на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

    Воспоминания 

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Воспоминания
о Илье Репине

Е.Д.Стасова
А.Н.Бенуа - 2 - 3
И.Я.Гинцбург
Л.А.Шевцова-Споре - 2 - 3 - 4
В.П.Зилоти
Н.А.Касаткин
К.А.Коровин
Н.П.Сычев - 2 - 3
Б.В.Асафьев (Игорь Глебов) - 2 - 3 - 4
А.А.Куренной - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9
Н.Ф.Роот - 2
В.Н.Попов
А.П.Хотулев
Ф.В.Сычков
Н.И.Гумалик
И.Я.Билибин - 2
Б.А.Фогель
М.И.Тоидзе - 2
М.С.Туганов
М.Д.Бернштейн
Г.П.Светлицкий
Е.М.Чепцов
Я.А.Чахров
Н.Я.Борисов - 2 - 3 - 4
С.И.Фролов
П.К.Лихин - 2
С.М.Прохоров - 2
М.П.Бобышев - 2 - 3
Я.А.Троупянский
Л.Ф.Овсянников
М.И.Курило
М.И.Авилов - 2
И.И.Мозалевский - 2
А.В.Стаценко
А.А.Битнер
Б.А.Садовский - 2
Н.Г.Руновский
С.О.Грузенберг - 2
М.А.Керзин - 2
И.М.Карпинский - 2 - 3
М.Я.Паур
Д.И.Похитонов
А.В.Григорьев
П.А.Радимов
П.Е.Безруких - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
А.Людекен
С.А.Белиц
К.Е.Миесниек - 2
В.Ф.Булгаков - 2
М.К.Тенишева
И.А.Владимиров - 2
С.Яблоновский
В.В.Воинов - 2
И.М.Карпинский - 2 - 3

   


Г. П. СВЕТЛИЦКИЙ

Я поступил в Академию художеств в 1894 году, после ее реформы. На смену профессорам ложноакадемического направления пришли новые, свежие силы - Репин, Куинджи, Маковский. Имена этих художников импонировали молодежи, на них возлагались большие надежды.
Впервые с Репиным я встретился в натурном классе. Как-то незаметно в мастерскую вошел небольшого роста человек... Меня охватило чувство страха и радости. Да это же творец таких гениальных картин, как «Бурлаки», «Крестный ход», «Не ждали», «Иван Грозный», «Запорожцы»...
Репин приходил в мастерскую нечасто. Он подходил то к одному, то к другому из нас, смотрел работы, иногда молча, иногда загадочно усмехался и шел дальше. Мы пытались по его настроению определить, что ему нравилось и чем он был недоволен. В своих оценках он был лаконичен и правдив до резкости.
- Зачем вам заниматься живописью?- мог сказать он ученику, который был, по его мнению, случайным гостем в Академии художеств.
На выставке мы большой толпой ходили за Репиным, прислушиваясь к его замечаниям. Залы он обходил быстро, но если останавливался перед какой-нибудь картиной, то делал подробный ее разбор. Великий реалист, он бурно и гневно говорил о художниках, деформировавших рисунок, искажавших действительность. Декадентство он называл дилетантством, а всех декадентов - бездарностями.
Последний раз я видел Репина в 1917 году. В кругу художников он читал свои воспоминания - яркие картины из своей большой жизни. Он выглядел тогда еще бодрым и жизнерадостным.
Много трудился и много сделал для русского искусства этот великий художник Память о нем будет жить вечно.

