на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

    Воспоминания 

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Воспоминания
о Илье Репине

Е.Д.Стасова
А.Н.Бенуа - 2 - 3
И.Я.Гинцбург
Л.А.Шевцова-Споре - 2 - 3 - 4
В.П.Зилоти
Н.А.Касаткин
К.А.Коровин
Н.П.Сычев - 2 - 3
Б.В.Асафьев (Игорь Глебов) - 2 - 3 - 4
А.А.Куренной - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9
Н.Ф.Роот - 2
В.Н.Попов
А.П.Хотулев
Ф.В.Сычков
Н.И.Гумалик
И.Я.Билибин - 2
Б.А.Фогель
М.И.Тоидзе - 2
М.С.Туганов
М.Д.Бернштейн
Г.П.Светлицкий
Е.М.Чепцов
Я.А.Чахров
Н.Я.Борисов - 2 - 3 - 4
С.И.Фролов
П.К.Лихин - 2
С.М.Прохоров - 2
М.П.Бобышев - 2 - 3
Я.А.Троупянский
Л.Ф.Овсянников
М.И.Курило
М.И.Авилов - 2
И.И.Мозалевский - 2
А.В.Стаценко
А.А.Битнер
Б.А.Садовский - 2
Н.Г.Руновский
С.О.Грузенберг - 2
М.А.Керзин - 2
И.М.Карпинский - 2 - 3
М.Я.Паур
Д.И.Похитонов
А.В.Григорьев
П.А.Радимов
П.Е.Безруких - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
А.Людекен
С.А.Белиц
К.Е.Миесниек - 2
В.Ф.Булгаков - 2
М.К.Тенишева
И.А.Владимиров - 2
С.Яблоновский
В.В.Воинов - 2
И.М.Карпинский - 2 - 3

   


Вполне естественно было мое большое волнение, когда я узнал, кто стоит перед моим портретом. Репин посмотрел на меня и, обратившись к генералу, заявил, что, конечно, я должен посещать школу. А главное, что он мне посоветовал, - это развить в себе общую культуру, больше читать, ходить в музеи и т.д. В этом, продолжал он, мне следовало помочь, а дальнейшее будет видно. Репин приветливо кивнул мне головой, будто давая знать, что беседа окончена.
Прошло три года. Я окончил Школу Общества поощрения художеств. Настало время держать экзамен в Академию художеств. Помню, на экзамене я писал этюд с полуобнаженного натурщика-старика. Вдруг в зал входит Репин. Я почти окончил свою работу, но все еще продолжал кое-что поправлять. Подошел Репин: «А, вы, - сказал он, - я вас помню. Ну, ну, посмотрим, что вы сделали». Он внимательно осмотрел мой этюд и сказал: «Что ж, неплохо, продолжайте в том же духе. Только у вас почему-то все сделано как-то одним приемом: и тело, и драпировка, и фон. Если, например, складки драпировки оставить так, как получилось у вас, то тело нужно писать иначе: мягко, чтобы оно чувствовалось. Фон же у вас очень лезет вперед. Надо делать так, чтобы чувствовался воздух».
Это был первый совет, услышанный мною от Репина. Он остался в моей памяти на всю жизнь. Я пользуюсь им при всякой моей работе в течение всей моей художественной жизни.
Экзамен в Академию я выдержал. Начались классные занятия. Репин нередко посещал этюдные классы. Однажды он подошел ко мне, взглянул на этюд и сказал: «Хорошо. Но что это у вас за пятно?» Я ответил, что мне такими кажутся светящиеся места на теле. Он возразил: «Нет, этих пятен на теле не может быть. Тело - матовое. Посмотрите внимательно на всю фигуру, таких пятен вы не увидите».
По уходе маститого учителя я присмотрелся и действительно убедился в своей фальши. Я исправил работу.
Когда пришло время выбирать мастерскую профессора-руководителя, я обратился к Илье Ефимовичу, изъявив свое желание учиться у него. Он ответил, что в настоящее время его мастерская очень переполнена - негде даже стать. Однако тут же добавил: «Вот что, Сычков, я вам окончательно не отказываю, но придется вам некоторое время подождать, так, примерно, полтора-два месяца. Вот кое-кто из моих учеников выйдет на конкурс, тогда места будут свободны. А пока советую вам поработать у Николая Дмитриевича Кузнецова».
Так мне пришлось и поступить. Я учился в мастерской Кузнецова, к которому привык и потом решил не расставаться. За год перед выходом на конкурс я занимался также у П.О.Ковалевского. У него было интересно писать и изучать животных.
Несмотря на то, что фактически я никогда непосредственно не учился у Репина, я часто пользовался его советами. Не раз я заходил к нему показать свои работы и каждый раз получал ценные указания.
Однажды я получил заказ выполнить копию портрета Николая II работы Репина. Оригинал находился в залах Академии, мне надо было получить разрешение автора. Я обратился к Илье Ефимовичу. Он тут же взял клочок бумаги и написал несколько слов хранителю музея А.П.Соколову. Тот прочитал записку и, возвращая мне, сказал: «Возьмите себе на память о Репине». Так эту записку я храню до сих пор как дорогую реликвию.
В Академии художеств устраивались ежегодные отчетные ученические выставки. Я не раз участвовал в них своими летними этюдами. Помню, на одном из них были изображены деревенские ребятишки, сидящие на бревнах.
Пришел Репин. Обходя залы, как всегда, еще до официального открытия выставки, он подошел к моим работам. Посмотрел на них и сказал: «Что-то Сычков нынче не в ту сторону гнет. За эту картину его следует побранить как следует, чтоб впредь так не писал. А ведь он может хорошо писать».
Однажды я принес в мастерскую Репина несколько своих работ, в том числе портрет моей матери. Я ждал, что Илья Ефимович меня похвалит, так как мне казалось, что я поработал недурно. Репин посмотрел внимательно на мою работу и сказал: «Сидящая фигура у вас без ног. Посмотрите, вместо ног у вас на табурете как будто поставлен еще один табурет, на котором лежит платье». Только позднее я все это увидел воочию, а тогда не совсем понял, обиделся.
В 1906 году я написал картину «Возвращение с ярмарки». Композиция очень сложная, много человеческих фигур, все в движении, и размер холста был велик - три с половиной на два метра. За эту картину мне присудили первую премию Всероссийского конкурса Общества поощрения художеств. Картина экспонировалась на весенней выставке в залах Академии художеств. Накануне открытия выставки многие из нас, ее участников, работали в выставочных залах, поправляя свои работы. Моя картина была повешена на первом щите от двери, ведущей из конференц-зала.
Неожиданно распахнулась дверь, и вошли маститые художники во главе с Репиным. Вся процессия направилась ко мне. Ну, думаю, что-то скажет Репин. Подошли, остановились; один из художников, Бровар, вдруг, обращаясь к Репину, говорит: «Вот, Илья Ефимович, за эту картину Сычков получил первую премию». Репин ответил, глядя на меня: «Видишь, какой: получил премию и все еще работает».
Федот Васильевич Сычков (1870-1958) - художник-жанрист. Народный художник Мордовской АССР. Учился в Академии художеств в 1895-1900 годах. Получил звание художника за картину «Письмо с войны».

