на академической выставке. И хотя Совет Академии присвоил Репину за его картину звание академика, мнение на этот счет членов Совета не было единым. Узнав об этом, Репин признавался В.Д.Поленову: «Брат писал, что профессора не хотели дать мне академика - только тебе и Ковалевскому, меня считали недостойным. Обидели бы навеки!!!» Отзывы в газетах были также неблагоприятные. К тому же написанные людьми, некомпетентными в искусстве, они содержали много нелепостей. И тут Стасов, как истинный друг большого художника, бросился на его защиту. Да, он мог сам откровенно и даже запальчиво высказать Репину свои суждения, но в статье «Прискорбные эстетики» он заступился за художника и его произведение, не скрывая, впрочем, недостатков картины.

Расстроенный Репин не стал дожидаться открытия академической выставки. В первых числах октября он уехал с семьей в Чугуев. Оттуда он писал Стасову: «Мне только тут показалось ясно, что вы поставили на мне +, что вы более не верите в меня и только из великодушия бросаете кусок воодушевления и ободрения, плохо веря в его действие. Мне как-то тяжело стало идти к вам, и я поскорее уехал». В глубине души он понимал, что упреки Стасова несправедливы, что «крест» еще рано на нем ставить. Вступив на родную землю, он вновь обрел уверенность в себе. Он верил, что именно здесь, у себя на Украине, среди народа, который окружал его с детства, был понятен и близок ему, среди простой и ласковой природы, он вновь найдет себя, обретет новые творческие силы. И он не ошибся. Год, проведенный в Чугуеве, имел для Репина исключительное значение. Тема крестьянской России, подсказанная ему жизнью, станет на несколько лет ведущей в его творчестве. Здесь раскроется по-настоящему его живописное дарование, а портреты - «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодьякон», - созданные на родине, позволят заговорить о нем как о выдающемся художнике-портретисте.

продолжение...


   Реклама:
   »  У нас со скидками суши питер всем без проблем.

"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100