На костюмированных театральных вечерах участвовала также энергичная и умная девушка, курсистка Бестужевских женских курсов Лида Кузнецова. Позднее она пробила себе дорогу в науке и, если не ошибаюсь, стала профессором Петербургского университета по кафедре истории.
Кузнецова умела веселиться. На одном из костюмированных театральных вечеров Репин заинтересовался ее эффектным костюмом - ярким платьем с большими цветами а-ля модерн. На руке молодой, красивой женщины сидел черный ворон. Художник так и написал ее в этом костюме, увлекшись сочетанием ярких цветов - черного с желтым. Позднее И.Э.Грабарь, писавший об этом портрете, по недоразумению упрекал Репина в увлечении модернизмом.
Большие знакомства у Репина были не только в театральном, но и в музыкальном мире. Он был близко знаком со многими музыкальными знаменитостями. Эти знакомства поддерживались связями брата - Василия Ефимовича, преподавателя Петербургской консерватории (по классу гобоя). Сам Василий Ефимович был, кроме того, музыкантом оркестра Мариинского театра, сочинял музыку и был, по-видимому, известен в высших музыкальных кругах. Быть может, этому способствовала слава его гениального брата.
Мы, дети, часто бывали в лучших петербургских театрах. Бесплатные пропуска нам были обеспечены через Сонечку Репину (дочь Василия Ефимовича) в оперный Мариинский театр и через Веру Репину и ее подругу Любочку Сазонову-Шувалову в драматический Александрийский театр. Сама Вера позднее играла в Суворине ком театре, где мы также бывали.
Насколько Илья Ефимович любил театр, говорит то, что он сам нередко выступал в любительских спектаклях. Сонечка Сазонова (дочь Василия Ефимовича) рассказывала мне, что Илья Ефимович успешно сыграл роль дворника в пьесе Н.Б.Нордман-Северовой. Его фотографии в этой роли появились в газетах и журналах. Сонечка говорила, что хотела подойти после спектакля к дяде и поздравить его, но сдержалась и не выказала себя. Дело в том, что все мы, близкие родственники Репина, были против его дружбы и знакомства с Нордман и ни за что не решились бы подойти к нему при ней. Так никто из нас ни разу не бывал в «Пенатах», пока была жива Нордман. Лишь только после смерти писательницы сначала Вера, а потом и другие дети переехали в Куоккалу.
Я еще не рассказала о том, как любил Репин, наряду с деятелями искусства, людей науки. В его доме часто можно было видеть таких корифеев отечественной науки, как Д.И.Менделеев и В.М.Бехтерев. У Менделеева брала частные уроки дочь художника Надежда, окончившая ранее фельдшерские курсы. Ее же лечил Бехтерев (Надя страдала шизофренией, постепенно перешедшей в острую форму).
Очень часто бывали у нас известный физиолог князь И.Р.Тарханов и его жена Е.П.Антокольская, племянница скульптора. Она была зубным врачом и лечила зубы всей семье Репина. С нею у Репина были самые дружественные отношения.
Нередким гостем при мне был известный врач-хирург Е.В.Павлов. Илья Ефимович писал его портрет и посвятил ему картину «Хирург Е.В.Павлов на операции». Картина эта возникла не случайно. Ученица Репина, М.В.Веревкина, сломала руку и лечилась в клинике Павлова. Репин навещал свою больную ученицу. Кроме того, в больнице под наблюдением Павлова одно время находилась жена Ильи Ефимовича, Вера Алексеевна. Она болела печенью, и ей предстояла операция.
Из ученых припоминаю еще знаменитого в те годы историка Кареева, профессора, читавшего лекции в университете и на Бестужевских курсах. Он был очень импозантен и интересен. Помню, Лида Кузнецова рассказывала, что все бестужевки были страстно влюблены в интересного и речистого лектора и очень любили его предмет. Позднее Илья Ефимович написал портрет историка.
Из нечастых гостей отмечу посещение Репина известной пианисткой красавицей Софьей Ментер, а также генералом Драгомировым. Последнего, а также его дочь, С.М.Драгомирову-Лукомскую, Репин писал, и портреты их известны. Драгомиров был большой гастроном и любил выпить. Скромный стол Репиных украшался к его приходу набором всяких дорогих ликеров и коньяков.
Я намеренно рассказала прежде всего о внешней, показной стороне жизни в семье Репиных в последние годы столетия. Нам, детям, прежде всего бросалась в глаза эта шумная, веселая сторона быта. Не удивительно, что танцы и вечеринки запомнились мне ярче всего.
Вообще же своим детям Илья Ефимович, хотя и был занят, старался уделять как можно больше внимания. К сожалению, это никак не получалось. Воспитанием и хозяйством ведала мать семейства, Вера Алексеевна. Даже в обучении рисованию своих дочерей Репин почти не имел никакого успеха. Вера еще более или менее рисовала и писала красками, а две другие дочери так ничему и не научились. Припоминаю, как обиделась и была оскорблена Танечка тем, что отец в запальчивости вынужден был горько заявить:
- Ах, Танечка, какая же ты все-таки бездарность! Больше Таня не принималась рисовать.
Иногда, большей частью в праздничные дни, Репин рисовал что-нибудь детям в альбомы, по их просьбе. Для этой цели у каждого из детей был заведен альбом. Кто просил нарисовать пожарного, кто матроса, и я помню рисунки на эти темы. Однажды кому-то из девочек Илья Ефимович нарисовал иллюстрацию к «Войне и миру» - момент, когда юная Наташа Ростова только что впервые выступила в своем розовом платьице на взрослом балу. Подобных рисунков было много.
Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, веселая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею - второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя.
Свое, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. И отец ей не отказывал.
Известна репинская простота в жизни и даже скупость. Действительно, он был очень неприхотлив, воздержан от всяких излишеств. Но это не была скаредность. Напротив, Репин мог неожиданно тратить большие деньги на разного рода благотворительные дела, как-то помощь молодым талантам, пожертвования на общественно полезные нужды и т.д. Помню многочисленные проявления щедрости и широты натуры художника во многих случаях общественной жизни.
При мне у Репина жили за его счет три молодых художника - ученики его мастерской при Академии: Вещилов, Чахров и Тряпичников. Им была предоставлена отдельная комната в большой казенной квартире Ильи Ефимовича, и они столовались за общим столом. Летом же художник брал их с собой на свою дачу в Здравнево.
продолжение ...
|