на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

    Воспоминания 

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Воспоминания
о Илье Репине

Е.Д.Стасова
А.Н.Бенуа - 2 - 3
И.Я.Гинцбург
Л.А.Шевцова-Споре - 2 - 3 - 4
В.П.Зилоти
Н.А.Касаткин
К.А.Коровин
Н.П.Сычев - 2 - 3
Б.В.Асафьев (Игорь Глебов) - 2 - 3 - 4
А.А.Куренной - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9
Н.Ф.Роот - 2
В.Н.Попов
А.П.Хотулев
Ф.В.Сычков
Н.И.Гумалик
И.Я.Билибин - 2
Б.А.Фогель
М.И.Тоидзе - 2
М.С.Туганов
М.Д.Бернштейн
Г.П.Светлицкий
Е.М.Чепцов
Я.А.Чахров
Н.Я.Борисов - 2 - 3 - 4
С.И.Фролов
П.К.Лихин - 2
С.М.Прохоров - 2
М.П.Бобышев - 2 - 3
Я.А.Троупянский
Л.Ф.Овсянников
М.И.Курило
М.И.Авилов - 2
И.И.Мозалевский - 2
А.В.Стаценко
А.А.Битнер
Б.А.Садовский - 2
Н.Г.Руновский
С.О.Грузенберг - 2
М.А.Керзин - 2
И.М.Карпинский - 2 - 3
М.Я.Паур
Д.И.Похитонов
А.В.Григорьев
П.А.Радимов
П.Е.Безруких - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
А.Людекен
С.А.Белиц
К.Е.Миесниек - 2
В.Ф.Булгаков - 2
М.К.Тенишева
И.А.Владимиров - 2
С.Яблоновский
В.В.Воинов - 2
И.М.Карпинский - 2 - 3

   


