на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

   Воспоминания

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

    Репин в Питере 

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
1880

Глава I - 2 - 3 - 4 - 5
6
Глава II - 2 - 3 - 4
5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава III - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10
Глава IV - 2
 Глава V  - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
12 - 13 - 14 - 15 - 16
17 - 18 - 19 - 20 - 21
Глава VI - 2 - 3 - 4 - 5
6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Глава VII - 2 - 3 - 4


   


Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Глава V

1877 году Репин с семьей переезжает из Чугуева в Москву. Решение поселиться в Москве не было неожиданным. Еще в Париже они с Поленовым мечтали о совместной жизни в этой древней столице России. Не Петербург привлекает сейчас сердца этих молодых художников. Именно в Москве они видят воплощение своей мечты об истинно русском городе, где сильны национальные традиции, национальный дух, то, чего лишен был, как казалось тогда, европеизированный Петербург. Репин полагал, что именно в Москве он сможет осуществить все свои многочисленные замыслы, рожденные во время пребывания в Чугуеве. В Москве к этому времени уже поселился Поленов, вернувшийся с сербско-турецкой войны. Там живет В.И.Суриков. Собирается в Москву и В.М.Васнецов. Репин едет туда, зная, что будет среди друзей.

Москва ему нравится, увлекает своей стариной. Вместе с Поленовым, Суриковым, В.Васнецовым бродит он по улицам древней столицы, любуется памятниками архитектуры. После года, проведенного в Чугуеве, Репин жаждет вновь встретиться с людьми, живущими интересами искусства, литературы. Он сближается с семьей Мамонтовых и проводит почти каждое лето в их имении Абрамцево; здесь в Москве состоялось его знакомство со Львом Толстым... Пребывание в Москве - плодотворный период в жизни Репина. Он заканчивает картины «Проводы новобранца», «Вечорницы», «Экзамен в сельской школе», пишет картину «Узник» и «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и всей ее прислуги». Здесь им была осуществлена одна из самых крупных работ этого времени - картина «Крестный ход в Курской губернии».
В этот период Репин достигает вершин мастерства, создав портреты А.Ф.Писемского, П.А.Стрепетовой, Н.И.Пирогова, А.И.Дельвига. Здесь им были задуманы картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Арест пропагандиста в деревне», «Отказ от исповеди перед казнью»... Изредка, на несколько дней, приезжает Репин в эти годы в Петербург. Первая поездка была им предпринята в сентябре 1877 года, вскоре после переезда из Чугуева. Нужно было взять оставленные в Петербурге вещи да получить причитающееся ему пенсионерское содержание от Академии художеств. Остановился он у А.И.Куинджи, который жил в то время на Васильевском острове, в доме № 16 по Малому проспекту на углу 6-й линии. Это была квартира на четвертом этаже здания, окнами на улицу. Репин надеялся повидаться с друзьями, но по приезде заболел и больше недели просидел дома. Так никого и не повидав, вернулся он в Москву. И все же время не было потеряно даром. Несмотря на плохое самочувствие, Репин в течение нескольких дней написал портрет А.И.Куинджи. Когда Крамской уже после отъезда Репина пришел к Куинджи, он был поражен, увидев портрет, и поспешил поделиться своими впечатлениями с Репиным. «Этот портрет с первого же раза говорит, что он принадлежит к числу далеко поднявшихся за уровень. Глаза удивительно живые; мало того, они произвели во мне впечатление ужаса; они щурятся, шевелятся и страшно, поразительно пронизывают зрителя... Потом, рот чудесный, верный, иронизирующий вместе с глазами... Словом, вся физиономия живая и похожая. Кроме того, фигура прелестная; это пальто, эта неуклюжая посадка, все, словом, замечательно передает восточного симпатичного человека... Убедившись в том, что вы сделали чудо, я взобрался на стул, чтобы посмотреть кухню, и... признаюсь, руки у меня опустились. В первый раз в жизни я позавидовал живому человеку, но не той недостойной завистью, которая искажает человека, а той завистью, от которой больно и в то же время радостно; больно, - что это не я так сделал, а радостно, - что все же оно существует, сделано, стало быть, идеал можно схватить за хвост...» Репин не поверил словам художника. Он помнил разочарование, вызванное его картинами, привезенными из Парижа, и считал, что письмо написано для его утешения. Самому ему этот портрет не нравился. Крамской горячо уверяет Репина в искренности своего отзыва. В то же время его беспокоит болезненное состояние Репина. «Я решительно не понимаю рода вашей болезни, а что вы больны - это слишком ясно. Но что же это с вами? Неужели это расстройство надо отнести только к нервам, которые страшно потрясены у людей, любящих искусство и одаренных к нему талантом?»

* * *

В стране нарастала революционная ситуация. Все больше обострялась борьба правительства с революционерами. Правительство было напугано массовым движением «хождения в народ». Царская полиция и жандармерия хватала молодежь, студентов, бросала их в тюрьмы, где они томились по многу лет. Политические процессы следовали один за другим. Но ответом на эти процессы были новые действия революционеров. Меняется их тактика. Все активнее начинают выступать приверженцы методов террора. В январе 1877 года в Петербурге слушается дело о первой рабочей демонстрации на Казанской площади. В феврале того же года начинается «процесс 50-ти», на котором с обличительной речью выступал рабочий-революционер Петр Алексеев.
Конец 1877 года ознаменовался «процессом 193-х», участники которого обвинялись в революционной пропаганде. После покушения В.И.Засулич на генерал-губернатора Трепова в феврале 1878 года, убийства С.М.Кравчинским шефа жандармов Мезенцева и покушения А.К.Соловьева на Александра II в апреле 1879 года преследования особенно усилились. Был опубликован царский указ, по которому все политические дела передавались в ведение военных судов. Это означало нарастание количества смертных приговоров. 1879 год был одним из самых тяжелых. «Год приходит к концу, страшный год, который неизгладимыми чертами врезался в сердце каждого русского, - писал Салтыков-Щедрин. - Даже в худшие эпохи ничего подобного этому злосчастному году летописи русской жизни едва ли представляли».

продолжение...


"Для меня, как для художника-правдивца, истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных для глаза лиц? А затем посмотрите на полотна Рембрандта и Веласкеса. Много ли приятных лиц вы насчитаете у них? Художник изображает на картине только те лица, которые сами "просятся" на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение." (Репин И.Е.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100