Е. М. ЧЕПЦОВ

Еще до поступления в Академию художеств некоторое время я занимался в Тенишевскай студии, которой руководил Репин. В силу ряда обстоятельств я посещал студию очень несистематично, и с Репиным мне пришлось встретиться один или два раза. Настоящее знакомство с ним состоялось позднее.
Окончив общие классы в Академии художеств, я перешел в индивидуальную мастерскую В.Е.Маковского. Репина уже не было в Академии. В мастерской составилась группа дружных учеников, страстно любивших свое дело. Руководство Маковского было общего характера; он стремился к тому, чтобы ученики его были художниками, а не только учителями рисования в гимназиях.
За год до выступления на конкурс я написал женский портрет и рискнул поставить его вместе с двумя другими работами на жюри весенней выставки. Все три работы были приняты.
Через некоторое время после открытия выставки однажды в мастерскую приходит Владимир Егорович Маковский и с некоторым волнением говорит, что мой портрет на выставке очень понравился Репину.
К мнению Репина прислушивались не только ученики и молодые художники, но и такие крупные художники, как Маковский.
В скором времени я получил от Репина письмо, в котором он предлагал мне заказ - написать портрет царя. Кто-то его просил, чтобы он для этого дела порекомендовал молодого художника. В случае моего согласия он просил приехать к нему в «Пенаты» в одну из сред. Я с некоторой робостью отправился в Куоккала. Приезжаю в «Пенаты», ударяю в знаменитый «там-там». Просят войти.
Я приехал в «Пенаты» в разгар вегетарианского шумного обеда. За круглым вертящимся столом было много гостей - художников, писателей, артистов. Вспоминаю, что там был молодой Маяковский. Узнав, кто приехал, Репин быстро вышел из-за стола и так радушно меня принял, что я даже несколько растерялся.
После обеда Репин пригласил меня в свой кабинет переговорить о заказе.
- Где вы научились так работать?
Такой вопрос сбил меня с толку. Я пробормотал, что занимаюсь у Маковского.
Я был очень изумлен тем, что Репину мог так понравиться мой портрет. Ведь это была еще ученическая работа. Через некоторое время, когда я исполнил заказ, Репин пришел в мою мастерскую. Я показал ему несколько этюдов моей работы. Илья Ефимович оказался очень строгим критиком. Он похвалил только один этюд, который ему понравился, остальные раскритиковал.
Когда я был в Академии, мастерской Репина уже не было, но я познакомился с Репиным довольно близко. Преподавание его в основном сводилось к правильной передаче натуры. Репин не любил манерности, поэтому он недолюбливал Фешина. Собственно, у самого Репина, как ни у одного из художников, не было заученной манеры. Он зорко следил за правильностью рисунка у своих учеников. Знакомый мне художник рассказывал: «Будучи в мастерской, Репин подходит ко мне. Внимательно осматривает этюд, берет у меня уголь и в толщину угля добавляет ногу натурщику. Через некоторое время Репин опять в мастерской. Я ногу не трогал, но уголь, нанесенный Репиным, стерся. Репин внимательно осмотрел натурщика, рисунок, берет у меня уголь и точно на ту же длину прибавляет ногу натурщику».
Репин любил, когда ученик детально выписывал этюд (точно по натуре). Однажды в студии он смотрел этюд одного из учеников. Этюд был размашисто, виртуозно написан, но слаб по форме и рисунку. Репину этюд не понравился. Он сказал: «Это как если кто-нибудь сядет за рояль и, не зная простой гаммы, станет с темпераментом импровизировать».
Окончив Академию, я часто бывал у Репина в «Пенатах». Он интересовался моими работами. Меня всегда поражала его огромная любовь к искусству, какая-то неутомимость. Когда он бывал на весенней выставке, окруженный большой толпой художников и учеников Академии, он всегда внимательно рассматривал все работы. Иногда его заинтересовывал на наш взгляд какой-нибудь незначительный этюд, который после этого казался и нам интересным.
В то время в Петербурге была выставка французских художников, на которой экспонировались работы Сезанна, Дерена, Матисса. Вспоминаю мой разговор с Ильей Ефимовичем об этой выставке.
Он закипел, заволновался и с негодованием кричал: - Ведь привязать голову к плечам - это же трудно!
Я счастлив тем, что знал близко этого замечательного художника и обаятельного человека.

продолжение ...


"Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…, изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы." (Минченков Я.С.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100