Несколько раз мне удалось побывать в Здравневе, и я хорошо знаю этот период жизни и деятельности Репина. Здравнево было большое, но очень запущенное имение. В 1905 году Репин пожертвовал его в пользу народа, оставив себе только жилую постройку и хутор. Последним жителем Здравнева из семьи Репиных была дочь Татьяна и ее семья. Они прожили там до 1930 года, после чего переехали к художнику в Финляндию. Большое участие в судьбе Татьяны Ильиничны и в разрешении ей выехать за границу приняла Екатерина Павловна Пешкова, жена А.М.Горького.
Таким образом, все дети Репина, в конце концов, переселились в «Пенаты». Семья собралась опять вместе. Репин дождался своих правнуков, которых страстно хотел видеть.
Что касается семьи Шевцовых, то, как известно, Репин впервые вошел в нашу семью в середине шестидесятых годов прошлого века. За шестьдесят пять лет дружеских отношений с Шевцовыми художник переписал и перерисовал многих членов этой семьи.
Когда девятнадцатилетний Репин впервые появился в стенах Академии художеств, с ним очутился там же мой дядя, Александр Шевцов - сын петербургского архитектора Алексея Ивановича Шевцова, выученика той же Академии. Молодые люди познакомились, и Репин стал бывать у нас. Он познакомился со всеми детьми архитектора: Софьей (в дальнейшем - жена брата художника, Василия), Алексеем (мой отец) и Верой, своей будущей женой.
Не прошло и года, как Репин написал чудесную картину, в которой фигурируют оба сына архитектора. Картина называется «Приготовление к экзамену». Оба персоналка картины, вместо того чтобы заниматься науками, сибаритствуют и бездельничают; старший брат, Александр, в ленивой позе лежит на диване, а Алексей, мой отец, посылает воздушный поцелуй девушке, выглядывающей из окна противоположного дома.
Не раз писал Репин многих членов нашей семьи. Известны портреты моих деда и бабушки - Алексея Ивановича и Евгении Дмитриевны, в девичестве Губаревой. Публиковались также портреты моих родителей. Особенно удачна семейная картина «На дерновой скамье», где изображены на фоне прекрасно написанного пейзажа под Петербургом, в селе Красном, оба моих деда, оба родителя, жена художника и его дочери - Верочка и Наденька.
Недавно я впервые познакомилась с фотографией, на которой снят неопубликованный рисунок Репина, изображающий моего отца в мундире полковника артиллерии и дочь Ильи Ефимовича Веру. Рисунок относится к концу девяностых годов и, как я предполагаю, исполнен в один из приездов моего отца к Репину в Петербург.
Иногда Илья Ефимович рисовал моих родных в качестве натурщиков для этюдов к своим картинам. Например, мой отец позировал для «Запорожцев». С него же писана картина «Гайдамак». Репину очень нравились длинные усы моего отца.
Широко известна также тщательно написанная картина «За чайным столом», в которой отражена семейная сцена в доме младшей дочери художника - Татьяны Репиной, по мужу Язевой.
Хорошо вышла на этой картине внучка художника Тася. Ее младшая сестренка - грудной младенец Любочка, названная в мою честь, сидит на руках у няни. Любочка умерла в раннем возрасте.
Припоминаю еще картину «На меже», где изображена жена художника с двумя дочерьми на переднем плане, Верой и Надей, и вдали няня с Юрой на руках. Эта картина побывала на передвижной выставке, и с тех пор ее не видно.
Не помню точно, рисунок или фотография висела на стене репинской столовой, между окон. Рядом висела картина, изображающая собаку Пегаса (другой «портрет» этой же собаки был исполнен на печи здравневской усадьбы).
Не знаю, какова судьба хорошо запомнившейся мне картины, где изображен смертельно раненный офицер русско-японской войны. В Петербурге знали, что в лице раненого был изображен сын генерал-губернатора столицы Зиновьева, погибший на войне.
Помню также большой портрет углем дочери Веры, висевший рядом с знаменитым портретом В.А.Серова, также исполненным углем. Оба они были, кажется, одинакового размера. Вера была нарисована сидящей в профиль, с книгой в руке.
Вспоминаю нашумевший в Петербурге портрет красавицы Корево. В столице все знали, что на портрете запечатлена незаконнорожденная дочь великого князя Николая Николаевича. Возможно, что именно этим объясняется ее девичья фамилия - Николаева. Портрет был выполнен замечательно и всех пленял. Позднее он попал на американскую выставку и остался в Америке.
Помню портрет замечательной красавицы по фамилии Гауш. Я была просто влюблена в эту даму, настолько она была привлекательна. Портрет был исполнен, кажется, пастелью. На голове Гауш была черная бархатная шляпа, она была одета в красную блузку. Гауш неоднократно участвовала на наших костюмированных балах. Поделюсь любопытной деталью из истории создания одной из картин Репина - «Монахиня». Речь идет о монахине, писанной с сестры жены художника - Софьи Алексеевны Репиной (жены брата Репина, Василия Ефимовича). Сначала был написан ее подлинный портрет с натуры в бальном платье. Потом художник почему-то поссорился со своей свояченицей и в отместку переписал ее монахиней. Я рассказала как-то об этом научным сотрудникам Третьяковской галереи, а потом мне рассказывали, что будто бы портрет подвергался просвечиванию рентгеном и на снимке действительно был обнаружен изначальный портрет женщины в бальном платье.
Вообще в нашей семье знали о давней зависти моей старшей тетки к своей сестре Вере. Ведь когда юный Репин впервые появился в нашей семье, родители догадывались об истинной причине столь частых визитов молодого ухажера. Вероятно, они думали о старшей дочери - ровеснице художника. Каково же было изумление семьи, когда через несколько лет оканчивающий Академию художник сделал предложение младшей дочери архитектора, еще не окончившей институт, совсем по виду девочке. На долю же старшей достался спустя несколько лет младший брат художника - оркестрант петербургского оперного Мариинского театра. У них родилась дочь, названная именем матери, в годы юности балерина, запечатленная в замечательном портрете Третьяковской галереи. Софья была мне ровесница и двоюродная сестра. Помню, она приезжала в Петербург из подмосковного села Нахабино, где стоял артиллерийский дивизион моего отца. Припоминаю, что приблизительно тогда же Софью (в замужестве Сазонову) писал маслом также сын художника - Юрий. Портрет находился в семье Сазоновых до смерти матери.
При мне, в конце девяностых годов, Репин был сильно занят картиной «Искушение Христа» («Отойди от меня, сатано»). Помню, он говорил, что этот сюжет был давней его мечтой. Картина была уже закончена, но потом сильно пострадала от пожара в здании Академии художеств. Говорили, что по ней, уже помятой в узких коридорах и разостланной после ликвидации пожара на полу, пробежала собака и на не вполне просохшем холсте остались следы ее лап в виде грязных пятен. Раздосадованный художник уничтожил холст.
Помнится, для Христа в этой картине позировал В.Г.Чертков, для дьявола - артист В.Н.Давыдов.
Сообщаю в заключение, что на акварельном портрете 1896 года изображена не Надя, как было опубликовано, а Вера Репина. Это - одно из замечательных произведений великого портретиста, и ошибиться в подлинности изображения мне, ближайшей родственнице, невозможно.

продолжение ...


   Реклама:
   »  купить чемодан недорого

"В "Художественном журнале" меня охарактеризовали как ремесленника живописи, которому решительно все равно, что бы ни писать, лишь бы писать. Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно... Не правда ли, похожа эта характеристика?.. Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие." (Из письма Репина М.Федорову, 4 мая 1886 г.)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100