Н. И. ГУМАЛИК

Живя долгие годы в буржуазной Румынии, я был оторван от родины, от родного искусства, от своих товарищей-художников. Жить приходилось в нужде, материально и духовно скованным. Из двенадцати человек, составлявших в Кишиневе объединение художников-реалистов, почти никто не мог жить на заработок, получаемый с картин. Но самое тяжелое для художника - другое: творческая скованность, невозможность развиваться в своем любимом искусстве, прозябание.
В какой атмосфере, на какой почве могло развиваться паше искусство? Что могло питать наши дарования? Какие живительные соки могли мы почерпнуть в окружавшей нас среде?
Наше творчество не могло питать декадентское неживое искусство румынских модников. Мы жили воспоминаниями о русской живописной школе, о полотнах великих русских художников-реалистов, собирали репродукции с этих картин, искали их в старых журналах, альбомах. Мои товарищи, кишиневские художники, многие из которых не учились ни в какой художественной школе, за это время, мне думается, уже наизусть заучили мои рассказы о годах учения в Российской Академии художеств, об уроках Репина.
Мы влачили нищенское, полуголодное существование и не могли создавать больших картин, ибо не было у нас средств на холст, на раму, на краски. Мы могли писать лишь небольшие пейзаж, портреты, натюрморты.
И вот однажды я получил из Куоккалы письмо от своего учителя И.Е.Репина, которое согрело меня и моих товарищей, помогло нам сохранить верность своему призванию художников, сохранить надежду на лучшие, более счастливые времена.
Вот это письмо, ставшее событием в жизни кишиневских художников-реалистов. Оно написано 22 сентября 1923 года.

продолжение ...


   Реклама:
   »  Недорогая цена на софиты со скидками в этом месяце.

"Вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображенная. Как втянет тебя до мозга костей ее поэтическая правда, как станешь ты постигать ее, да со всем жаром любви переносить на холст - так сам удивишься тому, что получится перед твоими глазами." (Из письма Репина Поленову в 1877 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100